ЖМП 12 декабрь 2012 /  19 декабря 2012 г. 01:00 Третьяковка приглашает... в храм Храм Святителя Николая в Толмачах — уникальный образец соработничества Церкви и музеев. Пройдя долгий путь налаживания этих зачастую сложных и болезненных отношений, он стал первым в России храмом художественной галереи, объединив в себе молитву и бережное отношение к бесценному культурному наследию. Поэтому отмечаемое в эти дни 20летие его второго освящения стало большим культурным событием в жизни Русской Православной Церкви и Третьяковской галереи. О своем приходе, о многолетнем опыте служения рассказывает настоятель храма протоиерей Николай Соколов. — Отец Николай, в дискуссиях о церковно-государственных отношениях, которые особенно обострились в последний год, я неизменно привожу в пример новейшую историю храма в Толмачах. Многие кардинальные решения в выстраивании этих отношений были приняты уже 20 лет назад, но споры, а порой и обвинения не утихают. — Начну с самого главного. Наш храм действительно уникальный. Сейчас это действующий, открытый для всех храм-музей. 20 лет назад я стал первым в России священником, получающим зарплату из госбюджета за свое служение, но, конечно, не как священник, а как заведующий отделом Третьяковской галереи. Наш храм имеет статус двойного подчинения: будучи государственным музеем, он в духовном плане подчиняется Патриарху Московскому, а по светской линии — Министерству культуры. Он не принадлежит Церкви, это помещение музея, музейный зал. Поэтому мы каждую службу согласовываем с дирекцией музея, но нам никогда не препятствуют. С восьми утра по музейному режиму храм открывается и, пока мало посетителей, в нем проходит богослужение, на которое прийти может любой желающий. Правда, следует учитывать, что проход у нас через пост полиции и рамку металлоискателя и подземный переход, к тому же верхнюю одежду придется оставить в гардеробе. А в 12 часов дня начинается экспозиция. Храм также открыт для всех, но войти в него можно уже только через музей, оплатив входной билет. В экспозиционное время нельзя зажигать свечи. К тому же у нас — специальное кондиционирование воздуха, за микроклиматом внутри храма постоянно следят датчики. Ведется видеонаблюдение. Нам дается два дня в году для ночных бдений — это Пасха Христова и Рождество. Староста прихода (сотрудник музея) договаривается о таком расписании с администрацией. Отмечу, что все работники храма также сотрудники музея.

http://e-vestnik.ru/church/tretyakovka_p...

о. Михаил: - Много споров и толков вызвало решение перенести икону Троицы преподобного Андрея Рублева из музея в храм. Икона эта не совсем обычная. Написана она была для того, чтобы люди, взирая на неё, видели единство лиц Троицы почти осязаемо, чтобы верующие в первую очередь возненавидели ненавистную рознь века сего. Время, когда создавалась икона, было временем раздробленности, а внешние силы имели возможность завоевания и удержания в подданстве у себя наших единоверцев. Икона играла огромную символическую роль. Через какое-то время Дмитрий Донской, благословясь, пошел на Куликовскую битву в 1380 году. Это было начало освобождения Руси от захватчиков. Икона почитается чрезвычайно, как помогающая преодолевать рознь века сего. Страна наша богата, но порядка нет. Это какая-то вечная характеристика наша. Кроме того нам не хватает единства, мы готовы спорить друг с другом, заниматься междоусобицей, но только не объединиться в почитании Единого Бога, в мире, единомыслии. Конечно, преодолеть рознь можно с помощью Божией, а также молитвенно обращаясь к образу, который возвращается туда, где он должен быть. Сложно было добиться. Святейший долго просил, оказывалось невозможно это сделать. И сейчас с передачей иконы связано много трудностей технического характера. Но это преодолимо. Другие иконы Рублева находятся в Троицком соборе. Климат и обстоятельства там вероятно далеки от Третьяковской галереи, но все же все иконы в хорошем состоянии, хотя о них так не заботятся как в Третьякове. Икона, которая вернется в Лавру, будет помещена в специальный ковчег, в котором будет поддерживаться определенная температура и влажность, то есть необходимые условия будут созданы. В советские времена я приходил в Третьяковку, там рядышком находились две иконы – Троица Рублева и Владимирская икона Божией Матери, которая сейчас находится в храме св. Николая в Толмачах – домовом храме Третьяковской галереи. И было делом доблести подойти и приложиться, перекрестившись, к иконам, пока никто из служителей не видит. Было такое преодоление, которое всегда дает внутренний результат. Мы старались преодолевать робость. Кто-то из служащих делал вид, что не видит, кто-то прогонял, а кто-то мог и по месту службы сообщить. Это было непросто в те далекие времена.

http://radonezh.ru/2023/08/17/cerkov-kak...

Владимир Легойда: «Наша проблема — невежество, с которым мы все вместе должны бороться» 22.06.2023 18:34:24 Вопрос передачи иконы «Троица» Церкви обсудили с В.Р. Легойдой, председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, членом Общественной палаты Российской Федерации. Он стал гостем на радио «Комсомольская правда» . «Церковь заинтересована в сохранности иконы» — Владимир Романович, тема передачи иконы Андрея Рублева волнует общество уже несколько недель. Сейчас «Троица» в Храме Христа Спасителя, что с ней будет дальше? — Мне кажется, что журналистский интерес к этой теме не всегда вполне совпадает с выраженным общественным интересом. Не в том смысле, что обществу это неинтересно, а в том, что общество не воспринимает вопрос с передачей «Троицы» так остро и болезненно, как об этом пишут. Икона передана в безвозмездное пользование Русской Православной Церкви. Это было решение Президента в ответ на обращения верующих. Соответствующие документы оформляются Министерством культуры. Мы работаем в теснейшем сотрудничестве с Министерством, с руководством Третьяковской галереи. Хочется еще раз выразить им огромную благодарность за понимание, сотрудничество, за их самоотверженный труд. Икона останется в государственных фондах, и это обеспечит соответствующий контроль со стороны государства. И это надо понимать, когда мы говорим, что храм или монастырь переданы Церкви. Скажем, Новодевичий монастырь в Москве — памятник ЮНЕСКО, он не может быть передан в собственность. Но он находится в пользовании у Церкви. Икона «Троица» сейчас в Храме Христа Спасителя. Недавно ее нахождение там было продлено до 18 июля включительно. Не меньше 8 тысяч человек ежедневно приходят поклониться иконе. — Условия ее хранения не вызывают у вас опасений? Что с ней будет дальше? — Она находится в капсуле, в которой соблюдается соответствующий температурный режим и режим влажности. О дальнейшем движении не готов обсуждать. Святейший Патриарх говорил, что икона вернется к месту своего исторического пребывания в Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, где и находится исторический иконостас, над которым работали и Андрей Рублев, и его ученики.

http://radonezh.ru/2023/06/22/vladimir-l...

Господь Вседержитель со святыми бессребрениками Космой и Дамианом Асийскими. Конец XVIII - начало XIX вв. Русский Север, музей им. Андрея Рублева. ЖМП 5 май 2022 /  24 мая 2022 г. 14:00 Пасха в российских музеях СВЯТОСТЬ ВРАЧЕЙ, КРЫМ РОМАНОВЫХ И ЛЮБИМАЯ ИКОНА КОЛЧАКА Столетие подвига Церкви, стоически пытавшейся противостоять расхищению святынь богоборцами под предлогом помощи голодающим, нашло отражение и в выставочной палитре нынешней весны. Правда, полновесную экспозицию на эту тему подготовило не государственное, а епархиальное учреждение культуры. Впрочем, ведущие московские и петербургские площадки также приберегли немало интересного — от посвященного святителю Николаю нового зала в Северной столице до подлинных мундиров последнего российского императора в московском Царицыне.  PDF-bepcuя. Святые врачеватели на иконах Образы целителей в восточнохристианском искусстве. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева (ЦМиАР) . Москва, Андроньевская пл., 10. До 29 мая. Иконографические образы святых целителей у верующих пользуются особой любовью и почитанием, пожалуй, столько же, сколько существуют сами иконы. Это неудивительно. Случаями исцелений по вере пронизаны тексты священных писаний и Ветхого, и Нового Заветов. Исцелял страждущих во время земного пути и Сам Спаситель. В центре же экспозиции, сформированной заведующим отделом хранения ЦМиАР кандидатом искусствоведения Надеждой Герасименко из коллекций Государственного исторического музея, Государственной Третьяковской галереи, Сергиево-­Посадского музея-заповедника, церковных и частных собраний, — образы святых врачей, лечивших пациентов во время своей земной жизни и прославившихся многочисленными чудесами посмертных исцелений. Кстати, для всех медработников в знак признательности за самоотверженный труд в условиях пандемии организован свободный вход на выставку. — По степени народной любви среди этой группы святых на Руси вне конкуренции были семь угодников Божиих, — поясняет Надежда Викторовна.

http://e-vestnik.ru/analytics/pasha_vros...

Музыкальный фестиваль «Православная Русь» проводится по инициативе Русской Православной Церкви и совместно с Министерством культуры Российской Федерации в Москве c 28 мая по 5 июня 2006 года. Музыкальный фестиваль «Православная Русь» проводится по инициативе Русской Православной Церкви и совместно с Министерством культуры Российской Федерации в Москве c 28 мая по 5 июня 2006 года в рамках одноименной выставки-форума. Фестиваль задуман как синтетическое публицистически-художественное действо, цель которого объединить (не смешивая друг с другом) столь несхожие жанры, как духовный стих, знаменный распев, классические мелодии, религиозную балладу и рок-проповедь. Традиции отечественной культуры при этом обогащаются новым содержанием, приобретают качественно иную историческую глубину, духовную перспективу… Организация в Москве такого представительного музыкального фестиваля актуальна и востребована временем. Центром фестиваля может стать современная религиозно-ориентированная музыка. Фестиваль станет фестивалем музыкальных премьер значительных современных произведений, что послужит углублению тенденций возрождения духовности и нравственности в современной России. Будет исполнен ряд духовных произведений близких нам по времени композиторов: Георгия Свиридова, Арво Пярта, Владимира Мартынова, Антона Вискова, Александра Недуева, Владимира Довганя, Александра Бринкена, Василия Ларина, Митрополита Серафима Чичагова, Архиепископа Ионафана Елецких, Епископа Илариона Алфеева, протоиерея Николая Ведерникова. Подобного музыкального фестиваля в современной России еще не проходило.. 28 мая (воскресенье) ОТКРЫТИЕ Большой зал консерватории. 1отделение. Свято-Никольский хор Государственной Третьяковской галереи Дирижер Алексей Пузаков. Павел Чесноков «С нами Бог» Архиепископ Ионафан (Елецких) «Чертог Твой» Протоиерей Николай Ведерников «Концерт для хора» Антон Висков «Песнопения Великой вечерни» Солист Даниил Штода 2 отделение. Хор Мариинского театра п/у Андрея Петренко. Александр Кастальский «Братское поминовение»

http://pravmir.ru/muzykalnyj-festival-v-...

Спаситель в терновом венце. Вторая половина XIX в. Санкт-Петербург. Смальта, мозаика ЖМП 3 март 2023 /  27 марта 2023 г. 17:00 Весна в российских музеях ЦЕРКОВНО-АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ОСВАИВАЕТ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО, ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКИЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК ОТКРЫВАЕТ МАСШТАБНУЮ ЭКСПОЗИЦИЮ, КРЕМЛЬ ДЕМОНСТРИРУЕТ ОБРАЗЫ СВЯТЫХ ВОИНОВ Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто.  PDF-bepcuя. Иконы Страстного цикла: премьеры публичной экспозиции и уникальные образы после реставрации Страсти Христовы. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева . Москва, Андроньевская пл., 10. До 11 апреля. Кураторы экспозиции — главный хранитель музея Оксана Смирнова и заведующая отделом учета и комплектования фондов Светлана Кирьянова — представили сотню редких памятников, распределив их на два тематических блока: Распятие Христово на Кресте и предшествующие ему события Страстей начиная с Тайной Вечери. Хронологически они охватывают более пяти веков иконописания — с конца XIV до начала ХХ века, а по стилистике исполнения представляют как вполне традиционные произведения царских изографов Оружейной палаты, так и примеры весьма редкой иконографии. Помимо экспонатов из собственных фондов ЦМиАР, здесь широко представлены собрания Третьяковской галереи, Государственного исторического музея, Государственного дворцово-паркового музея-заповедника «Останкино и Кусково», а также предметы из частных коллекций.

http://e-vestnik.ru/analytics/vesna_vros...

  Если соль потеряет силу   Эти материалы – отнюдь не те «два мнения» в их классически общеупотребимых понятиях критического диалога либо же журналистской «сшибки». Но это именно два принципиальных и жёстких мнения, два решительных взгляда на завершившуюся недавно в залах Третьяковки на Крымском Валу выставку «Русский поп-арт», зарифмованную её устроителями с первой крупномасштабной ретроспективой американского «классика жанра» Энди Уорхола. Слово священника и мысли, высказанные в интервью искусствоведом, могут показаться излишне резкими, даже радикальными и при этом уводящими разговор от предмета конкретной экспозиции в горние выси слишком отвлечённых материй. Но именно в этом смысле они вдвойне ценны и «конгениальны» вызвавшему их явлению. Поскольку истинный поп-арт, как и всякое по-настоящему последовательное авангардное направление в искусстве, всегда стремился к возможно более радикальному осмыслению максимально расширенных категорий. - ред. " Литературной газеты "   Наш собеседник – Протоиерей Александр ШАРГУНОВ Период ломки основ государства сопровождается, как правило, особой активностью авангардного искусства, пользующегося любой возможностью внести деструктивную ноту в развитие событий. Провокаторы нынешнего скандала – представители отечественного поп-арта, удачно попавшие в струю своего знаменитого американского коллеги Энди Уорхола. Ради этого громкого имени официальные ведомства города Москвы и российские коммерческие структуры предоставили им возможность выставить свои коллажи в лучших залах ведущей галереи страны, обеспечив поддержку СМИ и специалистов из отдела современного искусства Третьяковской галереи. Цель данного русско-американского проекта – произвести максимально шокирующий эффект. С помощью американского прикрытия нас с максимально поражающим эффектом бомбили… свои же. Пока духовно. Богохульники вымазали на иконе лик Пресвятой Богородицы и Богомладенца чёрной икрой. Как пояснялось озадаченным зрителям, здесь соединились два торговых бренда – Русь православная и Русь, добывающая столь любимое иностранцами лакомство. Спустя некоторое время после открытия выставки «сбрендивший» автор, под давлением общественности, правда, вынужден был снять свой «труд», оставив на стене очерченный чёрной краской периметр иконы и описание своего «творческого» замысла.

http://moral.ru/salt.html

Каждый вагон поезда расскажет об одном из периодов истории искусства 28 ноября. ПРАВМИР. В московском метро будет запущен посвященный русской живописи поезд. Каждый вагон поезда расскажет об одном из периодов истории искусства XX века на примере шедевров из коллекции Третьяковской галереи на Крымском Валу. Поезд начнет курсировать в Московском метрополитене 30 ноября, сообщили ТАСС в пресс-службе столичной подземки. «30 ноября в 11:00 мск в электродепо «Красная Пресня» стартует уникальный просветительский проект «Интенсив ХХ», реализуемый департаментом транспорта и Московским метрополитеном совместно с Третьяковской галереей. Его участниками станут 15 миллионов москвичей и гостей столицы. 30 ноября в электродепо «Красная Пресня» состоится запуск брендированного поезда, посвященного русской живописи XX века», — сообщили в метрополитене Это первый этап масштабного образовательного проекта «Интенсив ХХ», в рамках которого на интернет-портале INTENSIV20.RU в виде ярких и коротких лекций будет размещена информация об авторах и коллекции Третьяковской галереи на Крымском Валу. Третьим элементом запуска проекта станет оформление станции метро «Парк культуры». «Опираясь на мировую практику, когда определенная станция метрополитена ассоциируется у пассажиров с конкретным объектом культуры, проект призван создать визуальную связь между станцией метро «Парк культуры» и Третьяковской галереей на Крымском Валу», — говорят в пресс-службе. Цель всего проекта — через интеграцию искусства в повседневную жизнь города изменить отношение широкой аудитории к русской живописи ХХ века, сделать ближе и понятнее ее художественный язык. В рамках проекта каждые два месяца будут представлены разные этапы развития русского искусства ХХ века: авангард и соцреализм. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/v-stolichnom-metro-pus...

Игумения Ксения (Чернега): «Закон предусматривает передачу музейных ценностей религиозным организациям» 23.07.2022 16:05:50 В середине июля чудотворную икону «Троица» Андрея Рублева на два дня доставили из Третьяковской галереи в Троице-Сергиеву лавру по случаю 600-летия обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Впервые после революции знаменитый образ XV века был принесен на свое историческое место. О перспективах передачи для поклонения верующим святынь, находящихся в Музейном фонде России, в интервью порталу «Интерфакс-Религия» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). — Председатель думского комитета по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов предложил обдумать и описать механизм передачи храмам икон, которые находятся в государственной или муниципальной собственности с сохранением бюджетного финансирования в рамках обеспечения условий хранения и безопасности, реставрации святынь. Какие изменения и в какие нормативные правовые акты необходимо внести? — В этом году исполняется 100 лет с начала кампании по изъятию церковных ценностей из православных храмов под лозунгом помощи голодающим. Руководствуясь принципом исторической справедливости, современное российское законодательство предусматривает передачу религиозным организациям музейных ценностей, представляющих собой некогда изъятые из православных храмов иконы, утварь и другое церковное имущество. Такие ценности продолжают составлять государственную часть Музейного фонда Российской Федерации и передаются религиозным организациям в безвозмездное пользование при сохранении за музеями права оперативного управления соответствующими музейными ценностями. При этом нужно отметить, что действие Федерального закона от 30.11.2010 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» не распространяется на имущество религиозного назначения, которое относится к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации.

http://radonezh.ru/2022/07/23/igumeniya-...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Русскому религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву даже сама идея создания «Всемирного музея христианской археологии» казалась антихристианской. Так, по крайней мере, он относится к подобному проекту в своем знаменитом сочинении «Три разговора». Что уж говорить об одиозном советском «Музее истории религии и атеизма», в названии которого под словом «атеизм» подразумевался «пик» эволюционного развития всякой религии. Историей своего происхождения этот музей вряд ли может гордиться. Возникший в 1932 году в помещениях разграбленного и закрытого Казанского собора, он стал поначалу, скорее, большевистским антирелигиозным пугалом, чем научной коллекцией. Однако это был первый в мире музей подобного рода. Инициаторами его создания стали ленинградские ученые во главе с этнографом, языковедом и пламенным революционером профессором В. Г. Богораз-Таном. Он же стал первым директором музея. Основу коллекции составили экспонаты из собрания Музея антропологии и этнографии, Государственного Эрмитажа, Русского музея, Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Третьяковской галереи и Центрального антирелигиозного музея города Москвы. В соответствии с Положением о своей работе, музей «должен был изучать религию с точки зрения диалектического материализма, чтобы показать развитие религии от ее зарождения до современного состояния, выявляя в экспозиции ее социальную роль и несовместимость с научным мировоззрением». О какой же научной объективности могла идти речь с таким подходом? Среди сотрудников музея можно назвать многих авторов, известных в советское время по серии «Библиотека атеистической литературы»: С. Г. Лозинский, Ю. П. Францев, М. И. Шахнович. После Богораз-Тана директором музея стал другой ученый-революционер верный ленинец В. Д. Бонч-Бруевич. Так и существовал этот «музей» в изуродованном соборе, пугая посетителей ржавыми веригами и другими пыльными религиозными «мракобесиями» вплоть до 1991 года, когда началось постепенное возвращение Казанского собора Русской Православной Церкви.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/7/17...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010