Начало Великого поста Стихира на стиховне, гл. 5. Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов. проповедник покаяния, жительство Ангелов, и спасение человеков, вернии возопиим: Боже, помилуй нас! Тропарь на 1-м часе гл. 6. Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой. –      гл. 6. Стопы моя паправи по словеси Твоему, и да не обладает много всякое беззаконие. Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя. Лице Твое просвети на раба Твоего, и научи мя оправданием Твоим. –      Да исполнятся уста моя хваления Твоего, Господи, яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое. Тропарь на 3-м часе, гл. 6. Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый: Того, Благий, не отъими от нас, но обнови нас, молящих Ти ся. Тропарь на 6-м часе, гл. 2. Иже в шестый день же и час, на кресте пригвождей в рай дерзновенный Адамов грех , и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас. Тропарь на 9-м часе, гл. 8. Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас. В Понедельник 1-я седмицы, на вечерне Стихира на Господи воззвах, гл. 2. Всякий грех содеях, всех пройдох блудом; аще восхощу покаятися, не имам слез токи; аще леностно и ныне поживу, муце повинен есмь. Но даждь ми исправление, едино благий Боже, и помилуй мя. Стихира на стиховне, гл. 3. Постимся постом приятным, благоугодным Господеви; истинами пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отлолжение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный. Великое повечерие Ирмосы великого канона, гл. 6, песнь 1-я. Помощник и Покровитель бысть мне во спасение: Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и вознесу Его, славно бо прославися. Припев: Помилуй мя. Боже, помилуй мя. –      2. Вонми небо, и возглавлю, и воспою Христа, от Девы плотию пришедшаго. –      Видите, видите, яко Аз есмь Бог, манну одождивый, и воду из камене источивый древле в пустыни людем Моим, десницею единою и крепостию Моею.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Е. Кустовский Общие замечания к богослужению от Фоминой Недели до отдания Пасхи (печатается по изданию: Богослужебные указания на 2003 г. Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002) 1) От Недели Фоминой до отдания Пасхи все церковные службы и требы предваряются троекратным пением или чтением тропаря “Христос воскресе из мертвых...”. 2) На всенощном бдении “Христос воскресе из мертвых...” ( трижды) поется вместо “ Приидите, поклонимся...” и после “Благословение Господне на вас...”, перед началом шестопсалмия. 3) На воскресном всенощном бдении, по окончании стихир Пасхи на стиховне вечерни, поется тропарь “Христос воскресе из мертвых...” ( единожды): он входит в последнюю стихиру, являясь ее заключением. 4) На Литургии “Христос воскресе из мертвых...” ( трижды) поется после “Благословенно Царство...”. Примечание. Обычно в начале всенощного бдения и Литургии священнослужители поют тропарь 2 раза полностью, а в 3-й раз кончая словами: “...смертию смерть поправ”, а певцы заканчивают: “И сущим во гроб¸х живот даровав”. В некоторых храмах тропарь “Христос воскресе...” (единожды) поют священнослужители, а затем (по единожды) повторяют его оба хора. Перед шестопсалмием обычно “Христос воскресе...” все три раза поет хор. 5) “Христос воскресе из мертвых...” ( трижды) читается в начале часов, вечерни, повечерия, полунощницы и утрени 7 : на 1– м, 6– м часах и вечерне ( если непосредственно перед ее началом прочитан 9– й час) вместо “ Приидите, поклонимся...”, а на 3– м и 9– м часах – вместо “ Царю Небесный...”. 6) На Литургии “Христос воскресе из мертвых...” поется ( единожды) вместо “ Видехом Свет истинный...”. Входное: “Приидите, поклонимся... воскресый из мертвых...”. 7) В конце Литургии, по возгласе: “Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе”, певцы поют: “Христос воскресе из мертвых...” ( трижды). На всех прочих службах после возгласа: “Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе” окончание по обычаю. Отпуст на всех службах начинается словами: “Воскресый из мертвых...”.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Из чинопоследований При начатии всякаго добраго дела Тропарь гл. 2. Творче и Создателю всяческих, Боже, дела рук наших, к славе Твоей начинаемая, Твоим благословением спешно исправи, и нас от всякаго зла избави, яко един всесилен и Человеколюбец. Кондак, гл. 6. Скорый в заступление и крепкий в помощь, предстани благодатию силы Твоея ныне, и благословив укрепи, и в совершение намерения благаго дела рабов Твоих произведи: вся бо, елика хощеши, яко сильный Бог творити можеши. Прокимен, гл. 4. Буди светлость Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи. Молебен при начатии учения отроков Тропарь, гл. 6. Яко посреде учеников Твоих, пришел еси, Спасе. мир дая им, прииди к нам, и спаси нас. Другой. Безкнижныя ученики Дух Твой Святый наказатели яви Христе Боже, и многовещанным сличием языков прелесть упраздни, яко всесилен. Слава, гл. 8. Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, человеколюбче Христе Боже наш, слава Тебе. И ныне, гл. 6. Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари яко Благая на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву, и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя. Прокимен, гл. 4. Из уст младенец, и ссущих совершил еси хвалу. Благодарственный Господу Богу молебен Тропарь, гл. 4. Благодарим суще недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниих на нас бывших, славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем, и величаем Твое благоутробие, и рабски любовию вопием Ти: благодетелю Спасе наш, слава Тебе. Кондак, гл. 3. Твоих благодеяний, и даров туне яко раби непотребнии сподобльшеся, Владыко, к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, и Тебе, яко благодетеля и Творца славящее, вопием: слава Тебе, Боже прещедрый. Богородичен. гл. 3. Богородице Христианом помощнице, Твое предстательство стяжавше раби Твои, благодарно Тебе вопием: радуйся. Пречистая Богородице Дево, и от всех нас бед Твоими молитвами всегда избави, едина вскоре предстательствующая.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р21-106-0123 4 .         Заявитель: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Снежная королева, молодой король и другие/сост. протоиерей Александр Ильяшенко» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Снежная королева, молодой король и другие/сост. протоиерей Александр Ильяшенко». 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р21-106-0124 5 .         Заявитель: Московская духовная академия. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета научного журнала «Богословский вестник. Научно-богословский журнал Московской духовной академии (40) 2021» , предлагаемого к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании научного журнала «Богословский вестник. Научно-богословский журнал Московской духовной академии (40) 2021». 2. Присвоить данному научному журналу номер Издательского совета – ИС Р21-106-0125 6 .         Заявитель: издательство «Диалог». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем календаря «Здравушка. Советы врача и священника, жития святых целителей, молитвы, тропари. Православный календарь на 2022 год» , предлагаемого к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании календаря «Здравушка. Советы врача и священника, жития святых целителей, молитвы, тропари. Православный календарьна 2022 год». 2. Присвоить данному календарю номер Издательского совета – ИС Р21-106-0126 7 .         Заявитель: издательско-просветительский центр «Глубинка». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги Н. Батраевой «Донецкая вратарница» , предлагаемой к изданию.

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Великий пост со святителем Лукой (Войно-Ясенецким). Проповеди». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р22-145-3610. 4 .         Заявитель: ООО «Благовест». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем текста календаря «Благодать Божия. Тропари и кондаки на каждый день. Православный календарь на 2023 год/сост. Н. Макаревский» , предлагаемого к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании календаря «Благодать Божия. Тропари и кондаки на каждый день. Православный календарь на 2023 год/сост. Н. Макаревский» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р22-145-3611. 5 .         Заявитель: ООО «Благовест». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем текста календаря « Советы духовным чадам. Православный календарь на 2023 год по трудам схиигумена Саввы (Остапенко)/сост. Н. Макаревский » , предлагаемого к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании календаря «Советы духовным чадам. Православный календарь на 2023 год по трудам схиигумена Саввы (Остапенко)/сост. Н. Макаревский» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р22-145-3612. 6 .         Заявитель: издательство «Отчий дом». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем текста книги «Протоиерей Сергий Четвериков. Для чего нужны монастыри? По письмам оптинских старцев» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Протоиерей Сергий Четвериков. Для чего нужны монастыри? По письмам оптинских старцев».

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Тропари, кондаки и величания на каждый день. Православный календарь на 2017 г.» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Тропари, Кондаки и Величания на каждый день. Православный календарь на 2017 г.». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р16-616-3262.   4 .         Заявитель: издательство Сретенского ставропигиального монастыря. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной Заявителем книги «Библия, изложенная для семейного чтения» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Библия, изложенная для семейного чтения». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р16-616-3263.   5 .         Заявитель: издательство Сретенского ставропигиального монастыря. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной Заявителем книги «Толковый молитвослов, 70х100/32, 432 с.» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Толковый молитвослов, 70х100/32, 432 с.». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р16-616-3264.   6 .         Заявитель: ООО «Светточ». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Молитвослов православного христианина, 60х90/32» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Молитвослов православного христианина, 60х90/32» при условии исправления недостатков согласно замечаниям.

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Выписка из протокола заседания Секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки Издательского совета по вопросам упрощенного рецензирования от 6 марта 2020 г.     ПРОТОКОЛ заседания Секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки Издательского совета по вопросам упрощенного рецензирования 6 марта 2020 8 ______________   Рассмотрение прошений о присвоении изданиям грифа Издательского совета по упрощенной схеме:   1 .         Заявитель: ИП Захаров Н. С. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Знакомство с добротолюбием/авт.-сост. прот. Константин Островский» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Знакомство с добротолюбием/авт.-сост. прот. Константин Островский». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р20-008-3164.     2 .         Заявитель: ООО «Благовест». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Благодать Божия. Тропари и кондаки на каждый день. Православный календарь на 2021 год» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Благодать Божия. Тропари и кондаки на каждый день. Православный календарь на 2021 год». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р20-008-3165.     3 .         Заявитель: ИП Карнаух В. П. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «О. Д. Хвольсон. Знание и вера в физике (лекция 1915 года)» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «О. Д. Хвольсон. Знание и вера в физике (лекция 1915 года)».

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Приложение 2 (к разделу 4.2) Дискуссия между Н. Нахимовым (Н.Ч. Заиончковским) и П.П. Мироносицким Из статьи Н. Нахимова (Н.Ч. Заиончковского). К истолкованию некоторых священных церковнославянских текстов. (Нахимов 1911, с. 2287–2289) Время от времени продолжают появляться в печати сборники наших церковных песнопений с переводом на русский язык; некоторые из них снабжены и пояснительными примечаниями. К числу почтенных трудов в сей области мы относим издания покойного проф. Ловягина, прот. П. Лебедева, М. Григорьевского, Ив. Ловягина, вышедший в недавнее время «Сборник церковных песнопений с переводом их на русский язык» прот. Вл. Успенского и некоторые другие opera minora. И тем не менее, по нашему мнению, многие из вошедших во все эти издания песнопений, притом наиболее поэтические и глубокие по мысли, до сих пор на русский язык не переведены: мы не можем признать переводом механическую замену слов церковнославянских словами русскими, когда смысл переводимого текста и по-русски столь же мало или даже вовсе непонятный, каким он представляется по-церковнославянски. (...) (Рассмотрим) тропарь первый четвертой песни канона на Св. Пасху. Мужеский убо пол, яко разверзый девственную утробу, явися Христос, яко человек же агнец наречеся, непорочен же, яко невкусен скверны, наша Пасха, и яко Бог истинен, совершен речеся. По-греч. Αρσεν μν ς διανοξαν τν παρθενεουσαν νηδν πφηνε Χριστς, ς βρωτς δ μνς προσηγορεθη, μωμος δ ς γευστος κηλδος, τ μτερον Πσχα, κα ς Θες ληθς, τλειος λλεκται. Тропарь написан по-гречески мерною прозою, что вызвало особое расположение слов. Обычный перевод. Наша Пасха-Христос явился мужеским полом как разверзший девственную утробу; как человек Он назван агнцем непорочным как непричастный нечистоте, а как истинный Бог – наречен совершенным. Перевод прот. Успенского. Итак,(?) Христос явился младенцем мужеского пола... Он называется совершенным: Он – Христос, наша Пасха. Перевод прот. Лебедева. Наша Пасха – Христос; назван агнцем, как обреченный на смерть...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Скачать epub pdf Общие положения 1. Всю седмицу – тройное соединение (Октоих, Триодь, Минея). 2. Дважды за седмицу структура службы почти полностью переходит в постовой режим: а. Со вторника вечера до среды вечера, б. С четверга вечера до пятницы вечера. Напевы в эти периоды по традиции заменяются на постовые. Моментом перехода на постовые напевы и возврат в непостовое пение является просительная ектения после прокимена вечерни. 3. От Недели вечера и всю седмицу стихиры на стиховне вечерни и утрени поются только из Триоди В неделю вечера Начало обычное. Кафисмы несть. На Господи воззвах: стихиры Осмогласника 3 и Минеи 3. Слава Минеи, аще есть. Аще же ни, Слава и ныне, Богородичен Минеи. Свете Тихий. Прокимен дне: Се ныне благословите Господа: И абие Сподоби Господи: Ектения просительная. На стиховне Октоих отменяется, поем стихиры Триоди самогласны, глас 8: Ласкосердствовавше первую подъяхом наготу: Стих: К Тебе воздвигох: Та же стихира. Стих: Помилуй нас Господи, помилуй нас: Мученичен: Мученицы Господни: Слава, и ныне, Богородичен: Небесная поют Тя, Благодатная: Посем, Ныне отпущаеши: Трисвятое, по Отче наш : тропарь святаго Минеи. Слава, и Ныне, Бого- родичен от менших [из 4-го приложения]. Ектения сугубая, и отпуст. В понедельник утра Обычное шестопсалмие и ектения великая. На Бог Господь: тропарь святаго Минеи дважды, Слава, и Ныне, Богородичен от менших. Кафисмы чтем обычная, 4-ю и 5-ю. Между кафисмами и седальнами малой ектении несть. По 1-м стихословии глаголем седальны Октоиха (писаны наряду в Ос- могласнике, по 1-м стихословии). По 2-м стихословии глаголем седальны Триоди 1 . Посем, Господи помилуй (3), Слава и ныне, и глаголем псалом 50-й. Канон В Каноне соединяются песни из Минеи и Триоди (песни 1-я, 8-я, 9-я) и Октоиха и Минеи (песни 3-я, 4-я, 5-я, 6-я, 7-я). Библейские стихи припеваем вседневнии: Господеви поем: [если по обычаю к тропарям канона полагаем припевы молебственные, то к промежуточным Богородичным тропарям стихи: Пресвятая Богородице, спаси нас, а последние два тропаря читаем на Славу и И ныне].

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Глава III. Молитвы на различные случаи Призывание помощи Духа Святого на всякое доброе дело Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Тропарь, гл. 2: Творче и Создателю всяческих, Боже, дела рук наших, к славе Твоей начинаемая, Твоим благословением спешно исправи, и нас от всякаго зла избави, яко Един Всесилен и Человеколюбец. Боже, Творец и Создатель всего мира! дела рук наших, ко славе Твоей начинаемые, Твоим благословением скоро доведи до конца и избавь нас от всякого зла, как единый всесильный и Человеколюбец. Кондак, гл. 6: Скорый в заступление и крепкий в помощь, предстани благодатию силы Твоея ныне, и благословив укрепи, и в совершение намерения благаго дела рабов Твоих произведи: вся бо елика хощеши, яко Сильный Бог , творити можеши. Скорый на защиту и сильный в помощи, яви ныне благодать силы Твоей и, благословив, укрепи рабов Твоих и помоги им в совершении задуманного доброго дела; ибо Ты, как всесильный Бог, можешь творить все, чт хочешь. Благодарение за всякое благодеяние Божие Тропарь, гл. 4: Благодарни суще недостойнии раби Твои Господи, о Твоих великих благодеяниих, на нас бывших, славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю Спасе наш, слава Тебе. Благодарны будучи, Господи, за Твои великие благодеяния, нам оказанные, мы, недостойные рабы Твои, славим и восхваляем Тебя, благословляем, благодарим, воспеваем и величаем Твое милосердие и, как рабы, с любовью восклицаем Тебе: Благодетель, Спасе наш, слава Тебе! Кондак, гл. 3: Твоих благодеяний и даров туне, яко раби непотребнии сподобльшеся, Владыко, к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: слава Тебе, Боже Всещедрый.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010