Что касается еврейской археологии, предмет которой составляет описание быта еврейского народа за все время его существования, то хотя библейская археология в своей значительной части и совпадает с ней, поколику хранителем библейских бытовых форм были древние евреи, тем не менее она не может быть отождествляема с нею. Не все формы еврейского быта могут подлежать исследованию с точки зрения библейской археологии. Сюда не могут относиться во-1-х, те из них, которые возникли во внебиблейский период еврейской истории, т. е. после 70 г. по Р. Хр.; во-2-х, те, которые хотя возникли и в библейский период времени, но по своему характеру и значению не имеют прямого отношения к устроению спасения людей, как напр. идолопоклонство евреев в собственном и несобственном смысле, разные суеверия и многое иное, что не имело внутренней связи с их теократическим призванием. С другой стороны, не все библейские бытовые формы могут рассматриваться, как вытекавшие из национального характера еврейского народа. Большая часть их имеют свой источник не в еврейском национальном характере, а в началах теократии, в божественном откровении, так что иногда бывают до противоположности отличны от соответствующих им бытовых форм, обусловливаемых национальным характером и стремлением евреев. Сюда относятся, напр., формы религиозного быта. Как видно из истории еврейской религии, некоторые формы религиозного быта, обуславливавшиеся началами теократии, не только не были тождественны с соответствовавшими им формами быта, обусловливаемыми национальным характером и стремлением евреев, но даже были направлены против них. Посему подведение этих и подобных библейских бытовых форм под один общий уровень с бытовыми формами рационального происхождения представляется весьма искусственным, как это и показывают некоторые новейшие системы еврейской археологии Бенцингера, Новака и др. Изучение этих и подобных бытовых форм свое надлежащее место может находить только в системе археологии. § 3. Условия, под влиянием которых сложился древнееврейский теократический быт

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

I. Археология Библейская – наука о библейских древностях и, как таковая, составляет важную часть древне­восточной археологии вообще. Предметом ее, как науки, служит исследование всех разнообразных проявлений жизни библейского (т. е. древнееврейского) народа, как они отразились в его священных книгах (Библии), гражданской литературе и вещественных памятниках его старины. Но хотя источник и предмет библейской археологии определяются уже самим ее названием, однако относительно ее объема еще не установилось определенного взгляда, и разные исследователи то расширяют, то суживают его. В первом случае в круг библейской археологии вводится исследование древностей не только собственно древнееврейского народа, но и тех народов, с которыми евреи приходили в историческое соприкосновение, как египтян, ассиро-вавилонян, персов и друг. (как, наприм., в «Протоколах англ. Общества Библейской Археологии», у Гезениуса, Де-Ветте и др.). Но правильнее ограничивать предмет Б. А. только древностями еврейского народа, как отдельной исторической единицы, занимавшей определенное положение в истории, жившей своей особой культурной жизнью и находившейся в определенных отношениях к окружающим народам, так что исследование древностей других упоминаемых в Библии народов может входить в нее лишь настолько, насколько оно может служить к пояснению древностей собственно библейского народа. Мнения исследователей расходятся и относительно объема древностей собственно еврейского народа, и одни (по преимуществу древние, как И. Флавий) относят к ним и историю, а другие (новейшие, как Ян) географию, и не только политическую, но и физическую. Но такой взгляд опять вводит в круг библейской археологии посторонние для нее элементы, хотя конечно история и география имеют для нее важное вспомогательное значение. Таким образом, в круг библейской археологии, в тесном и точном смысле входит исследование особенностей религиозной, семейной, общественно-государственной и вообще культурной жизни древнееврейского народа, причем ее задача состоит не только в подробном изложении проявлений этих сторон его жизни, но и в определении общего миросозерцания, на котором основывалась вся его многовековая жизнь. По своему положению в истории древнего мира, древнееврейский народ представлял исключительное и весьма своеобразное явление. Его историческая миссия носит строго религиозный характер и в этом отношении он оказал на историческую судьбу человечества влияние, пред которым бледнеет культурное влияние всех других народов древности. Вот почему и главный нерв его жизни составляет именно его религиозное миросозерцание, без знакомства с которым нельзя понять и самых древностей этого своеобразного народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Поиск по сайту Недалеко от Иерусалима археологи обнаружили ханаанский «храм восходящего солнца» 18 марта 2024г. Источник:  Седмица.Ru   ИЕРУСАЛИМ. Археологи обнаружили руины ханаанского храма, построенного в честь восходящего Солнца на вершине кургана Азека, древнего поселения в современном центральном Израиле, сообщает израильское издание Haaretz . По словам исследователей, комплекс позднего бронзового века и впечатляющие артефакты, найденные в нем, дают представление о религиозных верованиях хананеев, демонстрируя сильное влияние древнеегипетской культуры. Свидетельства насильственного разрушения храма и всего этого места также открывают окно во внезапный крах множества цивилизаций, который произошел в конце бронзового века и привел к возникновению новых культур и политических образований в Леванте, включая древний Израиль. Храм в Азеке археологи раскапывают с 2014 года. Здесь работает команда Тель-Авивского университета под руководством профессора Одеда Липшица. Их открытия на территории комплекса были описаны в марте в журнале Biblical Archeology Review . Археологи выявили два этапа в долгой истории храма, охватывающей вторую половину позднего бронзового века (16-12 века до н.э.). Первоначально, где-то в конце 14-го или начале 13-го века до нашей эры, жители Азеки создали святилище под открытым небом, построив большую мощеную платформу на вершине кургана, с которой открывался захватывающий вид на восток на долину Эла, которая позже стала местом библейской «дуэли» Давида и Голиафа. По данным команды археологов, богослужение было сосредоточено вокруг каменного алтаря и чаши для слива жидкостей из подношений, покрытых гипсом. Рядом с алтарем находился столб, распространенный культовый объект в древнем Леванте, сделанный из гладкого известняка и отражавший утренний свет. «Учитывая яркость этих поверхностей, легко представить, как лучи утреннего солнца окрашивают это пространство в яркие оттенки золота, оранжевого и розового», — пишут археологи. Ориентация на восток известна из других святилищ в Леванте и очень похожа на египетские солнечные храмы того же периода, посвященные ежедневному возрождению Солнца, говорят исследователи.

http://old.sedmitza.ru/text/10373482.htm...

Богослужебные отношения Израильтян Предисловие автора При составлении этого учебника Библейской Археологии, – появление которого, после трудов в этой области Евальда и Шаальшутца, не нуждается в каком-либо защитительном слове, – я старался представить порядок жизни Израильтян, как в его внешней Форме, так и в его религиозном значении, ясно и обстоятельно, при свете божественного Откровения. В таком намерении, из огромной массы археологического материала, заключенного во многих и объемистых специальных трудах, я брал только то, что было нужно для достижения указанной цели; точно также из многочисленной археологической литературы я упомянул только о важнейших сочинениях, полагая, что уже легкодоступный Biblische Realwôrterbuch Винера остальные сведения о них может восполнить. В план руководства, назначенного не для одних ученых, но и для практических богословов, могло входить не представление всего репертуара Библейской Археологии, а только такое описание библейских древностей, которое давало бы ясный образ не только внешней, но и внутренней, религиозной стороны жизни Израильского народа, чтобы таким образом помочь духовному и церковному пониманию ветхозаветных установлений и сделать Библейскую Археологию более плодотворною для богословской науки. Хотя в этой области много сделали уже основательные исследования древнего и новейшего времени, но я мог только в немногих пунктах оставаться при результатах предшественников; в большинстве же случаев я был вынужден переступать добытые результаты и вести исследование далее как в археологическом, так и теологическом отношении. За первою половиною этого руководства, обнимающею географико-физические основные положения и первую часть Археологии, в скором времени последует вторая половина почти такого же объема. При большой отдаленности моей от места печатания сочинения 1 делавшей решительно невозможною для меня проверку корректуры, в сочинение вкралось множество погрешностей. Из них важнейшие, действительно извращающие смысл, поправлены в прибавлении, а малые погрешности, касающиеся отдельных букв, особенно гласных точек еврейских слов, легко может исправить сам благосклонный читатель.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В библейском Уре археологи раскопали жилище местного высокопоставленного священнослужителя Ур – один из древнейших городов-государств Шумера МЮНХЕН .Учёные-археологи из Университета Людвига Максимилиана обнаружили жилое здание хорошо обеспеченной семьи Ура, датированное XIX-м веком до Р. Х., сообщается на сайте учебного заведения. Ур – один из древнейших городов-государств Шумера. Развалины города находятся на территории современного Ирака, в 16 км от г. Насирия. Несколько недель назад археологи раскопали здесь основание и остатки дома,который располагался на окраине города и состоял из 17 комнат и большого внутреннего двора. Архитектурный комплекс включал в себя, также, и фамильный склеп, расположенный в подполе одного из помещений дома. В склепе были найдены останки 24 человек. При этом не исключено, что помещение, под которым располагался склеп, был домашним святилищем, где совершались ритуалы в честь божества-покровителя семьи и в честь захороненных здесь предков. Директор Института ближневосточной археологии в Университете Людвига Максимилиана проф. Адельхейд Отто, возглавляющий археологическую экспедицию в Уре,рассказал о том, что на первом этапе работ предполагалось, что это жильё небогатого горожанина; но после более тщательных исследований оказалось – это вилла Старо-Вавилонского периода (XX – XVI вв. до Р. Х.), принадлежавшая человеку с более, чем средним достатком. Сооружение было очень внушительным по размеру. Удалось с большой долей вероятности определить, для чего предназначалась каждая из 17 комнат дома. Археологов поразило, что в доме была кухня и ванная комната с туалетом и дренажной системой. Гигиена в этом домовладении была поставлена на очень высокий уровень. Но самое интересное ждало учёных впереди. Дело в том, что среди находок оказалось несколько глиняных табличек с личной и деловой перепиской хозяев дома. Документы ещё предстоит изучить более детально, но уже на основании предварительной расшифровки исследователи узнали имя владельца дома и табличек – Син-Нада. Он был главным жрецом и управляющим храма лунного бога Нанны. Этот храм являлся вторым по значимости и размерам в Уре и назывался Этеменнигур (в переводе с шумерского – «храм на месте основания всего того, что вокруг»). Это храм, который являлся частью архитектурного комплекса, широко известного теперь под названием «Великий зиккурат в Уре». Храмовый комплекс, частью которого являлся зиккурат, одновременно использовался как своего рода обсерватория; кроме того, в нём располагался архив, а время от времени и резиденция местного или регионального правителя.

http://sedmitza.ru/text/9116162.html

Анализ современных теорий завоевания евреями Ханаана: методология и археологические свидетельства Источник В докладе предлагается комплексный подход для решения проблемы согласования библейского повествования о вхождении евреев в Ханаан и имеющегося археологического материала. По мнению автора, совокупное рассмотрение двух различных задач – установление датировки вхождения евреев в Землю Обетованную и корректная идентификация библейских мест – позволяет привести в соответствие библейскому тексту определенный период времени и конкретные археологические объекты. Использованы сведения о раскопках в Хирбет эль-Макатире, который является новым кандидатом на идентификацию с библейским Гаем. Сделан вывод о том, что, в случае принятия ранней хронологии исхода и вторжения в Ханаан, можно согласовать с библейским повествованием археологические данные, полученные в результате раскопок в Иерихоне, Гае и Хацоре. Содержание Библейская археология как аналитическая дисциплина Гипотеза У.Ф. Олбрайта Археология Иерихона Археология Гая Археология Хацора Выводы Источники и литература     Библейская археология как аналитическая дисциплина Наша конференция посвящена крайне важному и актуальному вопросу междисциплинарных исследований при изучении библейской и раннехристианской истории. Вопрос привлечения и активного использования результатов исследований смежных дисциплин уже не в первый раз встает перед библеистикой как наукой, занимающейся изучением Священного Писания Ветхого и Нового Завета. На протяжении многих столетий, начиная еще с ветхозаветной эпохи, основным источником для изучения библейских событий был сам библейский текст. Однако с течением времени понимание особенностей, нюансов библейского текста постепенно утрачивалось. Неудивительно поэтому, что после эпохи Возрождения, давшей мощный толчок к изучению классической древней литературы, использование результатов филологических исследований для понимания библейского текста стало важным подспорьем в его экзегезе. Уже к концу XIX в. можно наблюдать яркий пример плодотворного междисциплинарного похода в библеистике, когда филология становится одним из важных инструментариев библеиста, а любая серьезная попытка понимания изначального смысла текста Священного Писания предполагает его чтение и изучение на языке оригинала.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере января 2014 Библейская археология: докопаться до истины Эпоха, когда историю изучали только по текстам, миновала: ведь летописи, документы и мемуары созданы людьми и в той или иной степени субъективны. А вот земля не врет, она сохраняет все, что оставит в ней человек: и мусор, и произведения искусства. Правдивость археологии вступает в противоречие с «субъективностью» библейского текста и даже «опровергает» его. Но на возражения археологии отвечает библеистика. Один из эпизодов продуктивной полемики археологии и науки о Священном Писании раскрывает заведующий кафедрой библеистики филологического факультета СПбГУ профессор СПбПДА Анатолий Алексеевич Алексеев . Война таблиц с табличками Современная археологическая наука родилась в Неаполе в XVIII веке, где счастливо совместились три обстоятельства: наличие уникальных археологических объектов — Помпеи и Геркуланума, значительные финансовые возможности, обеспеченные торговлей сицилийской пшеницей, и мудрость просвещенного короля Карла VII. В 1738 г. начались раскопки в Геркулануме, десятилетием позже в Помпеях. Теоретические выводы из результатов были закреплены в новаторском труде Иоганна Винкельмана «История античного искусства», создавшего первую историко-типологическую классификацию культур на базе достижений археологии. Следующим большим шагом стала работа французских историков и археологов в Египте во время военной экспедиции Бонапарта. В составе воинского корпуса находилось 175 ученых, результаты опубликованных трудов составили 21 том серии «Описания Египта». Именно тогда был в частности обнаружен Розеттский камень (с 1802 г. находится в Британском музее), на поверхности которого египетский текст сопровождается греческим переводом, что в 1822 г. позволило Шомпольону определить фонетическое значение тех иероглифов и демотических знаков, которые употреблялись как буквы алфавита. Археологическое исследование Месопотамии началось в 1808 г., когда Клавдий Рич, талантливый полиглот-самоучка, по поручению британской Ист-Индской компании совершил два больших путешествия в поисках Вавилона и Ниневии; его записки были опубликованы посмертно в 1836 и 1839 гг.

http://aquaviva.ru/journal/bibleyskaya-a...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Христианские журналисты составили список десяти выдающихся библейских археологических открытий 2022 года Его публикует в порядке значимости издание «Христианство сегодня» ИЕРУСАЛИМ. Журналисты составили список десяти выдающихся библейских археологических открытий 2022 года – их выстраивает в порядке возрастающей значимости (по рейтингу) издание «Христианство сегодня» ( christianitytoday ). Библейская археология – процесс медленный как в плане появления находок, так и в плане их анализа и интерпретации. Иной раз расшифровка или даже повторное открытие занимает многие годы, как свидетельствуют находки 1, 2, 7 и 10 в приводимом ниже рейтинге за 2022 год. Многие важные артефакты и свидетельства, появившиеся на свет в 2022 году, еще долго предстоит изучать, хотя уже сейчас можно выстроить их по значению для наших знания о мире библейских времен. Рейтинг десяти самых важных библейских археологических открытий этого года выглядит следующим образом. 10. Папирус в Монтане (США). Крохотный обрывок папируса, пылившийся многие годы в рамке под стеклом на стене дома в штате Монтана, случайно попал в руки ученых. В нем опознали редчайший текст на иврите – более древний, чем знаменитые свитки Мертвого моря ( Dead Sea Scrolls .). Драгоценный папирус размером чуть больше почтовой марки сохранил четыре кратких строчки с именем Ишмаил (Измаил, Самуил). Папирус попал в США в 1965 году, когда мать нынешнего владельца получила его как подарок во время поездки в Израиль. Эксперты израильской службы древностей датируют его примерно 700 годом до нашей эры. Нынешний владелец безропотно и безвозмездно передал драгоценный артефакт ученым этой службы на хранение и изучение. Экспертам пока не удалось определить источник происхождения папируса, однако его подлинность не вызывает сомнений. Возраст объекта по данным радиоуглеродного анализа укладывается в диапазон, определяемый палеографической датировкой стиля письма. Ишмаил или Самуил – распространенное библейское имя, восходящее к временам Авраама.

http://sedmitza.ru/text/10212483.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Американские археологи заявили об обнаружении библейских городов Содома и Гоморры Ученые объявили о находке руин древних библейских городов Содома и Гоморры НЬЮ-ЙОРК. Группа археологов Юго-Западного университета Тринити (Нью-Мексико) объявила о находке руин древних библейских городов Содома и Гоморры, сообщает Rublev.com со ссылкой на Christian Today. Руководитель исследовательского проекта профессор Стив Коллинз (Steve Collins) заявил, что такой вывод был сделан после серьезных исследований в течение 10 лет на месте раскопок руин в Телль-эль-Хаммаме. «Найденные нами руины древнего комплекса Бронзового века являются руинами крупного города-государства, который был неизвестен ученым до начала нашего проекта», — цитирует С. Коллинза издание. «Археологическая группа обнаружили настоящую “золотую жилу” из древних монументальных сооружений и артефактов», — уточнил он. Профессор считает, что сравнение этих руин с остатками других древних городов поблизости позволяет говорить о максимальном совпадении по ряду критериев, известных о Содоме по тексту Библии. Согласно Библии, во времена Авраама Содом был цветущим и богатым городом, но, поскольку жители «были злы и весьма грешны» (Быт. 13:13), то «пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли» (Быт. 19:24—25). Библия повествует о гибели не двух, а четырех из пяти городов, располагавшихся в районе Мертвого моря в конце XVIII века до нашей эры. Пять городов-государств Содом, Гоморра, Адма, Севоим и Бела (Сигор) образовывали коалицию, которая находилась под властью союза четырех царей Месопотамии, жестоко наказывавших своих вассалов за неуплату дани. В Торе сказано, что грех Содома и Гоморры заключался в том, что они морили своих нищих голодом, вершили неправедный суд и отказывали путникам в гостеприимстве.

http://sedmitza.ru/text/5923824.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В США на крупнейшем археологическом форуме обсудили исследования в области библейских и христианских древностей Этот симпозиум является одним из самых массовых и масштабных научных форумов по археологической тематике в мире ДЕНВЕР. В столице штата Колорадо прошёл пятидневный симпозиум по археологии Древнего Ближнего Востока, организованный Ассоциацией американских школ востоковедения (American Schools of Oriental Research, ASOR), сообщается на сайте ассоциации. Этот ежегодный симпозиум является одним из самых массовых и масштабных научных форумов по археологической тематике в мире. В этом году в его работе приняли участие более 1000 маститых и только начинающих археологов, историков, лингвистов, антропологов, специалистов по эпиграфике, библеистов и религиоведов из университетов и исследовательских центров США, Израиля, Ливана, Канады, Норвегии, Финляндии, Великобритании, Голландии, Германии, Италии, Австралии, Болгария, Грузии, Азербайджана и других стран. Работа конференции проходила в 12 сессиях, каждая их которых состояла из 8 тематических секций. Самые многочисленные из секций по количеству выступавших и участвовавших в круглых столах – «Археология Ближнего Востока: Бронзовый и Желехный века», «Археология южного Ливана», «Археология Иордании», «Археология Анатолии», «Археология Кипра», «История археологии». Ряд секций были специально посвящены археологическим проблемам, связанным с библейскими свидетельствами, а также с историей христианства, ислама и других древних религиозных традиций древнего и раннесредневекового Ближнего Востока. На подсекции «Археология и библеистика» прозвучало несколько сообщений, сделанных известными специалистами в области изучения Еврейской Библии, археологии, истории и. письменности Древнего Израиля и иудаизма эпохи Второго Храма.

http://sedmitza.ru/text/8534184.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010