Наступление Царства . Царство относится как к настоящему, так и к будущему ( Мк.1:15; 8:38 ); в выражении «настанет время, и настало уже» подчеркивается уже существующее и еще не проявившееся измерение нового общества ( Ин.4:23; 5:24–29; 16:25–26, 32 ). Царство приблизилось ( Мф.10:7 ); Сын Человеческий грядет «в Царствии Своем» ( Мф.16:28 ). Приближение Царства невозможно остановить ( Мф.11:12 ). События дня Господнего произойдут неожиданно ( Мф.24:40–25:13 ; Лк.12:35–48 ). У Царства неземное измерение: оно не от мира сего ( Ин.18:36 ); в нем не будет греха ( Ин.1:29 ); Царство полно тайн ( Мф.13:11 ). И Царство будет всеобщим: «Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» ( Мф.21:43 ). Совершенно очевидно, что Сын Человеческий возвещает наступление века Божьей победы и восстановления. Пророчества о спасении обещают покой ( Мф.11:25–30 ), возрождение ( Мф.19:28 ), наследие ( Мф.19:29 ), радость ( Мф.25:21 ), праздничный пир ( Мф.22:1–14 ; Лк.14:15–24 ) и общение ( Лк.22:29–30 ). Особый характер носит пророческий монолог Иисуса на последней неделе перед распятием, известный как речь на Елеонской горе. Начнутся природные катаклизмы и войны ( Мк.13:7–8 ). Грядут ужасные гонения ( Мк.13:9–13 ); мир охватит великая скорбь, от которой надо будет по возможности уберечься ( Мф.24:15–28 ). Пришествие Сына Человеческого будет сопровождаться вселенским хаосом ( Мф.24:29–31 ; см. КОСМОЛОГИЯ ). Сын Человеческий воссядет на престоле и будет судить мир, отправляя одних на вечное наказание и даруя другим вечную жизнь ( Мф.25:31–46 ). Эти слова Иисуса можно причислить к апокалиптическому жанру. Литературные приемы. Хотя новозаветные пророчества в основном написаны в прозе, в них часто встречаются типичные для поэзии риторические фигуры. Метафорический язык повышает выразительность пророчеств и может также придавать дополнительную таинственность тому, что раскрывает Бог. «Лопата в руке Его... и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» ( Мф.3:12 ; см. ЖАТВА, УРОЖАЙ ; МОЛОТЬБА, ГУМНО ). «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» ( Мф.11:12 ). Нынешний род «подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: “мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали”» ( Мф.11:16–17 ). «Ниневиняне восстанут на суд с родом сим и осудят его... Царица Южная восстанет на суд с родом сим и осудит его» ( Мф.12:41–42 ; Лк.11:31–32 ). «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы – как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того» ( Лк.11:44 ). «Огонь пришел Я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» ( Лк.12:49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Сатиры, 11, 3, 166: «Пусть же и он в Антикиру плывет!…»). В «Науке поэзии» Гораций с иронией пишет, что существует даже три Антикиры: «…голову… неизлечимую даже и трех Антикир чемерицей» (пер. М. Гаспарова). Лютер порвал с авторитетом Римской церкви в Аугсбурге в октябре 1518 г. после спора с кардиналом Кайэтаном и после Лейпцигского диспута (1519). 1 Кор., 14, 29. Часто цитируемое Цицероном и Кассиодором место из Теренция (Евнух, 251 сл.). Иер., 11, 20; Пс., 7, 10. Лукиан. (ок. 125—ок. 180) —греческий сатирик, близкий к кинической школе, высмеивал религиозные суеверия. Для Лютера Лукиан — противник религии. Познакомился с Лукианом Лютер по переводу Эразма (ср. письмо Лютера от 19 февр. 1518 г.). Гораций. Послания, 14. 16: «Хочешь смеяться - взгляни на меня: Эпикурова стада я поросенок; блестит моя шкура холеная жиром» (пер. Н. Гинцбурга). Эпикурейцев сравнивали со свиньями так же часто, как киников с собаками. Рим., 11, 33. Ис., 40. 13. Мк., 13, 22. Деян, 1, 7. Ин., 13, 18. 2 Тим., 2, 19. …сатанинская зараза перешла… на церковь…— Лютеру была гораздо ближе библейская мудрость, чем Аристотелева рациональная философия, к которой он относился враждебно. См.: Мф., 23, 2; Лк., 24, 2. См.: Евр., 2, 6 ел.; 2. 16 сл. См.: Рим., 4, 25. См.: Мк., 16, 19. Корикийская пещера — см. примеч. 13, с. 652. Возможно, здесь аллюзия на «пещеры мрака», о которых писал Августин в «Исповеди» (III 6, 11). Манихеи полагали, что царство мрака разделено на пять пещер: Мрака, Дыма, Сильного Ветра, Губительного Огня и Вредной Воды. См.: Лк., 24, 45. См.: Мк., 16, 15. См.: Пс., 18/19, См.: Рим., 15, 4. См.: 2 Тим., 3, 16. 2 Кор., 3, 14. Там же, 4, 3 сл. Рим., 11, 33. И?., 4, 13. См.: 1 Кор., 2, 12. См.: Мф., 12, 31. Ариане — последователи Александрийского священника Ария (ок. 280-336). Основное в арианстве-определенное решение вопроса о соотношении божественной и человеческой природ во Христе. Ариане полагали, что Иисус - сын Божий - не обладает божественной субстанцией, а приобретает ее от бога и поэтому не может быть ему равен, единосущ, а может быть лишь «подобносущен».

http://sedmitza.ru/lib/text/441016/

Католические авторы стараются доказать, что исповедание Петра принадлежит лишь ему одному, он ответил Христу только от своего лица. Пётр не знал тайн сердца, чтобы исповедать общую веру. Между вопросом и ответом не было никакого совещания учеников и не было сделано никакого общего поручения Петру 29 . Но едва ли следует думать непременно об особенном откровении, бывшем одному только Петру в данный момент. В ст. 15 Христос не задавал Своим ученикам какой-нибудь загадки. Он спрашивал их об установившемся среди них мнении, отличном от мнений народных. Второй вопрос Христа по характеру совершенно тожествен с первым. Что говорят (λγουσιν) обо Мне люди? Вы же что говорите (λγετε) обо Мне? Употреблён один и тот же глагол. В той или другой форме ученики, очевидно, уже говорили то же самое о Христе. Их мнение представляется в вопросе Христа таким же уже существующим, как и различные мнения народные. Апостолы слышали нагорную проповедь Христа, были очевидцами того, как Христос позволял называть Себя сыном Давида ( Мф.9:7, 12:23, 15:22 ), наверное знали об откровении при крещении, помнили, что Христос велел ответить Иоанну Крестителю ( Мф.11:4–6 ) и что Сам говорил при этом случае народу об Иоанне ( Мф.11:7–15 ). Всё это могло убедить апостолов в божественном достоинстве их Учителя. Близ Кесарии Филипповой ап. Пётр лишь особенно полно выразил это убеждение лика апостольского 30 . Очевидно, ап. Пётр был в данном случае лишь «устами апостолов», как его называет Иоанн Златоуст 31 . Такой же взгляд высказывают: блаж. Иероним 32 , св. Амвросий Медиоланский 33 и блаж. Августин 34 . Исповедание Петрово может быть названо исповеданием апостольским. В лице «избранных» ( Лк.6:13 . Ин.13:18, 15:16:19 ) человечество исповедаю великую истину спасения людей воплощением Сына Бога живаго. В ответ на исповедание апостолов Христос сказал Петру: блажен ты, Симон сын Ионин, потому что (τι om) не плоть и кровь открыла тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах ( Мф.16:17 ). В этих словах Христос характеризует исповеданную истину со стороны её происхождения. Эту истину открыли не плоть и кровь (σρξ κα αμα). «Плоть и кровь» – гебраизм. (в сирийск. новозав. тексте ) не употребляется в ветхом завете, но часто встречается в раввинской литературе и в Новом Завете. В Талмуде и Мидраше человек в противоположность вечному и высочайшему существу Божию всегда называется плотью и кровью 35 . В Новом Завете σρξ κα αμα также служит описательным выражением для обозначения плотского и смертного человека в его отличии от существ вечных и духовных (См. 1Кор.15:50 . Еф.6:16 . Гал.1:16 . Евр.2:14 ). След., великая религиозная тайна воплощения Сына Божия сознана апостолами по особому откровению. Здесь сказано то же, что в Мф.11:27 : никто не знает Сына, кроме Отца (см. и Лк.10:22 ) и 1Кор.12:3 : никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

И в той же главе говорит: «ибо надлежит исполниться всему, написанному о Мне, в законе Моисеевом, и в пророках, и псалмах» ( Лк. 24:44 ). Отсюда правильно заключить, что и в Ветхом Завете проповедовалось святое Евангелие. Ибо все, что в том Завете обещало отпущение грехов, наше с Богом примирение и благодать возрождения, – то относится ко Христу и Евангелию. И сами те жертвы, как предзнаменовавшие Христа, заклавшегося за спасение мира, означают Евангелие. Ибо не сами собой жертвы те очищали грехи людские, но очищал Христос, предзнаменованный теми жертвами. «Невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи», – говорит апостол ( Евр.10:4 ). «Иисус Христос вчера и сегодня, Тот же и во веки». Агнец (Иисус Христос) заклан в жертвах «от сложения мира» (силою и действием, не самим делом) ( Евр. 13:8 ; Откр.13:8 ). " Когда же пришла полнота времени» ( Гал.4:4 ), явился проповеданный от начала мира и всем миром ожидаемый не иначе, как дождь жаждущей землею, Мессия Христос, «сияние славы и образ ипостаси Отца» ( Евр.1:3 ), и, как солнце, всю поднебесную Своим явлением просветил и согрел. Этот великий «Посланник и Святитель исповедания нашего» ( Евр. 3:1 ), и «великого совета Ангел» ( Ис. 9:6 ) возвестил нам всю благость, милость и человеколюбие Божие к нам, и призывает всех грешников: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк.1:15 ). Призывает к Себе всех труждающихся и обремененных: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные», – и обещает покой душам: " и обретете покой душам вашим» ( Мф.11:28–29 ). Блудникам, мытарям, разбойникам и прочим грешникам, приходящим к Нему с покаянием и верою, отворил двери милосердия Божия и рай, грехом закрытый, и получают его по благодати Христовой мытари, и прелюбодеи, и разбойники кающиеся (см. Мф.21:31 ; Лк 23:43 ). Это богатство благости Божией пронести в весь мир повелел Он Своим апостолам: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ). «Они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями» ( Мк.16:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Гал.5:20 вражды, завиды, рсти, распри, соблазны, (αρετικς, hereticus) – еретик. Тит. 3:10 – рицайс. (ρμς, Hermes) – Гермес: Меркурий. Деян.14:12 Нарицах же уб варнав пала же Ермогенъ Ермогенъ (ρμογνης, Hermogenes) – Гермоген, один из Азийских христиан, сопутствовавший апостолу Павлу, но потом его оставивший. 1Тим.1:15 нихже фгеллъ и Ермъ Ермъ (ρμς, Hermes) – Герм, один из семидесяти апостолов, епископ Филиппопольский. Некоторыми отцами и учителями Церкви приписывается этому Ерму книга «Пастырь». Но, по исследованию ученого Муратория, оказывается, что автор книги «Пастырь» был хотя и Герм, но не этот, а другой, брат Римского епископа Пия Рим.16:14 флегонта, (φθινοπρινος, eparcidus) – осенний: засохший, увядший. Иуд. 1:12 древеса безплдна. Еси Еси см. Есмь. (το σλ, Esli) – Еслимов. Имя Еслима упоминается в родословии у Луки. Лк.3:25 [ снъ] см. Есмь. см. Есмы Есмы см. Есмь. Есмь Есмь – есть. Здесь собраны еще следующие формы: Прочие же формы см. выше, под быти, и ниже, под суть, сый, и пр. Мф.1:20 дха ста. 1:23 сказаемо. 2:2 гд рождейс. 2:5 писано 2:6 ничимже менши 3:3 сей бо 3:11 3:17 сей Снъ мой. 4:3 Снъ 4:4 писано 4:6 Снъ – писано бо 4:7 писано 4:10 писано бо 5:3 тхъ 5:10 тхъ 5:11 блжени 5:13 соль земл. 5:14 свтъ 5:21 повиненъ сд. 5:22 повиненъ сд – повиненъ сонмищ – повиненъ геенн гненнй. 5:23 на пт. 5:29 уне бо т 5:30 уне бо т 5:34 пртолъ 5:35 – градъ 5:37 5:43 речено 5:45 иже 5:48 совершенъ 6:1 иже 6:9 иже 6:13 тво 6:21 идже бо сокровище ваше. 6:22 Свтильникъ тл ко. 6:23 тма 6:2.5 болшн 6:26 лчша ихъ 7:3 7:9 вас. 7:12 законъ. 7:14 мал ихъ 7:21 иже 8:9 члвкъ 8:13 вровалъ 8:26 страшливи 8:27 кто сей. 8:29 пришелъ 9:5 что бо 9:13 что 9:15 съ ними 10:10 достоинъ бо 10:11 достоинъ 10:26 ничтоже бо 10:31 лчши 11:3 ты ли грдый. 11:6 блажен 11:10 Сей бо немже писано. 11:14 той 11:16 Подобенъ дтемъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Giltebran...

С появлением Нового Завета мы получили более ясные свидетельства божественности Сына и Духа. Самые известные тексты о божественности Сына:  Ин.1:1–5 («Слово было Бог»), Флп.2:5–7 (будучи равным Богу, Христос уничижил себя в воплощении), Кол.1:15–20 (Христос – образ невидимого Бога) и Евр.1:1–3  (Сын – подлинный образ ипостаси Отца). Также следует упомянуть те случаи, когда Иисус сам намекал или говорил о своей божественности. Он делал то, что мог делать только Бог . Так, он мог прощать грехи ( Мф.9:1–7 и парал. Мк.2:1–12 ; Лк.5:17–26 ), он был сильнее, чем Вельзевул ( Мф.12:22–30 и парал. Мк.3:2–27 ;  Лк.11:14–23 ), он заявлял о своем праве судить мир в конце истории ( Мф.24:31–46 ) и о своем праве принимать поклонение ( Ин.9:35–41 ). Он назывался Божественным именем «Я есмь» (из Исх.3:14–15 ; см. Мф.14:27 ; Мк.14:62 ; Ин.4:26, 8:24, 28, 58, 13:12, 18:15 ). Он заявлял о своем единстве с Отцом ( Ин.10:30 ) и говорил, что всякий, кто видел его, видел и Отца ( Ин.14:9 ). Ряд свидетельств, относящихся к божественности Святого Духа, находятся вМф.12:32 и параллельных отрывках в Мк.3:29  (богохульство на Святого Духа – непростительный грех), Деян.5:3–4 (обмануть Духа Святого – это то же самое, что обмануть Бога) и 1Кор.3:16–17, 6, 19–20 (Павел называет верующих «храмом Святого Духа» и «Божьим храмом»). Вдобавок следует сравнить отрывок изИс.6:9 с отрывком из Деян.28:25 , а также отрывок из Пс.94:7–11 с Евр.3:7  и, наконец, отрывок из Иер.31:31–34 с Евр.10:15 . Во всех трех случаях ветхозаветные отрывки начинаются фразой, как «Господь сказал», тогда как в Новом Завете они начинаются со слов «Дух Святой сказал». Итак, очевидно, что Бог сначала открыл свое единство и лишь позже – свою троичность. Означает ли это, что наше учение о Троице должно начинаться с понятия о Божьем единстве, а не его троичности? Именно об этом говорят большинство западных богословов. Они считают, что ветхозаветные утверждения о Боге нужно понимать в общем смысле, а затем уже разграничивать в нем личности Отца, Сына и Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

Подобно ветхозаветным инкубациям, в Новом Завете видения приходят к молящимся: Захарии ( Лк.1:10–11 ), Иисусу во время преображения ( Лк.9:29–30 ), Корнилию ( Деян.10:2–3 ), Петру ( Деян.10:9–10; 11:5 ), Павлу ( Деян.9:11–12; 22:17; 23:11 ). Бог пользовался сновидениями для раскрытия Своего слова; вместе с тем, некоторые формы поиска прорицаний не допускались. Некромантия (обращение к духам умерших) категорически запрещалась как осквернение ( Лев.19:31; 20:6 ; Втор.18:11 ), однако этот обычай поддерживался соблазном получить предсказание от мертвых. В Книге Исаии есть ссылки на инкубации в могилах для получения откровений из преисподней от божеств и духов ( Ис.8:19–20; 28:15–22; 65:4 ). В Древнем мире распространено было верование, что духи умерших могут смутно передавать свои знания через сновидения. В других случаях (см. ПРОРИЦАНИЕ ) недопустимым был не способ получения прорицания, а служение какому-то духу, но не Богу ( Исх.20:5 ). Сновидение как прорицание . Следовательно, получение прорицания – важнейшее производное сновидения. Подобно тому как исходящие от Бога пророчества могли передаваться языческими пророками (напр., Валаамом), сновидения врагов тоже бывали знаком Божьим ( Суд.7:13–15 ). Бог без колебания посылал сновидения представителям иных народов ( Быт.20:3 ; Мф.27:19 ). В ответ на финансовые проблемы Иакова Бог послал ему сновидение, в котором показал, что его уловки не имеют никакого отношения к удивительному росту поголовья скота, ради которого он работал на Лавана ( Быт.31:10–12 ). Эту проницательность, данную Богом Иакову, подлогом занявшему чужое место (его имя на еврейском языке означает «обманщик» или «хитрец»), можно сравнить с лукавством Одиссея и его божественным даром хитрости. Сновидения как духи или ангелы, ангелы как сновидения. В понимании снов как откровения подразумевалась вера, что они передаются духами. Такой взгляд был почти всеобщим в культурах, в которых к сновидениям относились с почтением. В Ветхом Завете указывается, что во сне может являться или говорить как Сам Господь, так и ангел Господень: «И сказал ему Бог во сне» ( Быт.20:6 ), «И пришел Бог... ночью во сне, и сказал» ( Быт.31:24 ), а также: «Ангел Божий сказал мне во сне» ( Быт.31:11 ). Ангелы обсуждали и объясняли видение Даниила ( Дан.8:13–16 ). Еврейское и греческое слова, переводимые как «ангел», означают «вестник». Ангелы обычно сопровождают во сне послание, которое они доносят. В соответствии с ветхозаветными прецедентами, все явления ангелов, о которых рассказывает Матфей, происходят «во сне» ( Мф.1:20, 24; 2:12–13, 19, 22 ). По сути, видения связывались с ангелами настолько часто, что, когда Петру явился ангел, Петр решил, что это не происходит «действительно» ( Деян.12:9 ). Апокалиптическое видение Иоанну передал ангел ( Откр.1:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Вот мольба Псалтири: Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные … Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня (Пс 50:10,14). Вот надежда пророка Исайи: И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся (Ис 35:10). …будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это (Ис 58:14). Вот упование пророка Иеремии: Тогда девица будет веселиться в хороводе, и юноши и старцы вместе; и изменю печаль их на радость и утешу их, и обрадую их после скорби их (Иер 31:13). А когда уже Христос обращается к народу, Он сдвигает временные рамки к настоящему: будущее совершилось, радость пришла, и никто больше не отнимет её у вас: радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас (Мф 5:12). Поэтому когда в Своей первой (Нагорной) проповеди Христос говорит о том, что ныне блаженны нищие духом, ныне блаженны изгнанные, Он свидетельствует, что пришёл Тот, в Ком исполнились все мессианские чаяния пророков. Он благовествует не о морали, а о Мессии, то есть о Себе. Отсюда и отклик на эту проповедь: И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи (Мф 7:28–29). Проповедь говорила о Проповеднике 1 . А стало быть, время пророчеств кончилось, эсхатологическая реальность приблизилась, остаётся лишь покаянным трудом войти в её благодатное измерение: закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него (Лк 16:16). Преодоление смерти в Библии Если систематизировать, то библейская традиция знает пять путей преодоления смерти — два ветхо- и три новозаветных: 1) Вознесение живых на небо, которое, однако, не отменяет смерти как таковой. Таким путём проследуют всего лишь двое праведников — Енох (см. Быт 5:24) и Илия (см. 4 Цар 2:11). Они явятся на земле в конце земной истории, чтобы свидетельствовать в царстве антихриста о Христе. За это они будут убиты, но воскреснут на четвёртый день и взойдут на небо. Святые Ветхого Завета станут свидетелями Нового Завета во Христе (см. подр. Откр 11:3–12).

http://pravmir.ru/vtoraya-smert-i-evhari...

Образом иссохшего или вырванного с корнем дерева пророки иногда пользуются для изображения Божьего суда над иноземными народами. Могущественные аморреи выглядят крепкими, как кедр или дуб, но Господь уничтожает корни этого высокого дерева и валит его на землю ( Ам.2:9 ). Он угрожает уморить корень филистимлян голодом ( Ис.14:30 ) и предупреждает, что фараон, который подобен высокому дереву с сильными корнями, хорошо обеспеченными водой, будет срублен ( Иез.31:2–14 ). Как полновластный правитель мира Господь насаждает и искореняет царей по Своему усмотрению ( Ис.40:24 ). Ярким примером служит вавилонский царь Навуходоносор ( Дан.4 ). По мере расширения власти и полномочий он уподобляется большому дереву, но затем Бог повелевает срубить это дерево. Вместе с тем, Он постановляет сохранить ствол и корни Навуходоносора, дабы когда непокорный усвоит этот урок, его величие могло быть восстановлено. Вслед за ветхозаветными пророками образом иссохшего или вырванного с корнем растения в качестве символа суда пользуется Иисус. Обличая фарисеев, Он предупреждает, что всякое растение, которое насадил не Бог, искоренится ( Мф.15:13 ). Иисус проклинает бесплодную смоковницу, и она засыхает до корней ( Мк.11:12–14, 20–21 ). Это дерево символизирует современное Иисусу поколение иудеев; засыхание корней предвосхищает суд над этим поколением, который наступит вскоре ( Мф.3:10 ; Лк.3:9 ). Поскольку корень растения можно рассматривать как источник его жизни, в Библии этот образ символизирует в ряде случаев источник жизненной силы кого-либо или чего-либо. По словам Исаии, идеальный царь эсхатона произрастет из «корня Иессеева», то есть он произойдет из рода Давида ( Ис.11:1, 10 ; см. также Рим.15:12 ; Откр.5:5; 22:16 ). Павел видел в Израиле «корень», из которого разовьется Божий народ ( Рим.11:16, 18 ). Он также предупреждал, что сребролюбие есть корень или источник всех зол ( 1Тим.6:10 ). Идолопоклонство и грех как таковой сравниваются с ядовитым корнем, оскверняющим Божье заветное сообщество ( Втор.29:18 ; Евр.12:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

о Д. намного пространнее, чем о любом др. царе, цикл рассказов о Д. открывается в 1 Цар 16 и заканчивается в 3 Цар 2. 11 (см. также 1 Пар 10-29). Кроме того, в Библии упоминаются не сохранившиеся до наст. времени хроники, содержавшие сообщения о «делах царя Давида» - «Книга Праведного» (2 Цар 1. 18), «Записи Самуила провидца», «Записи Нафана пророка», «Записи Гада прозорливца» (1 Пар 29. 29), а также «Летопись царя Давида» (1 Пар 27. 24). Прор. Давид. Роспись ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге. Ок. 1167 г. Прор. Давид. Роспись ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге. Ок. 1167 г. Все библейские источники согласны в том, что Д.- младший сын Иессея ефрафянина из Вифлеема Иудейского (1 Цар 16. 11; 17. 14 и др.), 8-й в соответствии с 1 Цар 16. 10-12 или 7-й в соответствии с родословной Иессея, приведенной в 1 Пар 2. 13-15, где также указаны имена 6 его старших братьев. Возможно, что один из братьев умер бездетным и по этой причине его имя отсутствует в генеалогии. Известны имена 2 сестер Д. (1 Пар 2. 16), тогда как имя его матери не упоминается. Подробная, восходящая к Иуде родословная Д. содержится в книгах ВЗ (Руфь 4. 18-22; 1 Пар 2. 1-15) и НЗ (Мф 1. 2-6; Лк 3. 31-38). Библейское повествование о Д. можно разделить на возвышение Д. (1 Цар 16 - 2 Цар 5. 10) и царствование Д. в Израиле (2 Цар 5. 11 - 3 Цар 2. 11). 1-й разд. открывается кратким прологом (1 Цар 16. 1-14 ), в к-ром предвосхищается вся дальнейшая история буд. царя: прор. Самуил , опечаленный непослушанием Саула , получает повеление от Господа помазать на царство младшего сына Иессея. «И взял Самуил рог с елеем и помазал его... и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после... А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа» (1 Цар 16. 13-14). Библейское предание сохранило краткое описание внешности юного Д.: «...он был белокур (букв. «рыжий».- Л. Г.), с красивыми глазами и приятным лицом» (1 Цар 16. 12); а также его психологический портрет: «...храбрый, воинственный, и разумный в речах, и видный собой, и Господь с ним» (1 Цар 16. 18). Как младший из братьев, он пас семейный скот (1 Цар 16. 11), проявляя незаурядную силу и смелость (1 Цар 17. 34-35). Д. овладел игрой на киноре (1 Цар 16. 18), что, по версии, изложенной в 1 Цар 16. 14-23, стало причиной его появления при дворе царя Саула: Саул, возмущаемый злым духом, повелел отыскать человека, искусно играющего на киноре, к-рый своей игрой мог бы успокоить его; выбор пал на Д., «и пришел Давид к Саулу и служил перед ним и очень понравился ему и сделался его оруженосцем... и когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв кинор, играл,- и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него» (1 Цар 16. 21, 23).

http://pravenc.ru/text/168470.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010