Основные сведения о Г. С. содержатся в его Житии, написанном учеником преподобного свт. Каллистом I , патриархом К-польским (BHG, N 722; впервые издано И. В. Помяловским по рукописи Моск. Синод. б-ки ( Помяловский. 1894, далее: Житие); новейшее критическое изд.- Байер. 2006; см. также: Соколов. 1904; Balfour. 1982; Яцимирский. 1908; Γνης. 1980. Σ. 29-68; L ä greid. 1981; Podskalsky. 2000. P. 250-251, 298-299). Это произведение дает особенно много информации о годах молодости Г. С., в первую очередь об афонском периоде жизни. Вместе с тем, возможно по причине отсутствия сведений из первых рук, свт. Каллист слишком лаконичен в рассказе о последнем этапе жизни учителя и даже не упоминает об обстоятельствах его смерти. В слав. версии Жития (50-е гг. XIV в.; см.: Сырку. 1909; критическое изд.- Δεληκρη. 2004) анонимный переводчик, личность к-рого вызвала много споров ( Γνης. 1980. Σ. 32-40) и к-рый был скорее всего болг. монахом из мон-ря в Парории, сделал в заключительной части (в греч. подлиннике весьма краткой) вставку, где рассказал о последнем периоде жизни и смерти Г. С., основываясь на собственных воспоминаниях. О длительном периоде пребывания Г. С. в Парории и в ее мон-рях свт. Каллист сообщает в Житии прп. Феодосия Тырновского, ученика Г. С.,- др. агиографическом труде, написанном им, по всей вероятности, в К-поле в последний год жизни (1363). Греч. оригинал утерян, сохранился слав. перевод ( Златарски. 1904; Γνης. 1980. Σ. 69-116). Различие между информацией, содержащейся в Житии Г. С., и известиями из Жития прп. Феодосия Тырновского вызвано тем, что в последнем, рассказывая о периоде жизни Г. С. в Парории, свт. Каллист пользуется сведениями, сообщенными ему самим прп. Феодосием, умершим в К-поле в нояб. 1362 г., и 4 учениками, сопровождавшими его в последнем путешествии. Как источник сведений о пребывании Г. С. в Парории и о судьбе мон-рей после его смерти важно Житие прп. Ромила Видинского , написанное в местности Мелана близ Великой Лавры на Афоне его учеником прп. Григорием Новым через неск. лет после смерти учителя (BHG, N 2383, 2384; изд.: Halkin. 1961). Эта работа была также почти сразу переведена на слав. язык. Слав. версия важна, поскольку она основывается на лучшем греч. тексте, нежели тот, к-рый дошел до наст. времени ( Сырку. 1900; Devos. 1961).

http://pravenc.ru/text/168073.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЛЛИСТ I [греч. Κλλιστος] (кон. XIII в.- 1363/64), свт. (пам. греч. 20 июня), патриарх К-польский (1350-1353, 1355-1363/64), визант. монах-исихаст, писатель, противник унии. Жизнь О месте рождения, родителях и юных годах К. ничего не известно. Он был одним из ближайших учеников прп. Григория Синаита и составил его Житие. Когда во время 1-го пребывания на Афоне прп. Григорий встретил К. (ок. 1313/14), тот, возможно, уже был монахом Иверского мон-ря ( Δελικρη. 2004. Σ. 31-32). Став учеником преподобного, К. жил с ним в скиту Магула, а когда прп. Григорий Синаит предпринял 1-е путешествие в Парорию, отправился вместе с ним. После краткого пребывания в Парории, а затем в К-поле К. вместе со своим сподвижником Марком был послан прп. Григорием на Св. Гору. Однако гражданская война, к-рая шла в последние месяцы правления имп. Андроника II (зима 1327/28), или др. причины задержали прп. Григория в К-поле. Через неск. недель К. возвращается в К-поль, но весной 1328 г. снова удаляется на Афон, куда через неск. месяцев наконец прибыл и его учитель (Житие Григория Синаита. 16). Когда прп. Григорий отправился в Парорию во 2-й раз, К. вместе со своим сподвижником Марком, также учеником прп. Григория, остался в скиту Магула (они подвизались вместе с Марком 28 лет) ( Γνης. 1980. Σ. 50-51; Podskalsky. 2000. S. 299). Там К. был рукоположен во иерея и в качестве насельника скита подписал в 1340 г. Святогорский томос (PG. 150. Col. 1236cd; ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 577-578). В сер. 40-х гг. XIV в. К. вернулся в Иверский мон-рь ( Δελικρη. 2004. Σ. 32, σημ. 3; см. также Σ. 33), где, возможно, стал игуменом ( Talbot, Cutler. 1991). Существует также иная версия событий этого периода жизни К.: сначала он поступил в Великую Лавру св. Афанасия (предположительно незадолго до 1314), затем подвизался в скиту Магула (1314-1340) и наконец поселился в Иверском мон-ре (1342-1350) (PLP, N 10478; Pavlikianov. 2001. P. 72). Кроме того, если верно предположение Ж. Лефора, что скит Магула в те годы уже принадлежал Иверской обители (см.: Actes d " Iviron. Pt. 4: De 1328 au début du XVIe siècle/Ed. J. Lefort, N. Oikonomidès, D. Papachryssanthou, V. Kravari. P., 1995. P. 5. Not. 25. (ArAth; 19)), то К. мог считаться монахом этого мон-ря еще раньше.

http://pravenc.ru/text/1320095.html

Ист.: PLP, N 2284; Nicephori Gregorae Byzantina historia/Ed. L. Schopen, I. Bekker. Bonn, 1829-1855. T. 1. P. 555-559; T. 2. P. 901-926, 935, 976, 1001; T. 3. P. 31, 139, 235, 267, 272; idem. Antirrhetika, I/Einl., Textausg., Übers. u. Anm. von H.-V. Beyer. W., 1976. Passim; idem. Epistulae/Ed. P. A. M. Leone. Matino, 1983. Vol. 2. P. 287, 340 (В. К. назван Василием); Ioannis Cantacuzeni Historiarum libri IV/Ed. L. Schopen. Bonn, 1828-1832. T. 1. P. 543-556; T. 2. P. 602-603; T. 3. P. 27, 166-183; idem. Anmirrhemica//PG. 151. Col. 74-75; idem. Refutationes duae Prochori Cydonii/Ed. J. Voordeckers, F. Tinnefeld. Turnhout, 1987. P. 3-5, 33-34, 41, 175; idem. Contra Barlaam et Acindynum//PG. 154. Col. 697-700; Прохоров Г. Публицистика Иоанна Кантакузина 1367-71 гг.//ВВ. 1968. Т. 29. С. 318-341; Darrouzès J. Lettre inédite de Jean Cantacuzène//REB. 1957. T. 17. P. 15-17; Γρηγορου το Παλαμ Συγγρμματα. Θεσσαλονκη, 1962-1988. Τ. Α-Δ; Κουροσης Σ. Ι. Γρηγορου το Παλαμ τσσαρες νκδοτοι πιστολα πρς λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος//ΕΕΒΣ. 1963. Τ. 32. Σ . 347, 354-362, 367-369, 372; Loenertz R. Dix-huit lettres de Grégoire Acindyne//OCP. 1957. T. 23. P. 120; Πιτσκης Κ. Γ. Γρηγορου Ακινδνου Ανκδοτη πραγματεα περ (Κωνσταντνου;) Αρμενοπολου//Επετ. Κντρου Ερενης Ιστορ. Ελλ. Δικαου. 1972. Τ. 19. Σ. 193; Letters of Gregory Akindynos/Ed. and trad. A. Constantinides-Hero. Wash., 1983. Letters 5, 7, 8, 9, 10, 12, 27, 42, 46; Δαβδ Δισυπτου Λγος κατ Βαρλαμ κα Ακινδνου πρς Νικλαον Καβσιλαν/Εκδ. Δ. Γ. Τσμης. Θεσσαλονκη, 1976. Σ. 35-36, 92; Browning R. David Dishypatos " Poem on Akindynos//Byz. 1955-57. No. 25-27. P. 725, 727, 738; Ιωσφ Καλοθτου Συγγρμματα/Εκδ. Δ. Γ. Τσμης. Θεσσαλονκη, 1980. Passim; Γνης Δ. Π. Τ συγγραφκν ργον το οκουμενικο πατριρχου Καλλστου Α. Αθναι, 1980. Passim; Θιλοθου Κωνσταντινουπλεως το Κοκκνου Αγιολογικ ργα, Α/Εκδ. Δ. Γ. Τσμης. Θεσσαλονκη, 1985 [Encomium Gregorii Palamae]; Θιλοθου το Κοκκνου Δογματικ ργα, Α/Εκδ. Δ. Β. Καμκη. Θεσσαλονκη, 1983 [Antirrhetika]; Пападопуло-Керамевс А. И. Жития двух вселенских патриархов XIV в., свв. Афанасия I и Исидора I. СПб., 1905. C. 83-87, 111. (ЗИФФ; 76); Petrarca F. Le Familiari/A cura di V. Rossi. Firenze, 1937. Vol. 2. P. 276-277; акты: Miklosich, Müller. T. 1. P. 238–239, 288, 290–291, 294, 404–407, 409–411, 424, 501, 505, 530, 545, 568, 574; T. 2. P. 113, 249, 267, 294–295; PG. 151. Col. 679–772; Meyendorff J. Le Tome synodal de 1347//ЗРВИ. 1963. T. 8/1. С. 211, 213–222, 225; Порфирий (Успенский), еп. История Афона. СПб., 1892. T. 3. C. 729–735; Успенский Ф. И. Синодик в Неделю Православия. Од., 1893. C. 85–89, 94–96; Gouillard J. Le synodikon de l’orthodoxie//TM. 1967. T. 2. P. 81, 85, 87, 89, 91, 99, 103.

http://pravenc.ru/text/154245.html

Лит.: Πατρινλης Χ. Γ. Συμβολα ες τν στοραν το Οκουμενικο Πατριαρχεου. 1: Πρωτοψλται, λαμπαδριοι κα δομστικοι τς Μεγλης Εκκλησας (1453-1821)//Μνημοσνη. 1969. Τ. 2. Σ. 64-93 (англ. пер.: Patrinelis Ch. Protospaltae, Lamdarii, and Domestikoi of the Great Church during the Post-Byzantine Period (1453-1821)//Studies in Eastern Chant. L., 1973. Vol. 3. P. 141-170); Χατζηγιακουμς Μ. Αυτγραφο (1816) το «Μεγλου Θεωρετικο» το Χρυσνθου//Ο Ερανιστς. Αθνα, 1974. Τ. 11. Σ. 310-322; idem. Χειργραφα κκλησιαστικς μουσικς: 1453-1820: Συμβολ στν ρευνα το νου λληνισμο. Αθνα, 1980 (= idem. Η κκλησιαστικ μουσικ το λληνισμο μετ τν λωση (1453-1820): Σχεδασμα στορας. Αθνα, 1999); Στθης Γ. Θ. Η δεκαπεντασλλαβος μνογραφα ν τ βυζαντιν μελοποι κα κδοσις τν κειμνων ες ν Corpus. Αθναι, 1977; Ψχος Κ. Α. Η παρασημαντικ τς βυζαντινς μουσικς/Εκδ. Γ. Χατζηθεωδρου. Αθναι, 19782; Αλυγιζκης Α. Ε. Εκκλησιαστικο χοι κα ραβοπερσικ μακμια. Θεσσαλονκη, 1990; Γνης Δ. Β. Εγγραφα γι μητροπολτες τν Νων Πατρν (τλος 16ου ανα - 1662)//Επιστημονικ Επετηρς τς Θεολογικς Σχολς το Πανεπιστημου Αθηνν, 1997. Τ. 32. Σ. 386-387. Υποσημ. 65-66; Καραγκονης Κ. Χ. Η παρδοση κα ξγηση το μλους τν χερουβικν τς βυζαντινς κα μεταβυζαντινς μελοποιας. Αθναι, 2003; Πλεμμνου Γ. Τ μουσικ πορτρτο το νεοελληνικο Διαφωτισμο. Αθνα, 2003; Χαλδαικης Α. Γ. Ο πολυλεος στν βυζαντιν κα μεταβυζαντιν μελοποια. Αθναι, 2003. Σ. 246-247, 460-461; idem (Chaldaeakes A. G.). «All Master Composers of Greek Ecclesiastic Music»: An Initial Step on a New History of Greek Sacral Music//Principles of Music Composing: Sacred Music: 10th Intern. Music Theory Conference. Vilnius, Oct. 20-22, 2010. Vilnius, 2010. P. 126-137; idem. Πρς μα να Ιστορα τς Βυζαντινς Μουσικς: Ο «κατλογος τν σοι κατ διαφρους καιρος κμασαν π τ μουσικ τατ, κατ λφβητον»//Επιστημονικ Επετηρδα Ανωττης Εκκλησιαστικς Ακαδημας Ηρακλεου Κρτης. Ηρκλειο, 2012. Τ. 2. Σ. 565-594; Georghi N. Byzantine Chant between Costantinople and Danubian Principalities: Studies in Byzantine Musicology. Bucur., 2010.

http://pravenc.ru/text/1840441.html

К. является автором аскетических «Глав». В полном объеме это сочинение дошло до нас в составе единственной рукописи, но выборка из 14 глав, сделанная на основе этого собрания, была издана в греч. «Добротолюбии» (Θιλοκαλα. Ενετσιν, 1782. Σ. 1100-1102) и входит во все последующие издания этой антологии. Долгое время считалось, что автором «Глав» являлся др. Каллист: в качестве возможных вариантов указывались имена патриарха К-польского Каллиста II Ксанфопула и Каллиста Ангеликуда . Как известно, во 2-м издании греч. «Добротолюбия» в качестве продолжения 14 глав К. были напечатаны главы, принадлежащие Каллисту Ангеликуду, но под именем «Каллиста патриарха». Гонис отнес 14 глав «Добротолюбия» к категории неподлинных творений К. ( Γνης. 1980. Σ. 312-313). К сомнительным он причислил несохранившиеся 106 «Глав», некогда содержавшихся в рукописи Λ. III. 5 (581) из собрания Эскориала, погибшей в пожаре 1671 г. (Ibid. Σ. 295; Rigo. 2007. P. 782; Idem. 2010. P. 340). Однако Гонису осталась неизвестной рукопись Matsouki Ecclesiae S. Paraskeuae (olim Monasterii Bylizas 5), датируемая 60-ми гг. XIV в. и сохранившая эти «Главы». Кодекс был исследован А. Риго (см. полное описание рукописи: Rigo. 2005. P. XXI-XXIV, XXIX-XXXIII), в результате чего был выявлен и издан текст «Глав», к-рые итал. исследователь атрибутировал К. на основании датировки кодекса и др. данных ( Idem. 2007. S. 781-782). По мнению Риго, «Главы» были написаны К. ок. 1360 г. ( Idem. 2010. P. 333) и имеют в указанной рукописи заголовок «Святейшего патриарха Константинопольского господина Каллиста 100 Глав о чистоте души, как мало-помалу она очищается и возводится к созерцанию» (Ibid. P. 342; см. также: P. 336). На самом деле число глав больше, чем 100, а именно 109. В описании же погибшего эскориальского кодекса указывалось число 106. Возможно, изначально это собрание глав представляло собой сотницу, но потом к ней были добавлены главы (о чем может свидетельствовать непропорциональный объем последних глав, особенно 109-й); также писцы могли разделить какие-то главы (см.: Ibid. P. 334). Все 14 глав греч. «Добротолюбия» находят соответствия в собрании из 109 глав: так, 1-я гл. из «Добротолюбия» соответствует 17-й, 2-я - 18-й, 3-я - 19-й, 4-я - 12-й и 13-й, 5-я - 35-й, 6-я - 37-й, 7-я - 34-й, 8-я - 38-й, 9-я - 45-й, 10-я - 46-й, 11-я - 56-й и 57-й, 12-я - 74-й, 13-я - 87-й и 14-я - 96-й.

http://pravenc.ru/text/1320095.html

Церковнослав. перевод прп. Паисия (Величковского) , иногда упоминаемый исследователями, представляет собой переработку древнего слав. перевода, а не новый перевод. Рус. перевод Жития Григория Синаита был выполнен И. Соколовым в 1904 г. на основе издания Помяловского и не так давно переиздан (Житие и деятельность иже во святых отца нашего Григория Синаита, описанные Каллистом, святейшим архиепископом Константинопольским/СТСЛ. Серг. П., 2005). Перевод Жития, помещаемый в Афонском патерике (см., напр.: Афонский патерик. М., 1897. Ч. 1. С. 318-340), сделан по новогреч. пересказу оригинального Жития, опубликованному прп. Никодимом Святогорцем в составе сб. «Неон Эклогион» ( Νικδημος Αγιορετης. Νον Εκλγιον. Ενετσιν, 1803. Σ. 327-341). В 2006 г. Байер опубликовал перевод Жития Григория Синаита на рус. язык в составе критического издания греч. текста памятника, однако этот перевод нельзя признать удовлетворительным в первую очередь с лит. т. зр., как нарушающий мн. нормы совр. рус. языка. О переводах на др. языки см.: Γνης. 1980. Σ. 41-44. Житие Феодосия Тырновского, др. известного исихаста XIV в., бывшего, как и К., учеником прп. Григория Синаита, представляет собой ценный источник сведений по истории визант. и болг. монашества. Житие это сохранилось в составе одной рукописи (из собрания Рильского монастыря в Болгарии: Код. 61. Л. 282-294 об.). Первое издание этого памятника сильно искажало текст, поскольку издатель последовательно заменял серб. и болг. средневек. формы церковнослав. слов характерными для церковнослав. языка XVIII в. ( Бодянский. 1860; ср.: Γνης. 1980. Σ. 72-73). Критическое издание было подготовлено В. Златарским ( Златарски. 1904). О переводах на совр. болг. язык см.: Γνης. 1980. Σ. 74-75. Гомилетические сочинения Гонис насчитывает 64 гомилии, несомненно принадлежащие К. ( Γνης. 1980. Σ. 123-251). Однако 3 из этого числа содержались в эскориальском кодексе, погибшем в огне ( Andr é s. 1968. P. 264-265). Кроме того, 2 гомилии сохранились не полностью ( Γνης. 1980. Σ. 129). Изданы лишь «Похвальное слово Иоанну Постнику» (BHG, 892; Gelzer. 1886), гомилии на Успение Пресв. Богородицы (BHG, 1112m), на Усекновение главы Иоанна Предтечи (BHG, 258v) и на Воздвижение Креста Господня (BHG, 424) ( Εστρατιδης. 1911).

http://pravenc.ru/text/1320095.html

«Три главы о молитве и чистоте сердца» (Περ προσευχς κα καθαρτητος καρδας. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 962-963. 1961. Τ. 4. Σ. 132-133; PG. 150. 1117-1121; ΓΠΣ. Τ. 5. Σ. 157-159. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 300-302). «Главы естественные, богословские, этические и практические» («150 глав») (Κεφλαια κατν πεντκοντα. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 964-1009. 1961. Τ. 4. Σ. 134-187; PG. 150. Col. 1121-1225; ΓΠΣ. Τ. 5. Σ. 37-120). В рус. «Д.» не включены. «Святогорский томос» (Αγιορειτικς τμος. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 1009-1013. 1961. Τ. 4. Σ. 188-193; PG. 150. Col. 1225-1236; ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 567-578). В рус. «Д.» не включен. 27. Каллист и Игнатий Ксанфопулы. «Метод и точное правило… о выбирающих безмолвническое и монашеское житие» (Μθοδος - ИАБ, 6. 1898. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 1017-1103. 1961. Τ. 4. Σ. 197-295; PG. 147. 635-812. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 305-424). Согласно совр. исследователю архим. Симеону (Куц), это сочинение Ксанфопулов вторично по отношению к 22-му слову Каллиста Ангеликуда (см.: ИАБ, 6. 1566). Д. Гонис пришел к выводу о том, что автором «Метода...» был не патриарх св. Каллист I , как полагал прп. Никодим Святогорец, а патриарх св. Каллист II ( Γνης. 1980. Σ. 310-311). 28. Св. Каллист II , патриарх К-польский. «Главы о молитве», 14 глав (Περ προσευχς - ИАБ, 6. 1902. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 1100-1102. 1961. Τ. 4. Σ. 296-298; PG. 147. Col. 813-817. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 425-428). Прибавленные к 14 главам в афинском издании дополнительные главы (Θιλοκαλα. 1961. Τ. 4. Σ. 299-367) в действительности являются самостоятельным сочинением Каллиста Ангеликуда. Прп. Никодим Святогорец считал «Главы о молитве», так же как и «Метод и точное правило», сочинением патриарха Каллиста I ( Γνης. 1980. Σ. 312-314). 29. Каллист Ангеликуд. «О безмолвнической жизни» (Слово 22) (Περ συχαστικς τριβς - ИАБ, 6. 1566. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 1103-1107. 1961. Τ. 4. Σ. 368-372; PG. 147. Col. 817-825. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 429-435). Часть сборника из 30 слов под общим названием «Исихастское утешение».

http://pravenc.ru/text/ Добротолюбие ...

В 1342 г. К. принял участие в поездке святогорских монахов к имп. Анне Савойской. Целью миссии монахов было примирение Анны с вел. доместиком Иоанном Кантакузином . Последний в ответ на враждебные действия против себя и своей семьи Алексея Апокавка и патриарха Иоанна XIV Калеки , боровшихся после смерти имп. Андроника III с вел. доместиком за регентство при легитимном наследнике Иоанне V, 26 окт. 1341 г. в Дидимотихе провозгласил себя императором ( Cantacus. Hist. 3. 34. T. 2. P. 209. 17-23; Γνης. 1980. Σ. 22; Δελικρη. 2004. Σ. 33). Не исключено, что именно благодаря этой миротворческой миссии К. позднее пользовался до определенного времени благоволением Иоанна Кантакузина, выразившимся, в частности, в возведении К. на Патриарший престол в 1350 г. (см.: Tinnefeld. 1986. S. 110-111). По возвращении на Афон К. принял участие в полемике с богомилами (1343-1345) и стал членом той группы афонских монахов, которые ратовали за изгнание еретиков со Св. Горы (см.: Rigo. 1989; в 1350 обвинения в мессалианстве были высказаны против самого К. в рамках процесса исихаста и ученика прп. Григория Синаита прота Нифонта Скорпия, к-рого К. неизменно защищал; см.: Hinterberger. 2004). В нач. 1345 г. К. вместе с неск. монахами попал в руки тур. пиратов, но в июне того же года был освобожден: собравшиеся в Карее представители афонского монашества приняли решение продать пришедший в полное запустение мон-рь (μονδριον) Каллиграфа и на вырученные средства выкупить пленников (Actes de Docheiariou/Ed. N. Oikonomidès. P., 1984. P. 195-196. (ArAth; 13); Мошин. 1946. С. 194; Γνης. 1980. Σ. 22; подробное описание этого происшествия на основе афонских документов см.: Pavlikianov. 2001. P. 71-73). Высказывалось мнение ( Леонид (Кавелин). 1871. Т. 1. С. 353. Примеч. 2; С. 358; см. также: Сырку. 1909. С. LXXXV), что после кончины прп. Григория Синаита (ок. 1346) К. стал епископом в одной из серб. епархий, созданных в Македонии серб. кор. Стефаном Душаном. Однако это маловероятно, поскольку Собор, созванный кор. Стефаном в Серрах в 1347 г., постановил, чтобы греч. архиереи удалились из захваченных сербами областей; на их место были поставлены епископы слав. происхождения ( Леонид (Кавелин). 1871. С. 353. Примеч. 2; см. также: Podskalsky. 2000. S. 411). Не исключено, что К. знал Стефана Душана лично и встречался с ним по крайней мере дважды: в янв. 1346 г., когда К. в качестве представителя Иверского мон-ря отправился за хрисовулом Стефана Душана для этой обители, и в 1349 г. на Соборе в Скопье, где К. присутствовал в качестве члена афонской делегации ( Мошин. 1946. С. 195).

http://pravenc.ru/text/1320095.html

«Три главы о молитве и чистоте сердца» (Περ προσευχς κα καθαρτητος καρδας. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 962–963. 1961. Τ. 4. Σ. 132–133; PG. 150. 1117–1121; ΓΠΣ. Τ. 5. Σ. 157–159. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 300–302). «Главы естественные, богословские, этические и практические» («150 глав») (Κεφλαια κατν πεντκοντα. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 964–1009. 1961. Τ. 4. Σ. 134–187; PG. 150. Col. 1121–1225; ΓΠΣ. Τ. 5. Σ. 37–120). В рус. «Д.» не включены. «Святогорский томос» (Αγιορειτικς τμος. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 1009–1013. 1961. Τ. 4. Σ. 188–193; PG. 150. Col. 1225–1236; ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 567–578). В рус. «Д.» не включен. 27. Каллист и Игнатий Ксанфопулы. «Метод и точное правило… о выбирающих безмолвническое и монашеское житие» (Μθοδος – ИАБ, 6. 1898. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 1017–1103. 1961. Τ. 4. Σ. 197–295; PG. 147. 635–812. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 305–424). Согласно совр. исследователю архим. Симеону (Куц), это сочинение Ксанфопулов вторично по отношению к 22-му слову  Каллиста Ангеликуда  (см.: ИАБ, 6. 1566). Д. Гонис пришел к выводу о том, что автором «Метода...» был не патриарх св.  Каллист I , как полагал прп. Никодим Святогорец , а патриарх св. Каллист II (Γνης. 1980. Σ. 310–311). 28. Св.  Каллист II , патриарх К-польский. «Главы о молитве», 14 глав (Περ προσευχς – ИАБ, 6. 1902. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 1100–1102. 1961. Τ. 4. Σ. 296–298; PG. 147. Col. 813–817. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 425–428). Прибавленные к 14 главам в афинском издании дополнительные главы (Θιλοκαλα. 1961. Τ. 4. Σ. 299–367) в действительности являются самостоятельным сочинением Каллиста Ангеликуда . Прп. Никодим Святогорец считал «Главы о молитве», так же как и «Метод и точное правило», сочинением патриарха Каллиста I (Γνης. 1980. Σ. 312–314). 29. Каллист Ангеликуд . «О безмолвнической жизни» (Слово 22) (Περ συχαστικς τριβς – ИАБ, 6. 1566. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 1103–1107. 1961. Τ. 4. Σ. 368–372; PG. 147. Col. 817–825. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 429–435). Часть сборника из 30 слов под общим названием «Исихастское утешение».

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Прп. Григорий Синаит. Роспись кафоликона мон-ря прп. Григория на Афоне. 1980 г. Худож. И. Христидис Прп. Григорий Синаит. Роспись кафоликона мон-ря прп. Григория на Афоне. 1980 г. Худож. И. Христидис В более раннем Житии прп. Максима Кавсокаливита (BHG, N 1236z; изд.: Kourilas, Halkin. P. 42-65), написанном его учеником Нифонтом († 1411; PLP, N 20687), Г. С. не упоминается, в то время как в Житии, составленном после 1381 г. Феофаном, митр. Фракийским и бывш. игум. Ватопедского мон-ря, большое внимание уделяется 2-му пребыванию Г. С. на Св. Горе прежде его окончательного переселения в Парорию (BHG, N 1237; изд.: Kourilas, Halkin. P. 65-109). В данном агиографическом произведении передается также беседа Г. С. и прп. Максима о молитве ( Kourilas, Halkin. P. 82-91), вошедшая впосл. в греч. «Филокалию» (N 37; рус. пер.: Об умной и благодатной молитве//Добротолюбие. М., 19002. Ч. 5. С. 473-476). Эту часть передают с небольшими изменениями также др. биографы прп. Максима: Макарий Макрис († 1431, ватопедский монах с 1409; Vita (BHG, N 1237f): Αργυρου Α. Μακαρου το Μακρ συγγρμματα. Θεσσαλονκη, 1996. Σ. 154-157. (ΒΚΜ; 25)) и неск. позже иером. Иоанникий Кохилас (Κχυλας/Κχιλας/Κγχυλας; PLP, N 13684; Vita (BHG, N 1237c); не издано (ms. Ath. Vatop. N 470, XV в., Fol. 76 и Ath. Xen. N 25 (727), XVIII в., P. 1-61)) (см.: Rigo A. Massimo il Kausokalyba e la rinascità eremitica sul Monte Athos nel XIV sec.//Atanasio e il monachesimo al Monte Athos: Atti del XII Conv. intern. di spiritualità ortodoxa. Sessione bisantina/A cura di S. Chialà e L. Cremaschi. Magnano, 2005. Р. 181-216). В Житии Исидора I , патриарха К-польского (BHG, N 962; изд.: Τσμης. 1985. Σ. 329-423), написанном патриархом К-польским Филофеем Коккином в 1355-1357 гг., говорится о Г. С. в связи с прп. Герасимом Эвбейским , его товарищем по аскетическим трудам и учителем буд. патриарха Исидора ( Γνης. 1982; Rigo. Monaci esicasti... 1989. P. 240-241). Здесь упомянуто пребывание патриарха Исидора на горе Афон у Г. С. ок. пол. 20-х гг. XIV в. В др. агиографическом труде патриарха Филофея Коккина, «Похвале Григорию Паламе» (BHG, N 718; изд.: Τσμης. Σ. 427-591), составленном примерно десятилетием позже (1367 - Rigo A. La canonizzazione di Gregorio Palama (1368) ed alcune altre questioni//RSBN. 1993. Vol. 30. P. 170), есть лишь упоминание о Г. С., когда речь идет о пребывании Давида Дисипата в Парории весной 1341 г. ( Τσμης. Σ. 492).

http://pravenc.ru/text/168073.html

  001     002    003    004    005    006    007