Всякий возвышающий себя унизится РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_95303.html 21 июня 2012 Иерей Сергий Карамышев Всякий возвышающий себя унизится Источник:  РНЛ Иерей Сергий Карамышев о богословских потугах Ксении Лученко-Чапниной и привилегии иудействующих ... По прочтении пространного и довольно странного анализа православных изданий в публикации Ксении Лученко (супруги главного редактора " Церковного вестника " С.Чапнина) под названием " Что такое православные СМИ? " невольно посетовал на то, в каком небрежении находится у нас апостольская заповедь: " ...желаю, чтобы... жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами... Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии " . (1 Тим. 2, 8-11). Жена, упражняющаяся в плетении не волос, а словес, ладно бы прославляющих Бога и добродетель (за это она была бы достойна всяческой похвалы), но напротив, этими словесными хитросплетениями претендующая на учительство в самом что ни на есть менторском тоне, вызывает чувство сожаления. Если же в эти хитросплетения оказываются вотканными плевелы лжи и клеветы, остается только принести соболезнования благочестию ее супруга. Неразумная жена выдает в своей статье такие " богословские " перлы: " ...именно " методология " апостолов и христианских проповедников лежит в основе современных public relations. Термин " миссия " широко используется в корпоративных коммуникациях, а во многих крупных компаниях есть должность " евангелиста " – продвинутого совершенного пиарщика. Церковь в некотором смысле пытается вернуть себе технологии, выросшие когда-то из ее практик " . Видимо, для автора этих строк Церковь не столп и утверждение истины, а некая внешняя (т.е. не проникающая в душу) корпорация, которой приходится в жестком современном мipe отстаивать свои интересы. Неслучайно, употребляя словосочетание " Русская Церковь " , второе слово она упорно пишет с маленькой буквы. По ее логике, св. апостолы – не таинственные лучи благодати Божией, а пиарщики, ловко сумевшие протолкнуть свой " проект " .

http://religare.ru/2_95303_1_21.html

Первые диакониссы, свидетельницы Воскресения Первыми свидетельницами Воскресения Христова стали не ближайшие ученики Иисуса, а именно женщины. Они не были искушенными в тайнах духовной жизни и в богословской проблематике, но веровали и оставались верными в простоте своего сердца… 28 апреля, 2012 Первыми свидетельницами Воскресения Христова стали не ближайшие ученики Иисуса, а именно женщины. Они не были искушенными в тайнах духовной жизни и в богословской проблематике, но веровали и оставались верными в простоте своего сердца… Апостол Петр рекомендует женщинам-христианкам следующее: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом » (1 Петра 3, 2-4). Такой красотой духа явно обладали те женщины, кто следовали за Христом и служили Ему в течение последних лет земной жизни Иисуса. Мы почти не слышим их голоса на страницах Евангелий , за исключением Марфы, заботившейся об угощении и упрекавшей свою сестру, что она ей не помогает (Лк. 10, 40), но после смерти брата Лазаря проявившей удивительное самообладание и высоту веры, и Марии Магдалины , в первые часы по воскресении Христа принявшей Его за садовника (Ин. 20, 11-18). Прямая речь апостолов Христа, впрочем, тоже нечасто передаётся в евангельских повествованиях, но производит, тем не менее, более заметное впечатление. Пётр исповедует Христа сыном Бога Живого (Мф. 16, 16), на Тайной Вечере обещает душу положить за Него, а вскоре отрекается трижды, говоря, что не знает Иисуса. Апостолы между собой нередко спорили, кто из них больше. А Иаков с Иоанном, предвкушая грядущую силу и славу Иисуса, мечтали сесть один по правую сторону от Него, другой по левую (Мк. 10, 37). Они же желали истребить огнем одно самарянское селение, через которое проходили как-то раз, и где Иисуса не приняли (Лк. 9, 54). Но все ученики, кроме Иоанна , в конечном итоге разбежались в страхе, когда их Учитель был взят под стражу.

http://pravmir.ru/pervye-diakonissy/

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Что такое хорошая работа с христианской точки зрения? И где ее искать? 17 мин., 08.04.2014 Что такое хорошая работа с христианской точки зрения и где ее искать? Чему отдать предпочтение: теплым, дружественным отношениям и невысокому заработку? Или карьерному росту, личному развитию в любимой профессии и обособленному положению в коллективе? Советоваться ли с женой (мужем), если намерен сменить работу? На эти и другие вопросы отвечает кандидат философских наук, кандидат богословия, преподаватель Московской духовной академии, заведующий кафедрой нравственного богословия Православного института св. Иоанна Богослова иерей Стефан Домусчи. Какие профессии выбрать — Сегодня многие, в первую очередь люди, недавно нашедшие себя в Церкви, задаются вопросом: «как мне, человеку с христианским мировоззрением, найти работу, чтобы жизнь не превратилась в ад?» — Мы привыкли ругать неофитов за то, что они перебарщивают. Это действительно так, иногда они впадают в крайности, но часто они делают очень правильные вещи. Например, понимают, что работа может быть не христианской по сути. Дело в том, что люди легко и быстро привыкают к среде, в которой находятся, и не задумываются о том, что среда эта может быть вредна. Как-то я ехал со знакомым священником, в электричке. Он читал популярную брошюру о грехах, в которой, в частности, было написано, что работать парикмахером грех. Ему, да и мне, это показалось забавным. Понятно же, что парикмахер не греховная профессия. Однако я задумался: если автор брошюры так считает, значит у него должны быть на то основания. Ну, например, парикмахер делает модные прически, которые не одобряет этот священник. В конце концов, апостол Петр пишет: Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1 Пет 3:3-4). Возможно, что священник буквально воспринял апостольские слова и счел работу парикмахера грехом. Но обсуждая это со своим коллегой, я вспомнил и другую историю.

http://foma.ru/s-mesta-v-kareru.html

Беседа 8 1Тим. 2:8–10 .  Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию. Где нужно молиться. – О приличном убранстве. – Об одеждах девственниц. 1. «И, когда молишься, – говорит Христос, – не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф.6:5–6 ). Как же Павел говорит: «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения». Но эти слова не противоречат вышеприведенным, – нет, – а напротив, совершенно со­гласны с ними. Как и каким образом? Сначала надобно ска­зать о том, что значат слова: «войди в комнату твою», и почему Он заповедует это, когда нужно молиться на всяком месте и неужели нельзя молиться ни в церкви, ни в другой какой-нибудь части дома, а только в одной клети? Итак, какой смысл имеют эти слова? Внушая здесь, что надобно избегать тщеславия, Христос говорит: совершай молитвы не просто только тайно, но и сокровенно. Подобно тому, как в изречении: «пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» ( Мф.6:3 ) Он говорит не просто о руках, а представляет с особенною си­лою необходимость избегать тщеславия, так точно и здесь Он намекает на то же самое. Итак, не местом ограничил Он молитву, а заповедал только одно, – что не нужно быть тщеславным. А Павел гово­рит так, (чтобы показать) отличие от иудейских молитв. Посмотри, в самом деле, что он говорит: «на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки». А этого у иудеев нельзя было делать, потому что им не было позволено ни прибегать к Богу в каком-нибудь другом месте, ни приносить жертвы, ни совер­шать богослужение; а нужно было отовсюду по вселенной собираться в одно место, и в храме совершать все очищения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Глава III Наставления женам (7); мужам (1–6); и всем христианам (8–17). Искупительные страдания Христа Спасителя и спасительные их следствия (18–23). 1Пет.3:1 .  Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, 1Пет.3:2 .  когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Сходные по характеру с предыдущими частными наставлениями рабам ( 1Пет.2:18 ) наставления Апостол предлагает теперь женщинам-христианкам; всем им он советует подчинение собственным мужьям, с особенною целью, вероятно, оттеняя понятие подчинения – желая предупредить желание жен-христианок отказаться от повиновения своим мужьям – язычникам или иудеям: примеры таких смешанных браков в первохристианстве были нередки (ср. 1Кор.7:12 и след.). Подобно Апостолу Павлу ( 1Кор 7:16 ), Ап. Петр ожидает миссионерского подвига от жены-христианки на мужа – не христианина: кротость, доброе поведение, святость христианской женщины могли расположить к христианству и неверующего мужа. «Язычники получают доброе понятие о вере и ревность по ней, что производит и наша покорность властям, и ради нас благодарят Христа, а для христиан великая похвала, когда ради нас и ради нашего доброго поведения и язычники благословляют имя Божие. Слова «без слова пленени будут» значат или то, что приобретаемы бывают без всякого рассуждения или противоречия, или то, что доказательство от дел сильнее слова и искусственности, как и святый муж сказал: «дело, не сопровождаемое словом, лучше слова, не сопровождаемого делом» (блаж. Феофил.). 1Пет.3:3 .  Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, 1Пет.3:4 .  но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Честнее и ближе святый Апостол изображает нравственный облик женщины-христианки, с одной стороны отвергая и осуждая обычай и страсть языческих женщин к роскоши в одежде и убранстве (ст. 3), с другой же стороны выдвигая на вид и требуя от христианок внутренней непреходящей красоты духа, т. е. духовного настроения, созидаемого и направляемого Духом Божиим (ср. 2Кор 4:16 ; Еф 3:16 ), и указывая в качестве главных добродетелей, украшающих дух женщины-христианки, кротость (отсутствие гордости, раздражения, гневливости и под.) и молчаливость, тихость, спокойствие, невозмутимость. Эти свойства духа, по Апостолу, имеют великую ценность в очах Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

ОДЕЖДА Когда ты вышиваешь сапоги свои шелковыми нитями, которыми неприлично испещрять даже одежду, – каких укоризн, какого смеха достойно это? Если же ты пренебрегаешь нашим мнением, то выслушай сказанное Павлом, который со всей строгостью запрещает это, и тогда почувствуешь, как это смешно. Что же говорит Павел? «Не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою» ( 1Тим. 2:9 ). Стоишь ли ты какого извинения, когда Павел и жене не позволяет носить драгоценные одеяния, а ты допускаешь такую пышность в сапогах, и выдумываешь тысячи нарядов, достойных осмеяний и порицания? Для этих нитей строят корабли, набирают гребцов, кормчего и корабельщика, распускают паруса, переплывают море; для них купец, оставив жену, детей и отечество, вверяет жизнь свою волнам, отправляется в страну варваров, подвергается бесчисленным опасностям, а ты после всего этого, взяв эти нити, нашиваешь себе на сапоги, украшаешь кожу. Что может быть хуже такого бессмыслия? Не таково было одеяние древних; напротив, оно прилично было мужам. Из этого заключаю, что со временем наши юноши без всякого стыда будут употреблять женскую обувь. И, что всего несноснее, отцы, смотря на это, не негодуют, а считают это ничего не значащим. Хотите ли, скажу нечто и того еще несноснее? То именно, что делается это тогда, как у нас много бедных. Хотите ли, представлю вам Христа, томимого голодом, нагого, преследуемого, связанного? Скольких молний достойны вы, которые не хотите обратить внимания на Христа, не имеющего нужной пищи, и между тем с такой заботливостью украшаете кожи! Христос, когда давал наставления ученикам Своим, не позволил им даже иметь сапог, а мы не только не умеем ходить босыми ногами, но и обуваться, как должно. Что же может быть беспорядочнее, смешнее этого? Все это показывает человека изнеженного, грубого, жестокого и суетного. Достанет ли досуга заняться чем-либо нужным тому, кто тратит время на такие излишества? Достанет ли досуга такому юноше позаботиться о душе или даже подумать, что есть у него душа? Тот мелочен, кто принужден удивляться пышной обуви; тот жесток, кто для нее презирает нищих; тот чужд всякой добродетели, кто все свое старание употребляет на такие наряды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Письмо к инокине о значении пострига в иноческое звание и о некоторых обязанностях, более или менее условливаемых оным Источник Письма твои, возлюбленная о Господе сестра, Е. Е., в коих предложила ты несколько вопросов, как вообще о таинственном значении пострига в иноческое звание, так и о некоторых частных обязанностях, свойственных сему званию, получены нами в свое время. Сколько мы ни немощны и ни малоопытны в духовной жизни, однакож в уповании на благодать Божию, оскудевающее восполняющую, не решаемся отказать разумной твоей любознательности в возможном удовлетворении, как добросовестный должник не отказывает кредитору в уплате долга. Облако, доселе безводное ( Иуд. 1:12 ), носимое ветром рассеяния, – пусть на этот раз хотя много-мало одождим мы на тебя с сестрами, как на Божью ниву ( 1Кор. 3:9 ), и таким образом исполним долг наш. В случае же неполноты или неясности наших ответов, мы просили бы тебя, не стесняясь, требовать от нас объяснения и нужной полноты, при личном нашем свидании. Начинаем с объяснения таинственного значения пострига в монашество и того облачения, какое при этом обыкновенно возлагается на иноков и инокинь. Как безгласная агница пред стригущим ее, ты, охотно пожертвовавши при постриге власами главы твоей, торжественно отреклась чрез это от всех плотских похотей, воюющих на дух наш, и, предавшись всецело Господу, дала обет благочинно и непрестанно служить Ему единому без развлечения ( 1Кор. 7:35 ), чтобы в сем разумном служении – принести в жертву живую, святую и благоугодную Богу ( Рим.12:1 ) все, что дает мир: супружество, имущество и самое значение в свете, или временную славу, не занимаясь уже более внешними плетениями волос, золотыми уборами и нарядностью в одежде, а преимущественно сокровенным сердца человеком в нетленной красоте кроткого и спокойного духа ( 1Петр. 3:3,4 ), чтобы быть святою и телом и духом ( 1Кор. 7:34 ). Принимая власяницу от руки постригателя, ты безмолвно отреклась от довольства и дала обет вольной нищеты и терпения безропотного, при встрече с неприятностями и скорбями жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Одежда — совокупность вещей, предназначенных для покрытия наготы и других целей: утилитарных, профессиональных, религиозных и эстетических. Одежда церковно- и священнослужителей и монахов именуется облачением . Внешнее часто выражает внутренне. Внешний облик человека является индикатором его душевного и духовного состояния. Не приемлемо для христианина носить на себе изображения языческих божеств, оккультных символов. По возможности следует избегать вычурной одежды, она служат поводом к тщеславию, а для окружающих — к зависти или же осуждению. С другой стороны и нарочито ветхая, и неопрятная одежда может являться средством проявления тщеславия. Важно понимать, что символы и надписи на нашей одежде могут восприниматься нами и окружающими людьми противоположно. Поэтому следует задуматься: не введём ли мы этим в соблазн окружающих, не будем ли провоцировать людей на греховные мысли?… Существует хорошая традиция женщинам одеваться в цвета праздника, соответствующим облачениям священников. Как понимать слова Иисуса Христа: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» ( Мф.6:25 )? Чрезмерное забота обо всем мирском осуждается Богом, потому что человек, ставший на путь удовлетворения чрезмерных земных телесных потребностей, главными задачами своей жизни считает заботы о богатстве, пище, питье и одежде и перестает заботиться о спасении своей души, угождении Богу. Как понимать слова ап. Петра: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде» ( 1Пет.3:3 )? Значит ли это, что женщине нельзя носить нарядную одежду? Желание быть красивой известно каждой или почти каждой женщине. И хотя в разные времена в разных культурах существовали различные стандарты красоты, многие людей имели и имеют в этом отношении одну и ту же проблему. Они больше заботятся о привлекательной внешности, чем о красоте душе. Держа это в соображении, слова апостола можно истолковать следующим образом: он не запрещает носить нарядную одежду, но советует, чтобы попечение об одежде и т.п. не было исключительным предметом занятий женщин и главным средством для привлечения к себе сердца мужа. Главное внимание женщины должно быть сосредоточено на стяжании духовных качеств, например, кротости. Красота души в значительной мере сокрыта от взоров людских, но она заметна для благочестивого мужа и ценна перед Самим Богом. О том же говорится в 1Тим.2:9-10 . Почему, когда идешь в храм, нежелательно одевать броскую, обтягивающую, привлекающую внимание одежду?

http://azbyka.ru/odezhda

С.И. Остроумов Тексты „Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня!» ( Пс. 18:13 ). „Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня». ( Пс. 50:11–12 ). „Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни». ( Притч. 4:23 ). „Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» ( Иер. 17:9 ). „Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». ( Мф. 6:21 ). „Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство». ( Мк. 7:21–22 . Ср. Лк. 6:45 ). „Бога не видал никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». ( Ин. 1:18 ). „Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом». ( 1Пет. 3:3–4 ). „Не любите мира, ни того, что в мире; кто любит мир, в том неть любви Отчей». ( 1Ин. 2:15 ). „О горнем помышляйте, а не о земном». ( Кол. 3:2 ). Изречения „Когда можно сказать, что достиг кто чистоты? Когда всех людей видит кто хорошими и никто не представляется ему нечистым и оскверненным, тогда подлинно чист он сердцем». (Пр. Исаак Сирианин ). „Радоваться и веселиться о преспеянии ближнего, это черта совершенства; признак же злонравия и лукавого расположения – скорбеть и быть недовольным, когда одобряют другого». (Пр. Ефрем Сирин ). „Без любви к ближнему ум не может просвещаться божественной беседой и любовью». (Пр. Исаак Сирианин ). „Что такое сердце чистое? Кроткое, смиренное, нелукавое, простое, доверчивое, нелживое, неподозрительное, незлобивое, доброе, некорыстное, независтливое, непрелюбодейное. (Прот. И. Сергиев). „К признакам целомудрия принадлежит и некоторая веселость». (Св. Григорий Богослов ). „Что от благодати, в том есть радость, есть мир, есть любовь, есть истина». (Пр. Макарий Великий ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

Сентябрь 2-го сентября. Даждь мне, Господи и Владыко живота моего, платить за вражду любовию, за гордость – смирением, за ругательство – благословением, за досаждение – угождением, за непочтение – почтением, за оскорбление – терпением, да сим образом победятся в нас диавольские козни, как вчерашний день, 1-го сентября, из-за нетрезвого иеромонаха, обругавшего мою свояченицу за ее неосторожное слово. Сказал сестре Анне: извини, прости меня, что вчера неосторожно вырвалось у меня бранное слово, и она, готовая Божиею благодатию к миру, сказала мне слово мира: я нисколько не сержусь на вас, – и вот мне стало легко, когда и я от сердца отпустил ей согрешение ее, и она мне: и я, сказала она, могу также сказать неосторожное бранное слово, как и вы, потому, сколько бы раз ни случалось у нас какая домашняя неприятность, я не сержусь. Благодарю Господа, Царя мира, за дар мира, да будет всегда мир в доме нашем. 2-го сентября 1872 г. Основание всех молитв, всех ектений, всех Таинств, всего богослужения есть любовь Господа и Церкви Его к чадам Своим, кто бы они ни были; как же священник, не имеющий любви к Богу и к человечеству, будет поистине молиться Богу за всех? Он будет лицемерить. О, как нужна священнику наипаче пред всеми любовь к Богу и ближнему! Но как этой любви противится в нас земная любовь, земные пристрастия: самолюбие, сластолюбие, корыстолюбие, честолюбие, или слава мира сего! Иерей! Отвергнись себя, возьми крест свой и гряди по Христе. И здесь еще, на земле, в предвкушении, сколь сладостны духовные блага Твои, Господи! Паче всех вещественных, земных благ. Даждь улучити вечные блага и презирати временные, яко тленные. Златолюбие (креста наперсного) причиняет мне столько вреда душевного и телесного, столько срамоты, смущения, боязни, омрачения, бессилия (во время богослужения) – и я ли доселе не сочту за сор злато и блеск его? Господи! Помози и умудри! Даждь пренебрегать злато. Се свидетельствуюсь Святыми Тайнами, яже пред лицем моим. Блуду служат и пища, и одежда, и украшения, и плетение волос, и поступь, и улыбка, и слова, и мины лица.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010