Об этом с самого детства свидетельствовал о Себе и Сам Господь в известных Евангелиях: Или вы не знали, что Мне должно быть в том, чт о принадлежит Отцу Моему? (Лк 2:49). Это знал о Нем и сатана, когда искушал Его [и говорил]: Если Ты Сын Божий (Мф 4:3). Это также признавали и злые духи, [говоря]: Знаем, Кто Ты, Сын Божий (см. Лк 4:34). È Ñàì Îí ïîêëîíÿëñÿ Îòöó è íå îòðèöà ë , ÷òî Îí — Õðèñòîñ Áîæèé , Êîòîðîãî óçíàë Ïåòð (ñì. Ëê 9:20). È âîçðàäîâàâøèñü äóõîì îá Îòöå, Îí ñêàçàë: Ñëàâëþ Òåáÿ, Îò÷å ÷òî Òû óòàèë ñèå îò ìóäðûõ ( Ëê 10:12; Ìô 11:25). Îí ïîäòâåðä èë òàêæå, ÷òî Îòöà íå çíàåò íèêòî, êðîìå Ñûíà (Ìô 11:27 ) , à Ñûí исповедает того, кто исповедует Отца и отречется тех, кто отречется от Него пред Отцем (ср. Мф 10:32–33). Он привел притчу о сыне , а не об отце, — [о сыне,] который был послан в виноградник после нескольких рабов, и был убит злыми виноградарями, и был отмщен отцом (см. Мф 21:33–46). Он не знал дня и часа последнего, который известен лишь Отцу (см. Мк 13:32). Он завещал ученикам Царство, так же, как оно завещано Ему Отцом (см. Лк 22:29). Он мог испросить у Отца в помощь Себе легионы Ангелов , если бы только захотел (см. Мф 26:53). Он возопил, что Бог оставил Его (см. Мф 27:46) , и предал дух Свой в руки Отца (см. Лк 23:46). Он по воскресении обещал послать ученикам обетование Отца (см. Лк 24:49). Наконец, Он повелел им крестить во [имя] Отца и Сына и Святого Духа (Мф 28:19) , а не во [имя] Кого-то Одного. Ведь и не один раз, но трижды мы крещаемся в каждое Имя и в каждое Лицо отдельно 33 . 27. Но что я буду задерживаться на столь ясных вещах в то время, как должен перейти к тем положениям, где еретики стремятся затемнить явное? Ведь они заблуждаются относительно различия Отца и Сына, которое мы признаем наряду с сохранением Их единства, подобно [различию и единству] солнца и луча, источника и потока, при численной нераздельности двух и трех. Тем не менее они пытаются истолковать его (то есть различие) в соответствии со своим пониманием иначе, так что даже в одном Лице [Иисуса Христа] различают Двух — Отца и Сына, утверждая, что Сын есть плоть, то есть человек, то есть Иисус; Отец же есть Дух, то есть Бог, то есть Христос. И они, утверждая, что Один и Тот же есть Отец и Сын, скорее начинают разделять Их, нежели объединять. Ведь если один есть Иисус, а другой Христос, то один будет Сын, а другой Отец, ибо [по их мнению] Сын есть Иисус, а Отец есть Христос. Пожалуй, это у Валентина 34 они научились такому единоначалию (монар­хии) через разделение двух — Иисуса и Христа. Но и это их утверждение уже было опровергнуто [нашими] прежними рассуждениями, так как Слово Божие или Дух Божий назван Силой Всевышнего , Которого они считают Отцом: ведь Они (Сло­во Божие и Дух Божий) не суть Тот же Самый, Чьими Они называются, но происходят от Него и принадлежат Ему. Однако они опровергаются и иным образом в той же самой главе [Еван­гелия].

http://pravmir.ru/protiv-prakseya/

Именно последнее отождествление Духа и Премудрости, Которая есть активная сила в мироздании и жизни человека, повлияло на богословие апостола Павла и иоанновской традиции. 1 Завершинский Ю. Пневматология святителя Григория Паламы и святоотеческая традиция//Альфа и Омега. 1999. 1(19). 2 PG 36, 161–164; öèò. ïî: Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 121. 3 Как справедливо отмечает протопресвитер Борис Бобринской, не должно быть обособленного богословия Святого Духа, о Троице мы должны стремиться богословствовать нераздельно. — Bobrinskoy B . The Mystery of the Trinity . N . Y . , 1999. P . 65–67. 4 Об этом говорит нам Церковь, например, в тропаре 4-й песни 1-го канона из службы Пятидесятницы: Во пророцех глаголавый, и законом проповеданный первее несовершенным, Бог истинный Утешитель, Слова Служителем и Свидетелем познавается днесь. 5 Послание к Римлянам относится ко времени пребывания апостола Павла в Элладе (третье путешествие — конец 50-х гг.); Евангелие от Иоанна написано не ранее 90-го года. — д. Г. З. Существует, однако, мнение, что Евангелие от Иоанна написано до 70-го года, и обе эти точки зрения на современном этапе изучения Библии невозможно ни бесспорно доказать, ни безоговорочно отвергнуть. — Ред. 6 Здесь и далее древнееврейские слова приводятся в транслитерации отца Иоанна Брека. — Breck J . Spirit of Truth. The Origins of Johannine Pneumatology. N . Y . , 1991. P . 5 è äàëåå. 7 На этом основании в раввинистической литературе Дух Божий иногда сравнивался с голубем. — Я. Тестелец, К. Михайлов. Крэнфилд Ч. Дж. Комментарий к Евангелию от Марка. < Ðåôåðàò : Cranfield Ch. J. The Gospel according to St. Mark. Cambridge University Press. 1971>//Àëüôà è Îìåãà. 1998. ¹ 4(18). Ìû âñòðå÷àåì ýòîò îáðàç òàêæå ó âñåõ Åâàíãåëèñòîâ: Ìô 3:16; Ìê 1:10; Ëê 3:22; Èí 1:32, ÷òî ñâèäåòåëüñòâóåò î ïðååìñòâå âåòõîçàâåòíîé ïíåâìàòîëîãèè. 10 Источники Пятикнижия условно подразделяются на 4 группы: Ягвист , Элогист , Второзаконие , Священнический кодекс согласно принятой научной традиции.

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-vethogo...