Восходите, братия! О «Лествице» Иоанна Лествичника

 001   002   003
В начало текстаВ конец текста
Исихазм пришел к нам с востока, от первых веков христианства, и на Руси связан с именами Антония и Феодосия Печерских. Без понимания идеи исихазма трудно понять глубину «Лествицы». Идеи эти – это сочетание ума и сердца, очищенного от страстей, умная молитва, безмолвие и Преображение души до возможности пребывания в Боге и видения нетварного света.

Исихазм: да будет Свет! Бога узрят только чистые сердцем Степени очищения души отец Иоанн изложил в своей книге языком поэтическим, ибо поэзия есть язык общения человека с Богом.

Чтобы решиться на такой труд, отцу Иоанну пришлось пройти подвижнический путь. На шестнадцатом году он пришел в монастырь и отдал себя в полное послушание аввы. Послушание становится основополагающим понятием для приобретения новоначальным иноком смирения и очищения сердца, ему преподобный посвятит отдельную главу своей книги.

Послушание он определяет рядом поэтических троп, таких, как путешествие спящих, жизнь без любопытства, гроб собственной воли и даже добровольная смерть. Эти образы выдают в преподобном большого поэта. Послушание он вослед за отцами, называет исповедничеством. Об отцах он пишет, что всегда видел их веселыми, незлобивыми и кроткими. «Лествица» начинается с памяти этих отцов, воссоздавая их портреты. В них проявляются образы величайших христианских подвижников, учителей монашества, пастырей, перед которыми открыты самые тайные уголки сердец, притекающих в монастырь иноков.

Икона преподобного Иоанна Лествичника Врачевание сердца для очищения его – первое, что необходимо сделать тому, кто решил стать монахом. Ибо Бога узрят только чистые сердцем. Для очищения сердца нужен наставник, которому были бы открыты язвы нашего сердца. Выбору наставника отдает огромное внимание авва Иоанн: «По качеству страстей наших должно рассуждать, какому руководителю отдаться нам в повиновение и сообразно с тем такого и избрать. Если ты невоздержан и удобопреклонен на плотскую похоть, то будет твоим обучителем подвижник, и в отношении к пище неумолимый, а не чудотворец, который готов всех примирить и угощать трапезою. Если ты высокомерен, то да будет твоим руководителем человек суровый и неуступчивый, а не кроткий и человеколюбивый. Не должно искать таких руководителей, который имели бы дар пророчества или прозрения, но прежде всего истинно смиренномудрых по нраву и местоприбыванию своему приличных нашим недугам… Когда, будучи непрестанно обличаем от своего наставника, ты почувствуешь, что вера и любовь твоя к нему возрастают, то знай, что Дух Святой невидимо вселился в душу твою и сила Всевышнего осенила тебя» Слово тридцатое, «О союзе трех добродетелей».

Девятнадцать лет провел Иоанн Синайский в послушании у аввы, к которому пришел на шестнадцатом году. Сорок лет он провел в молчании. После избрания его игуменом через некоторое время передал обитель в руки иного инока и вновь погрузился в молчание. Поэтому книга, которую он оставил после себя, – плод жизни – подвига.

Незлобие, пост и целомудрие Всем приступающим к подвигу смиренномудрия, ухода от мира, преподобный советовал начинать с трех добродетелей – незлобия, поста и целомудрия (слово первое, «Об отречении от жизни мирской», параграф 10) Живущим в миру христианам авва Иоанн советовал поступать так, чтобы подражать житию монашескому: «Все доброе, что можете делать, делайте, никого не укоряйте, не обкрадывайте, никому не лгите, ни перед кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний, к нуждающимся будьте милосердны, никого не соблазняйте, не касайтесь чужого ложа. Если так будете поступать, приблизитесь к Царствию Небесному».

Преподобный предупреждал, что бесы внушают нам уничижать себя, с тем, чтобы впасть в отчаяние. Уничижение себя не есть покаяние и смирение, это ступень к отчаянию. Сны, которые приводят нас к отчаянию – от бесов. Ангелы же, по учению Иоанна Синайского, во снах показывают нам Страшный суд и муки (слово третье, «О странничестве», параграф 28.) .

Видение лествицы. Московская икона XVI в. О братолюбии Авва Иоанн воспел братолюбие, без которого невозможно спасение в общежитии, ибо две главные страсти подстерегают того монаха, который захотел спасаться в общежительном монастыре: гневливость и плотское возбешение. С возбешением можно и должно бороться постом, с гневливостью же – только смирением и братолюбием.

Авва приводит в пример обители, где любовь царит меж братьями, а нелюбящий брата своего изгоняется в особый монастырь, темницей именуемый. В темнице монахи живут отдельно и сидят на хлебе и овощах. Ибо недолжно терпеть в общежительном монастыре двух диаволов – видимого и невидимого (слово четвертое, «О блаженном послушании», параграф 14.) .

Нам все это полезно знать, потому что семья является тем же самым общежитием, и главной страстью семейных отношений становится гневливость.

 001   002   003
В начало текстаВ конец текста
  • Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


           Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

    Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

    Вам может быть интересно:

    молитва иисусова устная умная сердечная | видение лествицы прп иоанном лествичником икона кон xii мон-рь вмц екатерины синае | видение лествицы прп иоанном лествичником житием монашескими подвигами икона 2-я пол xvi ргиахмз | прп иоанн лествичник наставляет братию миниатюра лествицы кон vat 394 fol 132 | прп иоанн лествичник написанием лествицы 70-е xvi гим чуд 224 |

    Предыдущий текст

    Источник текста


    Постоянная ссылка: Восходите, братия! О «Лествице» Иоанна Лествичника
    Поддержи нас
    ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера