Рим - Константинополь - Москва, Часть 2 - читать, скачать - ...

 001   002   003   004   005   006
В начало текстаВ конец текста
► Исихастское возрождение Уже давно было замечено, что в отличие от Запада на христианском Востоке никогда не было монашеских орденов, независимых от пределов своих епархий и от местных епископов. Византийское каноническое право требовало, чтобы епископская юрисдикция распространялась на все местные монашеские общины, и византийские монахи редко включали в свои уставы задачи обучения или миссии, характерные для более деятельных латинских орденов, будь то средневековых или современных. Но на практике бывали исключения. Например, Студийский монастырь под водительством своего великого игумена преп. Феодора в конце VIII века сделался чем-то вроде «Церкви внутри Церкви», с очень специфической программой влияния на общество. Подобно этому, но в гораздо большем масштабе в XIV веке движение, чаще всего называемое «исихастским», вызвало общее духовное обновление на всем православном Востоке. Его роль можно сравнить, например, с Клюнийской реформой на Западе. Хотя идейные предпосылки и исторические условия этих двух движений были совершенно различны, в обоих случаях монашеское руководство постепенно заняло практически все ступени церковной иерархии и сумело установить ряд приоритетов, ставивших духовные ценности выше социальных и политических обстоятельств.

Начало истории «исихазма» достаточно изучено, так же как и его вероучительное выражение, изложенное в богословских писаниях святителя Григория Паламы 86. Однако для того чтобы вполне понять всю глубину духовного влияния исихазма, важно учитывать, что термин этот может употребляться только в очень широком смысле для обозначения того движения, о котором мы здесь говорим. Исихасты, или афонские отшельники-созерцатели, утверждали, что Божественная жизнь непосредственно достижима для тех, кто живет «во Христе». Последователями этой идеи были богословы из мирян ( такие, как св. )

Николай Кавасила (, политические руководители и духовенство. Достигая высших степеней церковной или гражданской иерархии, они не могли рассматриваться как отшельники или мистики в обычном смысле этих слов 87. Они непосредственно участвовали в политической жизни своего времени, преследуя конкретные практические цели. Но при этом в своей жизни они держались в основном общих духовных приоритетов, что и объясняет согласованность их действий и тот факт, что о них мы можем говорить как о движении 88. Постановления «паламитских» соборов 1341, 1347 и 1351 гг. в Константинополе могут быть сведены к фундаментальному и в то же время простому утверждению того, что опытное переживание и познание Бога доступно непосредственно всем христианам, что стремление к этому опыту есть выражение самой христианской веры, что вера не есть акт рассудка, а познание самой Истины, что сакраментальная жизнь Церкви – необходимое условие подлинно христианского опытного знания. Более «технические» богословские вопросы, такие как паламитское различение между Божественной Сущностью и Божественными энергиями, были терминологическим следствием, а не причиной того жизненно-опытного реализма, который подтвердили соборы. Тот факт, что эти важные духовные позиции были заняты православной Церковью в Византии в середине XIV века, несомненно связан с мощным возрождением монашества и признанием его духовного руководства. Возрождение же это было в свою очередь связано с катастрофическими событиями, описанными выше: империя и культурная гордость Византии были сломлены латинским завоеванием и нашествием турок. Кроме православной Церкви не было никакого надежного якоря спасения. Но сила Церкви виделась не в шатких структурах империи, а в ее эсхатологической, мистической и подвижнической традициях, хранителями которых были монахи.)

Григорий Палама в своих Триадах, написанных в защиту исихастов против нападок южно-итальянского «философа» Варлаама, приводит очень показательный список тех духовных вождей, которых он и его ученики считали примером в своем движении. Наиболее выдаются в этом списке такие волевые и социально активные епископы, как Феолепт Филадельфийский (1250–1321 26) и в особенности патриарх Афанасий I ( 1289–1293; 1303–1310 ) . Строгий аскет и реформатор, Афанасий в качестве патриарха отечески наставлял императора Андроника II в политических делах, тратил огромные суммы на благотворительность, обуздывал корыстных церковных служителей и наводил дисциплину в монастырях 89. Другие константинопольские патриархи, особенно в период, последовавший за победой паламитов в 1347 г. (Исидор, Каллист, Филофей) , следовали фактически примеру Афанасия.

Характерное для самого исихастского движения преобладание духовных приорететов проявилось также в его неприятии (что традиционно для восточного монашества) гуманистического интереса к древнегреческой культуре и философии. Не то чтобы свт.

Григорий Палама и его ученики были систематическими обскурантами. Они пользовались философским языком и философскими понятиями в своей богословской аргументации, но они же противились тем течениям, которые пытались представить Византию «эллинским» государством, а Константинополь – новыми «Афинами». Это появление светского национализма в константинопольской интеллектуальной элите, знаменовавшее конец средних веков, политически выразилось в попытках церковной унии; и, таким образом, подчинившись латинскому богословию, они надеялись получить взамен шанс на культурное и политическое выживание.
 001   002   003   004   005   006
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

митр смоленский калининградский кирилл ныне патриарх московский всея руси совершает богослужение соборе свт николая чудотворца тегеране фотография сент 1995 | свиток литургиями свт василия великого преждеосвященных даров patm 707 rotul 2-я четв xii нач xiii | эскориал общий вид гравюра atlas major blaeu amst 1662 vol spain and africa auxerre billiothèque municipale | христос беседует книжниками фарисеями миниатюра псалтири кор марии между 1310 1320 lond brit lib royal vii | сцены жития сщмч киприана иустины миниатюра гомилий свт григория назианзина между 879 882 paris 510 fol 332v |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Рим - Константинополь - Москва, Часть 2 - читать, скачать - протоиерей Иоанн Мейендорф
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера