Об этом с самого детства свидетельствовал о Себе и Сам Господь в известных Евангелиях: Или вы не знали, что Мне должно быть в том, чт о принадлежит Отцу Моему? (Лк 2:49). Это знал о Нем и сатана, когда искушал Его [и говорил]: Если Ты Сын Божий (Мф 4:3). Это также признавали и злые духи, [говоря]: Знаем, Кто Ты, Сын Божий (см. Лк 4:34). È Ñàì Îí ïîêëîíÿëñÿ Îòöó è íå îòðèöà ë , ÷òî Îí — Õðèñòîñ Áîæèé , Êîòîðîãî óçíàë Ïåòð (ñì. Ëê 9:20). È âîçðàäîâàâøèñü äóõîì îá Îòöå, Îí ñêàçàë: Ñëàâëþ Òåáÿ, Îò÷å ÷òî Òû óòàèë ñèå îò ìóäðûõ ( Ëê 10:12; Ìô 11:25). Îí ïîäòâåðä èë òàêæå, ÷òî Îòöà íå çíàåò íèêòî, êðîìå Ñûíà (Ìô 11:27 ) , à Ñûí исповедает того, кто исповедует Отца и отречется тех, кто отречется от Него пред Отцем (ср. Мф 10:32–33). Он привел притчу о сыне , а не об отце, — [о сыне,] который был послан в виноградник после нескольких рабов, и был убит злыми виноградарями, и был отмщен отцом (см. Мф 21:33–46). Он не знал дня и часа последнего, который известен лишь Отцу (см. Мк 13:32). Он завещал ученикам Царство, так же, как оно завещано Ему Отцом (см. Лк 22:29). Он мог испросить у Отца в помощь Себе легионы Ангелов , если бы только захотел (см. Мф 26:53). Он возопил, что Бог оставил Его (см. Мф 27:46) , и предал дух Свой в руки Отца (см. Лк 23:46). Он по воскресении обещал послать ученикам обетование Отца (см. Лк 24:49). Наконец, Он повелел им крестить во [имя] Отца и Сына и Святого Духа (Мф 28:19) , а не во [имя] Кого-то Одного. Ведь и не один раз, но трижды мы крещаемся в каждое Имя и в каждое Лицо отдельно 33 . 27. Но что я буду задерживаться на столь ясных вещах в то время, как должен перейти к тем положениям, где еретики стремятся затемнить явное? Ведь они заблуждаются относительно различия Отца и Сына, которое мы признаем наряду с сохранением Их единства, подобно [различию и единству] солнца и луча, источника и потока, при численной нераздельности двух и трех. Тем не менее они пытаются истолковать его (то есть различие) в соответствии со своим пониманием иначе, так что даже в одном Лице [Иисуса Христа] различают Двух — Отца и Сына, утверждая, что Сын есть плоть, то есть человек, то есть Иисус; Отец же есть Дух, то есть Бог, то есть Христос. И они, утверждая, что Один и Тот же есть Отец и Сын, скорее начинают разделять Их, нежели объединять. Ведь если один есть Иисус, а другой Христос, то один будет Сын, а другой Отец, ибо [по их мнению] Сын есть Иисус, а Отец есть Христос. Пожалуй, это у Валентина 34 они научились такому единоначалию (монар­хии) через разделение двух — Иисуса и Христа. Но и это их утверждение уже было опровергнуто [нашими] прежними рассуждениями, так как Слово Божие или Дух Божий назван Силой Всевышнего , Которого они считают Отцом: ведь Они (Сло­во Божие и Дух Божий) не суть Тот же Самый, Чьими Они называются, но происходят от Него и принадлежат Ему. Однако они опровергаются и иным образом в той же самой главе [Еван­гелия].

http://pravmir.ru/protiv-prakseya/

— von Rad G. Die falsche Propheten//Zeitschrift f u r alttestamentliche Wissenschaft 10, 1933. P. 109–120. 36 Отец Иоанн Брек замечает, что здесь речь не идет об индивидуальном восстании из мертвых, поэтому термин воскрешение не используется. Однако Православная Церковь признает важность этого пророчества и оно включается в богослужение утрени Великой субботы как предзнаменование всеобщего воскрешения. — Там же. P . 38. 38 Здесь ruach предпочитают переводить как ‘ум’ или ‘рассудок’ ( LXX: noàj ) . — Whybray R. N. The Heavenly Counsellor in Isaiah XL 13–14. Cambridge, 1971. P. 12 . 39 Отрок в современной экзегезе представляется скорее сотериологической, чем политической личностью . — North C. R. The Suffering Servant in Deutero-Isaiah. London, 1956. P. 217. 43 K o hler L. Theologie des ATs. T u bingen, 1936. P . 101. Ñð. “õîæäåíèå ïî âîäå” (Ìê 6:50; Ìô 14:27). 46 Там же. P. 81. — д. Г. З. ; см. Протоиерей Алексий Князев. Понятие и образ Божественной Премудрости в Ветхом Завете // Àëüôà è Îìåãà. 1999. ¹ 3(21). — Ред. 47 Лишь позднее, как пишет отец Иоанн, под греческим влиянием позднего эллинистического периода (преимущественно под влиянием Филона) Премудрость стала описываться в интеллектуальных или рациональных категориях, однако и здесь сохранился Ее этический аспект. — Breck J. Spirit of Truth… P. 84. 50 Jacob E. Wisdom and Religion in Sirach// J. G. Gammie et al. (eds.) Israelite Wisdom: Theological and Literary Essays in Honor of Samuel Terrien. Missoula, 1978. P . 247–260. 56 van Imschoot P. Sagesse et l’Esprit dans l’Ancien Testament//Revue Biblique 47, 1938. P. 46. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами.

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-vethogo...

Именно последнее отождествление Духа и Премудрости, Которая есть активная сила в мироздании и жизни человека, повлияло на богословие апостола Павла и иоанновской традиции. 1 Завершинский Ю. Пневматология святителя Григория Паламы и святоотеческая традиция//Альфа и Омега. 1999. 1(19). 2 PG 36, 161–164; öèò. ïî: Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 121. 3 Как справедливо отмечает протопресвитер Борис Бобринской, не должно быть обособленного богословия Святого Духа, о Троице мы должны стремиться богословствовать нераздельно. — Bobrinskoy B . The Mystery of the Trinity . N . Y . , 1999. P . 65–67. 4 Об этом говорит нам Церковь, например, в тропаре 4-й песни 1-го канона из службы Пятидесятницы: Во пророцех глаголавый, и законом проповеданный первее несовершенным, Бог истинный Утешитель, Слова Служителем и Свидетелем познавается днесь. 5 Послание к Римлянам относится ко времени пребывания апостола Павла в Элладе (третье путешествие — конец 50-х гг.); Евангелие от Иоанна написано не ранее 90-го года. — д. Г. З. Существует, однако, мнение, что Евангелие от Иоанна написано до 70-го года, и обе эти точки зрения на современном этапе изучения Библии невозможно ни бесспорно доказать, ни безоговорочно отвергнуть. — Ред. 6 Здесь и далее древнееврейские слова приводятся в транслитерации отца Иоанна Брека. — Breck J . Spirit of Truth. The Origins of Johannine Pneumatology. N . Y . , 1991. P . 5 è äàëåå. 7 На этом основании в раввинистической литературе Дух Божий иногда сравнивался с голубем. — Я. Тестелец, К. Михайлов. Крэнфилд Ч. Дж. Комментарий к Евангелию от Марка. < Ðåôåðàò : Cranfield Ch. J. The Gospel according to St. Mark. Cambridge University Press. 1971>//Àëüôà è Îìåãà. 1998. ¹ 4(18). Ìû âñòðå÷àåì ýòîò îáðàç òàêæå ó âñåõ Åâàíãåëèñòîâ: Ìô 3:16; Ìê 1:10; Ëê 3:22; Èí 1:32, ÷òî ñâèäåòåëüñòâóåò î ïðååìñòâå âåòõîçàâåòíîé ïíåâìàòîëîãèè. 10 Источники Пятикнижия условно подразделяются на 4 группы: Ягвист , Элогист , Второзаконие , Священнический кодекс согласно принятой научной традиции.

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-vethogo...