Самым известным художником из с. Хионадес, работавшим в XIX в., был Яннис Пагонис из рода Пасхаладисов, расписавший церкви св. Марины в Кисосе (1802), вмч. Димитрия в Неохори в районе хребта Пилио (1832), Св. Троицы в Макринице (1836) и др. Живопись мастеров из Хионадеса отличалась эклектизмом, по замечанию К. Макриса, она постепенно эволюционировала от «чисто народного стиля с ярко выраженными византийскими отзвуками» к «сплаву традиционных элементов с неорусскими и западноевропейскими» ( Μακρς. 1981. Σ. 43-44). С сер. XIX в. проникновение неоклассицизма в традиц. живопись усилилось. Одним из мощных центров этого влияния являлись Фессалоника и Св. Гора. Народные мастера использовали в качестве образцов гравюры и литографии как зап., так и слав., в т. ч. рус. Большую роль сыграло увеличение числа рус. иноков на Афоне. Влияние рус. образцов прослеживается не только в стиле, но и в иконографии (напр., изображение свт. Димитрия Ростовского в открытой галерее кафоликона мон-ря св. Иоанна Предтечи близ Серр (1852)). Отдельное проникновение элементов неоклассицизма в иконопись различных районов Центр. Македонии заметно с нач. XIX в.: иконы, выполненные анонимным художником для иконостаса собора мон-ря Влатадон (1802), иеродиак. Давидом - для ц. Панагии Лаодигитрии в Фессалонике (1806 и 1809), мон. Никифором - для ц. вмч. Георгия (1812) около ротонды вмч. Георгия в Фессалонике ( Ζρρα. 1998. Σ. 45-47). В 40-60-х гг. XIX в. в Македонии работал худож. Матфей Иоанну, привносивший в традиц. живопись элементы неоклассицизма (Ibid. Σ. 50). Им выполнены росписи в афонских мон-рях, церквах Фессалоники, Веррии и Наусы, наибольший интерес представляют фрески кафоликона мон-ря Богородицы Икосифиниссы (1858-1865), стиль к-рых сочетает традиц. живопись с неоклассицизмом ( Παρχαρδου. 1998. Σ. 311-338). Его сын Христодул Матфеу работал в стиле академизма (иконы в иконостасе ц. Св. Софии в Фессалонике (1915)). Одним из последних представителей т. н. народных художников был Феофил Хадзимихаил (1868/73-1934), в творчестве к-рого сочетаются визант. и зап. традиции. В его наследии преобладают светские произведения, но он оставил и иконы. Работы Феофила отличались «большой цветовой фантазией», из-за необычности и интенсивности цветового решения его сравнивали с ван Гогом ( Γεωργιδου- Κοντουρα. 1984. Σ. 42).

http://pravenc.ru/text/166461.html

Лит.: Καλοκρης Κ. Η ζωγραφικ τς Ορθοδοξας. Θεσσαλονκη, 1972; Полевой В. М. Искусство Греции: Новое время. М., 1975; Παπαστμος Δ. Η πδραση τς ναζαρηνς σκψης στ νεοελληνικ κκλησιαστικ ζωγραφικ. Αθνα, 1977; Εκκλησες στν Ελλδα μετ τν Αλωση (1453-1830). Αθνα, 1978-2002. Τ. 1-6; Σπιτρης Τ. 3 αινες νεοελληνικς τχνης (1660-1967). Αθνα, 1979. Τ. 1-3; Μακρς Κ. Α. Χιονιαδτες ζωγρφοι: 65 λακο ζωγρφοι π τ χωρι Χιονιδες τς Ηπερου. Αθνα, 1981; Γεωργιδου- Κοντουρα Ε. Θρησκευτικ θματα στη νεοελληνικ ζωγραφικ 1900-1940. Θεσσαλονκη, 1984. (Διδακτορικ διατριβ); Παπαστρτου Ντ. Χρτινες εικνες: Ορθδοξα θρησκευτικ χαρακτικ 1669-1899. Αθνα, 1986. Τ. 1-2; Χατζηδκης Μ. Ελληνες ζωγρφοι μετ την Αλωση (1453-1830). Αθνα, 1987. Τ. 1; Βοκοτπουλος Π. Λ. Εικνες της Κρκυρας. Αθνα, 1990; Κολφας Γ. Λεκωμα. Αθνα, 1990; Papastratos D. Paper Icons: Greek Orthodox Religious Engravings 1665-1899. Athens, 1990. 2 vol.; Ζας Ν. Θτης Κντογλου ζωγρφος. Αθνα, 1991; Δι χειρóς Βλασου Τσοτσνη. Αθνα, 1993; Τσιγαρδας Ε. Οι τοιχογραφες του ναο της Νας Παναγας Θεσσαλονκης και το κνημα επιστροφς του 18ου αινα στην παρδοση της τχνης της Μακεδονικς σχολς. Θεσσαλονκη, 1994; idem. Ζητματα μεταβυζαντινς ζωγραφικς: στη μνμη του Μανλη Χατζηδκη. Αθνα, 2002; Χατζηδκης Μ. , Δρακοπολου Ε. Ελληνες ζωγρφοι μετ την Αλωση (1453-1830). Αθνα, 1997. Τ. 2; Гравюра греч. мира в моск. собраниях: Кат. выст./Сост.: О. Р. Хромов. М., 1997; Ζρρα Ι. Η θρησκευτικ ζωγραφικ κατ τον 19 αινα στη Θεσσαλονκη. Θεσσαλονκη, 1997. (Διδακτορικ διατριβ); idem. Νεοτερικ στοιχεα σε αγιογρφους φορητν εικνων των ναν της Θεσσαλονκης (19 αι.)//Απ τη μεταβυζαντιν τχνη στη σγχρονη 18ος - 20ος αι. Πανλληνο συνδριο, 20-21 Νοεμ. 1997: Πρακτικ. Θεσσαλονκη, 1998. Σ. 43-57; Παπγγελος Ι. Α. Περ των Γαλατσινων ζωγρφων του Αγου Ορους//Ibid. Σ. 251-294; Παρχαρδου Μ. Ματθαος Ιωννου: Οι μεταμορφσεις μιας τεχνοτροπας//Ibid. Σ. 309-338; Τριανταφυλλπουλος Δ. Προδος και συντρηση στο πδιο της εκκλησιαστικς και θρησκευτικς ζωγραφικς: Η περπτωση του 18ου αινα. Αθνα, 2000; idem. Μελτες για τη μεταβυζαντιν ζωγραφικ: ενετοκρατομενη και τουρκοκρατομενη Ελλδα και Κπρος. Αθνα, 2002; Ολυμπας, μον. Δησις: επιλογ απ το αγιογραφικ της ργο. Πτμος-Αθνα, 2001; Ο Θτης Κντογλου και οι μαθητς του. Θεσσαλονκη, 2002; Deluga W. Greek Church Prints//Print quarterly. L., 2002. Vol. 19. P. 123-135; Триандафиллопулос Д. Церковная живопись и исихазм: Дилемма между Преображением во Христе и гуманистическим возрождением в период туркократии/Пер. с новогреч.: Е. М. Саенкова//ИХМ. М., 2005. Т. 9. С. 18-28; Παπανικολου Μ. Ιστορα της τχνης στην Ελλδα 18ος και 19ος αινας. Αθνα, 2002. Τ. 2. Σ. 18-43; idem. Νεοελληνικ τχνη του 18ου και 19ου αινα. Αθνα, 2005; Θριλγκος Ι. Ο αγιογρφος Κωνσταντνος Θανλλης και το ργο του. Αθνα, 2006.

http://pravenc.ru/text/166461.html