> Дело дня: Помогите ребёнку <

Cобрание синаксарей Постной и Цветной Триоди

  016   017   018   019   020   021   022   023   024   025  026   027   028   029   030   031   032   033   034   035   036
В начало текстаВ конец текста
И инако: якоже долгий и жестокий путь проходящии, и трудом отягчавшии, аще где древо благосеннолиственное обрящут, мало седше упокояются, и яко убо юни бывше прочее путь проходят: тако и ныне в постное время и прискорбный путь и подвиг, насадися посреде от Святых отец живоносный Крест, ослабу и прохлаждение нам подаяй Благомужественны же и легки к прочему труду утрудившыяся устрояя. Или якоже есть при цареве пришествии, предходят онаго знамения и скиптры: таже и сам приходит, радуяся о победе, и веселяся, свеселится же вкупе и послушное. Тако и Господь наш Иисус Христос, хотя елико неуклонно на смерть показати победу, и со славою произыти воскресным днем, предпосла скиптр свой, царское знамение [1], животворящий Крест, обрадования и прохлаждения нас, яко множайша исполняющий, и устрояющий нас готовых быти, и самаго елико мощно Царя восприяти, и восхвалити светло побеждающа.

Поскольку сорокадневным постом и мы неким образом распинаемся, умерщвляемые страстями и ощущающие горечь от нерадения и падений, то и предлагается Честной Животворящий Крест, как освежающий и укрепляющий нас, приводящий на память страдания Господа нашего Иисуса Христа и утешающий (ибо если Бог наш ради нас распялся, то сколь много и нам подобает для Него трудиться?) , облегчающий труды и скорби наши представлением Владычних скорбей, напоминанием и чаянием славы от Креста. Ибо как Спаситель наш, взойдя на него, чрез бесчестие и горечь прославился, так должно и нам поступать, чтобы прославиться, хотя бы и претерпели сперва некоторую тяготу. И еще: как проделавшие тяжкий и длинный путь и трудами изможденные, если найдут где тенистое дерево, то, усевшись ненадолго, отдыхают и, будто помолодев, остаток пути проходят – так и ныне, во время Поста, на трудном и тесном пути насажден святыми отцами посреди его Живоносный Крест, который доставляет облегчение и освежение, и нас, утомленных, на дальнейший труд легкими и подвижными устрояет. Или еще: как в пришествие царя следуют впереди его знамена и скипетры, а затем сам он является, радуясь и веселясь о победе, и тогда же веселятся подданные, – так и Господь наш Иисус Христос, намереваясь вскорости явить знамение победы [1] и по дне Воскресения со славою прийти, предпослал Себе скипетр Свой и царское знамя – Животворящий Крест, который делает нас готовыми в скором времени принять и восхвалить Самого Царя, славно торжествующего победу.

Посреде же Святыя четыредесятницы седмицы [2]: зане горькому источнику подобна есть Святая четыредесятница, сокрушения ради, и сущия нам от поста горести и печали. Якоже убо во онаго среду Божественный моисей древо вложи, и услади его, тако и проведый нас Бог умнаго чермнаго моря, и фараона, животворящим древом честнаго и животворящаго Креста, услаждает горесть постом от четыредесятницы: и утешая нас яко в пустыни пребывающих, дондеже ко умному Иерусалиму возведет своим Воскресением. Или понеже Крест древо живота глаголется и есть, оно же древо посреде рая едема насаждено бяше: прилично и Божественнии отцы крестное древо посреде Святыя четыредесятницы насадиша, вкупе убо и Адамово лакомство поминающе, вкупе же и онаго отятия прописующе настоящим древом, сего бо вкушающе не ктому умираем, но паче и оживляемся.

А посреди седмерицы [2] Святой Четыредесятницы предлагается это потому, что из-за сокрушения, огорчения и разленения, приключающихся в нас постом, Четыредесятница сия подобна бывает горькому источнику Мерры. И как божественный Моисей в средину источника того древо вложил, сделав его сладким ( см. : Исх. 15: 25 ) , так и Бог, проведший нас чрез духовное Красное море прочь от фараона, древом Честного и Животворящего Креста горечь сорокадневного воздержания делает сладкой, утешая нас, как в пустыне пребывающих, доколе не возведет Воскресением Своим к духовному Иерусалиму. Или еще: поскольку Крест и по имени, и на деле есть древо жизни, а древо сие насаждено было посреди Эдема, то соответственно сему и божественнейшие отцы посреди святой Четыредесятницы древо крестное насадили, напоминая посредством его и об Адамовом невоздержании, и об упразднении древа того древом нынешним, ибо мы, от него происходя, уже не умираем, но наполняемся жизнью.

Того силою Христе Боже и нас сохрани от лукаваго искушений: и Божественным твоим Страстем и живоносному Воскресению поклонитися сподоби, четыредесятодневное Благосветле прешедшым поприще, и помилуй нас яко един Благ и Человеколюбец, аминь.

Силою его, Христе Боже, и нас сохрани от поношений лукавого, и удостой поклониться Божественным страстям Твоим и живоносному Воскресению, когда благополучно пройдем сорокадневное поприще, и помилуй нас, ибо Ты один благ и человеколюбив. [1] Букв. : «трофей», т. е. памятник из захваченного оружия, воздвигнутый победителями на месте обращения врага в бегство. [2] Т. е. в середине цикла, образуемого семью седмицами (включая Страстную) Великого поста.

Иоанн умре в тридесятый день.
  016   017   018   019   020   021   022   023   024   025  026   027   028   029   030   031   032   033   034   035   036
В начало текстаВ конец текста

Источник текста

Вам может быть интересно:

божественная литургия неделю святых жен-мироносиц | архиерейское богослужение неделю пред рождеством христовым | божественная литургия храме святых жен-мироносиц | икона божией матери именуемая благодатное небо | святая икона богоматери именуемая игрицкая |
Постоянная ссылка: Cобрание синаксарей Постной и Цветной Триоди
> Дело дня: Помогите ребёнку <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера