Источник текста

Поучение в Лазареву субботу - читать, скачать - святитель Иустин (Полянский)


имел в жизни Своей особенных друзей, которых часто посещал, отдыхал у них и сладко беседовал с ними. Он любил всех людей любовию безпредельною и за всех пролил Кровь Свою, положил душу Свою; но св. Евангелист замечает, как некоторую особенность, любовь Его к семейству Лазаря. В чем эта особенность? В том, что Господь Иисус Христос удостоил св. семейство Вифанское Своею дружбою: «любляше Иисус Марфу и сестру ея Марию и Лазаря», говорит Евангелист; «Лазарь, друг наш, успе», – сказал Сам Господь ученикам Своим о смерти Лазаря ()

Но это высочайшее счастие принадлежит не одним современникам Господа по плоти. Господь Иисус Христос вчера и днесь той же и вовеки. И ныне всегда Он особенно любит всех, которые сами являют Ему особенную любовь свою; именует и сродниками, и друзьями Своими тех, которые искренно желают благоугождать Ему особенными подвигами любви, которые от чистаго сердца приносят Ему какую-либо жертву любви: «иже сотворит волю Отца Моего, Иже есть на небесех», говорил Он слушавшим Его, «той брат Мой и сестра и мати Ми есть» ( Мф. 12: 50; Мк. 3: 35 ) . Посему-то все удостоившиеся в нынешнем посту очистить свою совесть покаянием и соединиться в един дух с Господом св. Причащением, как и все решившиеся творити всегда и во всем волю Господню, без сомнения, могут с дерзновением не только именоваться, но и быть друзьями Господа, – родными Его; только нужно знать нам, в чем состоит истинное дружество, – дружество Божественное?

Первый признак истиннаго дружества есть искренность и откровенность. У друзей искренних одна душа и одно сердце; между ними нет и не должно быть ничего, что нужно было бы скрывать и утаивать, чего нельзя бы открыть и сказать. Господь Иисус Христос ничего не скрыл и не утаил от нас: «вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам» ( Ин.? 15: 15 ) . Он открыл нам всю глубину Своего сердца и все небесныя сокровища Свои. Такой же искренности и откровенности Он требует и от друзей Своих: «Сыне, даждь Ми сердце твое» ( Притч. 23: 26 ) ; «открый ко Господу путь твой» ( Пс. 36: 5 ) . Итак, да будут души и сердца ваши всегда открыты пред Господом вездесущим. О чем бы вы ни думали, – думайте пред Господом; чего бы ни желали, – желайте пред Господом; о чем бы ни радовались, – радуйтесь пред Господом; о чем бы ни печалились, – печаль свою возвещайте пред Господом. Взойдет ли даже на сердце ваше какая-либо нечистая мысль, взволнуется ли она каким-либо неприязненным чувством: или гнева, или зависти, или неудовольствия, или огорчения, – спешите немедленно исповедать все это пред Господом в сокрушенной и покаянной молитве и просите Его, чтобы Он простил вам вольное или невольное согрешение ваше: достойных Его любви и дружества, не лишил вас благодати и милости Своей, а хранил бы ваш ум и сердце от всего неугоднаго пред Ним и помог вам благоугождать Ему во всем. Так же поступайте и в отношении к вашим земным друзьям. Всякая затаенная недобрая мысль или чувство может укорениться в вашей душе и сердце и сделать вас недостойными дружества Божественнаго, как может разорвать и обыкновенную дружбу человеческую.

Истинное дружество скрепите взаимными услугами. Известно, какую величайшую услугу оказал Господь Иисус Христос, пришедший не да послужат Ему, но послужити и дати душу Свою избавление за многих. Чтобы возсоздать нас, растленных грехом, Он зрак раба принял; за нас, предавшихся суете, Он всю земную жизнь Свою провел в нищете, трудах и подвигах; чтобы избавить нас от унижения греховнаго и казни вечной, Он претерпел за нас страшныя страсти и крестную смерть. Не должно ли и нам, искупленным ценою Божественной Крови Его, посвятить всю жизнь нашу, все силы души и тела нашего на служение Ему? Не в этом ли служении Господу – все наше достоинство и счастие? «Аще кто Мне служит», – говорит Сам Господь наш, – «Мне да последует, и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет» ( Ин. 12: 26 ) . Итак, первее всего, мои возлюбленные, возблагодарим Господа от всей души нашей, что Он призвал нас на служение Себе и избавил от служения миру и суете его, что удостоил нас приискренне приобщиться Ему. Одна мысль о сем да будет для нас истинным утешением и отрадою во всех трудах наших, как бы они ни были иногда тяжки. Будем всегда помнить, для Кого мы живем и трудимся. Как бы ни представлялась безотрадною наша участь в глазах людей, привыкших жить по своим прихотям, – будем помнить слово Апостольское, что «сеяй в плоть, от плоти пожнет истление, а сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный» ( Гал. 6: 8 ) . За труды и скорби, подъятые во имя Господа, с живою верою к Нему, в уповании жизни вечной, ожидает нас вечная слава, радость и блаженство во Царствии небесном; а жизнь праздная, изнеженная и роскошная, слабодушное угождение прихотям и страстям своим неминуемо приведут в огонь вечный, уготованный диаволу, врагу Божию и нашему; ибо друг мира и своих похотей есть враг Божий; не друг он людям: его самолюбие не может служить ближним, – оно требует, чтобы ему одному все служили.

Если бы стала смущать нас собственная наша немощь, то будем несомненно веровать, что Божественный Друг наш, Иисус Христос, есть и будет всегда нашим верным Помощником, Защитником и Покровителем. Не пощадивший Самого Себя для спасения нашего, может ли отказать нам в чем-либо? Если и слабые люди приносят Ему в жертву то, что в их власти – желание, усердие и готовность на всякое благое дело, – то Он ли, Всемогущий, умедлит подать им Свою силу? У Него ли, Всесовершеннаго, не достанет премудрости, чтобы наставлять и руководить нас, – или любви и благости, чтобы утешить и ободрить нас, – или могущества, чтобы защитить нас, – или милосердия, чтобы пощадить нас, – или благодатной силы, чтобы помочь нам и укрепить нас? Мой еси ты, – говорит Он душе верующей и преданной Ему. После сего, чего нельзя ожидать и чего нельзя получить от Господа, удостоившаго нас, по безконечному Своему милосердию, быть Его друзьями, если окажемся достойными сего?

Такова сила истиннаго дружества! Если мы пребудем в любви Божией, будем стараться исполнять Его св. волю и пребудем верными Ему и присными Ему, как обещались, когда говели, – Господь и нас воскресит от смерти греховной, как воскресил четверодневнаго Лазаря. Но не забудем и того, что истинная любовь и дружба, бывающая и между людьми, особенно между христианами, всегда бывает всемогуща: друг друга, сказано, носите тяготы, и тако исполните закон Христов. К сожалению, такая любовь и дружба редка между нами; и если бывает, то ее не любят и относятся к ней недружелюбно. Аминь.
Предыдущая страница

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Поучение в 27-ю неделю по Пятидесятнице - читать, скачать - святитель Иустин (Полянский) | Пророчества и прообразования о Пресвятой Деве Марии - читать, скачать - святитель Иустин ... | Поучения на Преображение Господне - читать, скачать - святитель Иустин (Полянский) | Речь в день всенародного торжества - читать, скачать - святитель Иустин (Полянский) | Поучение в Пяток Светлой Седмицы - читать, скачать - святитель Иустин (Полянский) | Поучение в Лазареву субботу - читать, скачать - святитель Иустин (Полянский) | Поучения в Святую Пятидесятницу - читать, скачать - святитель Иустин (Полянский) | На Святую Пасху - читать, скачать - святитель Иустин (Полянский) | Поучения в Святую Четыредесятницу - читать, скачать - святитель Иустин (Полянский) |
Комментарий на труд протоиерея Олега Давыденкова ... ... истины за догмат возможно не иначе как от лица Вселенской Православной Церкви, из этого не следует, что признание догмата догматом должно быть совершено именно на Вселенском Соборе. Как известно, Соборы, формулируя то или иное догматическое определение, не изобретали новых догматических истин, но опирались на уже имеющееся и хранимое Церковью богооткровенное свидетельство, а не наоборот. Догматы существовали и до эпохи Вселенских Соборов. На Вселенских Соборах Церковь лишь исследовала, объясняла, формулировала и раскрывала некоторые из них. И «этой своей деятельностью, – подтверждает сказанное святой Иустин Попович, – Церковь ничего нового не вносила в догматическое учение, почерпнутое ею из Святого Откровения, и не изменяла его; она лишь в новых формулировках обнародовала догматы, всегда существовавшие в ней как богооткровенные истины и как общее, вселенское, апостольское вероучение... Догматы в Церкви всегда были догматами, как прежде, так и во время и после Соборов. Церковь всегда их одинаково и всецело осознавала » Довольно обширный перечень догматов встречаем как в сочинениях ранних отцов Церкви, так и в сочинениях поздних богословов. «... Есть в Церкви догматы, – ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: Поучение в Лазареву субботу - читать, скачать - святитель Иустин (Полянский)
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"