93 Ф. Мер. Недостатки учителя – недостатки ученика. Прилож. к журн. „Гимназия» 1889 г. 12, стран. 31. 94 Епископ Фреппель, за несколько дней до своей смерти, отрекся от всякой солидарности с идеями, проводимыми аббатом Гарнье, как говорит Дюбургье (Question du latin classique. Amiens, 1892, p. 61). Так поступило бы, без сомнения, и большинство других лиц, приводимых Гарнье в подтверждение своих воззрений, если бы эти лица принадлежали к числу живых, а не умерших. 95 Эразмом изданы сочинения многих классиков, как греческих (в подлинном тексте и в латинском переводе), так римских. 99 Главным образом в сочинении: „Dialogus, cui titulus est Ciceronianus, s. de optimo genere dicendi (1528)». 101 (In Hieronymo) quae phrasis, quod dicendi artificium, quo non christianos, modo omnes longo post se intervallo reliquit, verum etiam cum ipso Cicerone certare videtur? Ego certe, nisi me sanctissimi viri fallit amor, cum Hieronymianam orationem cum Ciceroniana confero, videor mihi nescio quid in ipso eloquentiae principe desiderare. Desid. Erasmi Roterod. (Epist. 78, Greverado) opera omnia. Tom. lll, pars 1. Lugd. Batav. 1703, col. 67. 102 Le Ver rongeur des sociétés modernes; Lettres sur le paginisme dans l " éducation; Pie IX et les études classiques; Lettres a Mgr. l " évêque d " Orléans и др. 103 Pergite, ut facitis,... ut adolescentes clerici in vestris seminariis... humanioribus litteris severioribusque disciplinis, potissimum sacris... ita diligenter imbuantur, ut germanam dicendi scribendique elegantiam, eloquentiam tum ex sapientissimis sanctorum patrum operibus, tum ex clarissimis ethnicis scriptoribus, ab omni laba purgatis, addiscere valeant. 104 Также в бреве на ими аббата Гома (в апреле 1874 г.) и кардинала д’Аванцо (d " Avanzo, 1 апреля 1875 г.) Пий IX одобряет лишь ту мысль, что следует научать (в духовных семинариях) не только языческих классиков, но также и христианских. 105 См. статью проф. Курганова в Учен. Записк. Казанского Университ. 1893 г. кн. 1, стр. 1–2 (в отделе критики и библиографии).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Drozdo...

Отдаленные от смут и треволнений житейских, вы спокойнее можете заниматься делами службы вашей, и, хотя внутренний мир ваш и возмущается иногда внешними затруднениями, неудовольствиями и, быть может, иногда и несправедливостью, но за то, духовное существо ваше, смирением и терпением возвышаясь над всем, что гнетет сердце, очищается все более и более, и обретает в молитве новые силы для борьбы с превратностями земной жизни нашей. Не одни те мученики, которые исповедниками на кострах лишились жизни за имя Христово; подобные же нетленные мученические венцы готовятся и тем из нас, кто безропотно и со смирением переносит все скорби земные, за все благодаря Отеческое Провидение Божие, ведущее нас, неизвестными нам путями, в недра вечного блаженства. Да не смущается же сердце ваше! Бог любит вас, Бог не забыл вас, ибо биет только того сына, егоже приемлет. Такая утешительная надежда, не покрывает ли все земное – преходящее! Кто знает! быть может, если буду еще жива и здорова, придется мне писать в таком же смысле, и при таких же обстоятельствах и тем другим, которые в счастье забывают и дружбу, и преданность мою. Amiens certus in re incerta cernitur. Verum ne est? 642 Много имела я горьких опытов на счет истинной дружбы; часто сжималось сердце при виде бездушного эгоизма людей; но все это не исправило меня. Я еще и всегда готова веровать во все прекрасное и благородное! А знаете ли вы, в чем я находила всегда утешение и наслаждение для себя? – В утешении, по возможности своей, тех, кои более всех оскорбляли дружбу, чувства и преданность мою. О, как сладостна эта обязанность христианская! Часто случалось мне негодовать и даже отвращаться от неблагодарных и нечувствительных; но, если они имели нужду или в предостережении, или в утешении, или в поддержании душевных сил… тогда я забывала собственное оскорбление, и мне становился мил тот человек. Вот, и вы, если забудете меня, то знайте, что я сперва отвращусь от вас, как от нечувствительного эгоиста; но потом, если я могу вам в чем-либо пригодиться, – то смело обращайтесь ко мне, и тогда я все забуду и буду от души благодарить вас за благородную доверенность ко мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

(Amiens. Bibl. Louis Aragon. 18. Fol. 1v) Став аббатом К., Вала, по свидетельству современников, обычно жил при дворе ( Rimbertus. Vita S. Anskarii. 7//MGH. Script. Rer. Germ. T. 55. P. 694). В 828 г. на собрании высших церковных иерархов и знати он представил Людовику Благочестивому записку с критикой положения дел в империи. В частности, Вала выступил против поощрения императором вмешательства светских властей в церковные дела, против практики поставления аббатов-мирян и неканонических избраний, против роста влияния придворных капелланов (эти вопросы обсуждались на Парижском синоде в мае 829). Вероятно, Вала вместе с Хильдуином, аббатом Сен-Дени, аббатом Элизахаром и еп. Иессеем Амьенским принял участие в мятеже 830 г., поддержав Лотаря I, и за это был сослан в К. ( Astronomus. Vita Hludovici. 45// Thegan. Die Taten Kaiser Ludwigs. Astronomus. Das Leben Kaiser Ludwigs/Hrsg. E. Tremp. Hannover, 1995. S. 460-462. (MGH. Scr. Rer. Germ.; 64)), потом на Женевское озеро, затем в Нуармутье и снова в К., но уже как простой монах ( Radbert " s Epitaphium Arsenii. 1900. S. 74-75). В 833 г. он вновь присоединился к восстанию на стороне Лотаря I. Император потребовал от него принести клятву верности, но Вала отказался и отправился к Лотарю в Италию, где был назначен аббатом Боббио. Между 834 и 836 гг. он, подобно Адальхарду, издал статуты для Боббио (изд.: Breve memorationis Walae abbatis//Codice diplomatico del monastero di S. Colombano di Bobbio/Ed. C. Cipolla, G. Buzzi. R., 1918. Vol. 1. P. 139-141; CCM. 1963. T. 1. P. 421-422). В 836 г. Вала в качестве посланника Лотаря отправился на встречу с имп. Людовиком в Тьонвиль, где они помирились; на обратном пути в Италию Вала умер от лихорадки (31 авг. 836) ( Theganus. Gesta Hludowici imperatoris. Continuatio; Astronomus. Vita Hludowici imperatoris. 55// Thegan. Die Taten Kaiser Ludwigs. Astronomus. Das Leben Kaiser Ludwigs/Hrsg. E. Tremp. Hannover, 1995. S. 254-256, 506). Преемником Валы стал аббат Хеддон, при к-ром состоялось перенесение мощей св.

http://pravenc.ru/text/2057224.html

Книжное собрание мон-ря было разделено между б-ками Парижа, Амьена и С.-Петербурга, отдельные рукописи попали в др. европ. б-ки. В С.-Петербурге оказались рукописи, похищенные в 1791 г. из б-ки аббатства Сен-Жермен-де-Пре и выкупленные в 1792 г. библиофилом П. П. Дубровским, секретарем-переводчиком рус. посольства во Франции, к-рый в 1805 г. передал их в основанное им «депо манускриптов» имп. Публичной б-ки (ныне РНБ). Оставшиеся рукописи из собрания аббатства Сен-Жермен-де-Пре, пострадавшего от пожара в 1794 г., вскоре были переданы в Национальную б-ку в Париже; там же с 1803 г. хранятся наиболее ценные рукописи из оставшейся части б-ки К., в годы Французской революции вывезенной в Амьен. Другие манускрипты в Амьене долгое время хранились ненадлежащим образом, в 1-й пол. XIX в. мн. рукописи были утеряны; собрание удалось спасти усилиями Ж. Гарнье. Всего сохранилось более 200 манускриптов, происходящих из К. Основная часть документов монастырского архива находится в архивах деп. Сомма (Archives départementales de la Somme) и деп. Нор (Archives départementales du Nord). Лит.: Delisle L. Recherches sur l " ancienne bibliothèque de Corbie. P., 1860; Corblet J. Hagiographie du diocèse d " Amiens. P., 1868-1875. Vol. 1-5; Levillain L. Les statuts d " Adalhard [pour l " abbaye de Corbie (IXe-Xe s.)]//Le Moyen Âge. Brux., 1900. T. 13. P. 333-386; idem. Examen critique des chartes mérovingiennes et carolingiennes de l " abbaye de Corbie. P., 1902; Lesne E. L " économie domestique d " un monastère au IXe siècle, d " après les statuts d " Adalhard, abbé de Corbie//Mélanges d " histoire du Moyen Âge offerts à m. F. Lot par ses amis et ses élèves. P., 1925. P. 385-420; Dobia š -Ro destvenskaja O. A. Histoire de l " atelier graphique de Corbie de 651 à 830 reflétée dans les Corbeienses Leninopolitani. Leningrad, 1934; Peltier H. Pascase Radbert, abbé de Corbie. P., 1938; idem. Statuta Eremberti: L " influence de Cluny sur l " abbaye de Corbie//Revue du Moyen Âge latin. Strasbourg, 1950.

http://pravenc.ru/text/2057224.html

In 1220, the bishop of Amiens placed the cornerstone in the foundation of a new cathedral, which after many reconstructions would later become the most magnificent Gothic edifice in Europe. The facial section of the head of the St. John the Baptist, the city’s major holy shrine, was transferred to this new cathedral. Eventually, Amiens became a place of pilgrimage not only for simple Christians, but also for French kings, princes and princesses. The first King to come and venerate the head in 1264 was Louis IX, called “the Holy”. After him came his son, Phillip III the Brave, then Charles VI, and Charles VII, who donated large sums for the relic’s adornment. The Church of the Forerunner in Rome (Basilica di San Giovanni in Laterano). Photo: Alexander Starodubstev. In 1604, Pope Clement VIII of Rome, wishing to enrich the Church of the Forerunner in Rome (Basilica di San Giovanni in Laterano), requested a piece of St. John’s relics from the canon of Amiens. Saving of the head from the outrages of the French revolution. After the revolution in 1789, inventory was made of all Church property and relics were confiscated. The reliquary containing the head of the Holy Forerunner remained in the cathedral until November, 1793, when it was demanded by representatives of the Convention. They stripped from it everything of material value, and ordered that the relics be taken to the cemetery. However, the revolutionary command was not fulfilled. After they left the city, the city’s mayor, Louis-Alexandre Lescouve, secretly and under fear of death returned to the reliquary and took the relics to his own home. Thus was the sacred shrine preserved. Several years later, the former mayor gave the relic to Abbot Lejeune. Once the revolutionary persecutions had ended, the head of St. John the Baptist was returned to the cathedral in Amiens in 1816, where it remains to this day. At the end of the nineteenth century, historical science, not without the participation of ecclesiastical figures, determined that there had been many instances of false relics during the Middle Ages. In an atmosphere of general mistrust, veneration of the Amiens shrine eventually began to wane.

http://pravoslavie.ru/52051.html

P., 1976; Zoller-Devroey Ch. Le domaine de l " abbaye Saint-Pierre de Corbie en Basse-Lotharingie et en Flandre au Moyen Âge//Revue belge de philologie et d " histoire. 1976. Vol. 54. P. 427-457, 1061-1097; Kasten B. Adalhard von Corbie: Die Biographie eines karolingischen Politikers und Klostervorstehers. Düsseldorf, 1986; Falkenstein L. Alexander III. und die Abtei Corbie: Ein Beitrag zum Gewohnheitsrecht exemter Kirchen im 12. Jh.//AHPont. 1989. Vol. 27. P. 85-196; Ganz D. Corbie in the Carolingian Renaissance. Sigmaringen, 1990; Morelle L. Le diplôme original de Louis le Pieux et Lothaire (825) pour l " abbaye de Corbie: À propos d " un document récemment mis en vente//Biblioth. de l " École des Chartes. P., 1991. T. 149. N 2. P. 405-420; idem. Moines de Corbie sous influence sandionysienne?: Les préparatifs corbéiens du synode romain de 1065//L " Église de France et la papauté (Xe-XIIIe siècle): Actes du XXVIe Colloque historique franco-allemand (Paris, 17-19 octobre 1990)/Éd. R. Grosse. Bonn, 1993. P. 197-218; M é rindol Ch., de. La topographie de Corbie d " après les textes//Cah. Arch. 1993. T. 41. P. 63-90; idem. Le soin des malades dans un monastère de fondation franque: Corbie en Picardie (VIIe-XIVe siècles)//Fondations et œuvres charitables au Moyen Âge: Actes du 121e Congrès national des sociétés historiques et scientifiques: Histoire médiévale et philologie (Nice, 1996)/Éd. J. Dufour, H. Platelle. P., 1999. P. 185-203; Caron R. Corbie en Picardie de la fondation de l " abbaye (662) à l " instauration de la commune (1124) et à l " adoption de la réforme de Cluny (1142). Amiens, 1994; Meter D. C., van. St. Adelard and the Return of the Saturnia Regna: A Note on the Transformation of a Hagiographical Tradition//AnBoll. 1995. T. 113. P. 297-316; idem. The Peace of Amiens-Corbie and Gerard of Cambrai " s Oration on the Three Functional Orders: The Date, the Context, the Rhetoric//Revue belge de philologie et d " histoire. 1996. T. 74. Fasc. 3/4. P. 633-657; Bompaire M., Clairand A., Prot R.

http://pravenc.ru/text/2057224.html

По указанию кард. Гюи Булонского было проведено формальное расследование с допросом свидетелей. Нотариальный акт о подлинности исцеления был включен в записи чудес К., которые велись в мон-ре (ActaSS. Iun. T. 1. P. 658-659; Beno î t. 1892. Vol. 2. P. 92). В 1440 г. поминовение К. было введено в архиеп-стве Безансон. День памяти святого стал отмечаться в кафедральном соборе как «двойной» праздник, вскоре после этого участники диоцезального синода даровали 40-дневную индульгенцию тем, кто совершали поминовение святого в др. храмах. С 1481 г. празднование памяти К. в архиепископстве Безансон стало обязательным. В 1488 г. поминовение святого было введено в аббатстве Клюни ( Jurot R. L " ordinaire liturgique du diocèse de Besançon (Besançon, Bibl. Mun., ms. 101): Texte et sources. Fribourg, 1999. P. 135). В обл. Пикардия укреплению культа К. способствовал Амьенский еп. Пьер Версе (1482-1500), уроженец Франш-Конте, который установил торжественное поминовение К. в соборе и в крупнейших храмах диоцеза, а с 1498 г.- во всех церквах еп-ства. Имя К. принимали братства мирян, которые действовали в обл. Франш-Конте и за ее пределами. С 1432 г. известно о братстве при коллегиальной ц. Богоматери в г. Доль (совр. деп. Юра). Братства во имя святого существовали в Безансоне, Отёне, Париже и др. городах. В Пикардии действовали неск. братств во имя К., старейшее - при ц. св. Фирмина Исповедника в Амьене (упом. в 1508). Среди паломников, к-рые посещали аббатство Сен-Клод, было много жителей Пикардии, где К. почитали как защитника от пожаров и молнии ( Corblet J. Hagiographie du diocèse d " Amiens. P.; Amiens, 1874. T. 4. P. 211-214; Beno î t. 1892. Vol. 2. P. 244-245, 365, 751). В нач. XVII в. было организовано братство в г. Сен-Клод, в 1610 г. его участники получили индульгенцию от папы Римского Павла V . Члены братства участвовали в церковных торжествах и процессиях, занимались благотворительностью (Vies des Saints. 1854. P. 305-306; Beno î t. 1892. Vol. 2. P. 369-371). В XVI в. почитание К.

http://pravenc.ru/text/1841215.html

Память И. 16 дек. празднуется в еп-стве Аррас. Церковь в сел. Сен-Жос-сюр-Мер остается местом паломничества, празднества в честь И., включая процессию с мощами святого, устраиваются в неделю Пятидесятницы. Местом паломничества является также капелла св. И. в Сен-Жос-о-Буа близ сел. Тортефонтен (деп. Па-де-Кале), в непосредственной близости от руин аббатства Доммартен. Ист.: BHL, N 4504-4511; ActaSS Bened. T. 2. P. 565-571; Le Bourdell è s H. Vie de St. Josse avec commentaire historique et spirituel//Studi medievali. Ser. 3. 1993. Vol. 34. P. 861-958; H ä nseler P. «La Vie saint Joce»: Eine altfranzösische Heiligenlegende aus dem ersten viertel des 13. Jh. Greifswald, 1915. Лит.: Abelly L. La vie de St. Josse, prince de Bretagne. Abbeville, 1814; Corblet J. Hagiographie du diocèse d " Amiens. P., 1873. Vol. 3. P. 83-140; D é cobert S. Vie de St. Josse. Lille; P., 1909; Duine F. M. Inventaire liturgique de l " hagiographie bretonne. P., 1922. P. 133, 193, 200; Trier J. Der hl. Jodocus: Sein Leben und seine Verehrung, zugleich ein Beitrag zur Geschichte der deutschen Namengebung. Breslau, 1924; Gava J. Sanctus Jodocus, Sankt Jost, Saint Josse: Königsson, Eremit und Pilger: Ein vergessener Heiliger aus dem alten Elsass. Colmar, 1952; Rouillard Ph. St. Josse, prince breton, ermite en Picardie. Saint-Riquier, 1960; idem. Giudoco//BiblSS. T. 6. Col. 1159-1163; Leroy A. Histoire de l " abbaye de Saint-Josse. [Berck, 1972]; Gaiffier B., de. Isembard de Fleury-sur-Loire auteur de la «Vita S. Iudoci» (BHL, 4505-4510)//Jb. der Gesellschaft für niedersächsiche Kirchengeschichte. 1979. Bd. 77. S. 9-12; Howe J. The Date of the «Vita Judoci» by Abbot Florentius//AnBoll. 1983. T. 101. P. 25-31; J ö nsson N.-O. La vie de St. Germer et la vie de St. Josse de Pierre de Beauvais: Deux poèmes du XIIIe siècle. Lund, 1997; Aubert R. Josse//DHGE. T. 28. Col. 279-281. Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/1237781.html

19) Euseb von Cremona, in: BBKL 15 (1999) 540f. 20) Euseb von Heraclea, in: BBKL 15 (1999) 542f. 21) Joest, Wilfried (1915-1995), in: BBKL 15 (1999) 755-761. 22) Heloisa (1099-1164), in: BBKL 16 (1999) 670-676. 23) Jesse von Amiens (†836), in: BBKL 16 (1999) 810-812. 24) Kötting, Bernhard (1910-1996), in: BBKL 16 (1999) 863-870. 25) Leidradus von Lyon (†816 oder 817), in: BBKL 16 (1999) 951-953. 26) Newton, Isaac (1643-1727), in: BBKL 16 (1999) 1130-1138. 27) Euseb von Caesarea, in: RGG4 2 (1999) 1676f. 28) Christian IV. von Dänemark (1577-1648), in: BBKL 17 (2000) 236-239. 29) Klara von Montefalco (1268-1308), in: BBKL 17 (2000) 788-791. 30) Newman, John Henry (1801-1890), in. BBKL 17 (2000) 1007-1037. 31) Regiomontanus (Johannes Müller, 1436-1476), in: BBKL 17 (2000) 1113-1116. 32) Abaelard, in: Metzler-Lexikon der christlichen Denker, Stuttgart 2000, 1f. 33) Gertrud von Helfta, in: Metzler-Lexikon der christlichen Denker, Stuttgart 2000, 275. 34) Hilarius von Poitiers, in: Metzler-Lexikon der christlichen Denker, Stuttgart 2000, 333. 35) Hildegard von Bingen, in: Metzler-Lexikon der christlichen Denker, Stuttgart 2000, 333-336. 36) Joest, Wilfried, in: Metzler-Lexikon der christlichen Denker, Stuttgart 2000, 375. 37) Juliana von Norwich in: Metzler-Lexikon der christlichen Denker, Stuttgart 2000, 388. 38) Margarete von Porete, in: Metzler-Lexikon der christlichen Denker, Stuttgart 2000, 458f. 39) Mary Ward, in: Metzler-Lexikon der christlichen Denker, Stuttgart 2000, 721f. 40) Rupert von Deutz, in: Metzler-Lexikon der christlichen Denker, Stuttgart 2000, 596f. 41) Suger von St. Denis, in: Metzler-Lexikon der christlichen Denker, Stuttgart 2000, 658. 42) Wilhelm von Champeaux, in: Metzler-Lexikon der christlichen Denker, Stuttgart 2000, 736f. 43) Strafgericht Gottes. Zum Gebrauch der Wörter " krisis " und " dike " bei Eusebius von Caesarea, in: StPatr 34 (2001) 250-255. 44) Vision bei Hildegard von Bingen. Beobachtungen zur Vita Gottfrieds und Theoderichs und zu den Visionsschriften Hildegards, in: KuD 47 (2001) 14-29.

http://bogoslov.ru/person/3740068

198 Если письмо 86-е есть проект послания от имени Домна Антиохийского, то именно к последнему должно относить антиканонические действия Диоскора. 200 Диоцез – это одна из гражданских областей в префектуре (см. к письмам 22 и 42 на стр. 26,1 и 40,3), а в церковном отношении – округ «патриарха» 201 См. 6 правило Никейского и 2-е Константинопольского соборов (Деяния вселенских соборов в рус. пер., т. I, Казань 1859, стр. 165. 265–266: 2-е изд., Казань 1887, стр. 69. 109. Правила св. Апостол, св. соборов и св. отец, вып. II, ч. 1, Москва 1877, стр. 23–24. 83–84). Первое из них, напр., гласит следующее: «Да сохранятся древние обычаи, существующие в Египте, Ливии и Пентаполе, по которым александрийский епископ имеет свою власть во всех сих местах: так как и у римского епископа свои в этом отношении обычаи. Подобным образом и в антиохийском и в других округах да соблюдаются преимущества, принадлежащие известным церквам». 202 Эти слова уместнее в устах предстоятеля Антиохийского, по преемству от Апостола Петра знавшего высоту своей кафедры, но лично предпочитавшего смирение. Посему весьма вероятно, что письмо это составлено блаж. Феодоритом, но отправлено от имени Домна Антиохийского, как выходит по сирийским актам Разбойничьего собора. См. LXXXVI (стр. 99–100) и ср. к письмам 77 (стр. 69,1), 78 (стр. 73,1) и 110. 203 Actes du brigandage d» Ephese. Traduction faite sur texte syriaque contenu dans le manuscrit 14. 530 du Musée Britannique par M. I’ Abbé: Martin, Amiens 1874, p. 139–143. Verhandlungen der Kirchcnversammlung am XXII August CDXLIX aus einer syrischen Handschift vom Iahre DXXXV übersetzt von Dr. Georg Hoffmann, Kiel 1873. S. 61 – 62. The Second Synod of Ephesus, english version with notes by Perry, Dartford 1877. p. 298–305. 206 Мартэн (Actes, p. 143, note a) предполагает, что письмо кончалось именно здесь, а остальное считает за post-scriptum, но см. в начале этого письма на стр. 99. 210 Озроинская область, Озроина – западная часть Месопотамии с главным городом Едессой. О деле этих клириков, см. 10-е деяние Халкидонского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001   002     003    004    005