Источник текста

Возлюбить врага своего / Православие.Ru


Нравится Возлюбить врага своего Священник Валерий Духанин Наверное, из всех заповедей Евангелия нет более глубокой, мудрой и вместе с тем таинственной и далеко не всем понятной, чем заповедь «Любите врагов ваших». Эта заповедь, казалось бы, делает христианина совершенно беззащитным перед злобой мира сего. Но удивительным образом именно она победила ненавидевший христианство языческий мир и многих-многих язычников одухотворила, возвысила, сделала христианами.

В историческом романе Генрика Сенкевича «Камо грядеши», изображающем первохристианские времена, злодей Хилон выдает властям известных ему христиан, оговаривая их в поджоге Рима. Во время их истязаний Хилон получает прощение от мучимого, сжигаемого на столбе христианина и, будучи потрясен духовной высотой учеников Иисуса, пленяется сам верой Христовой, исповедует Спасителя и идет за Его имя сам на страдания. Этот литературный пример отражает реальные случаи, имевшие место в эпоху гонений. Удивительную любовь к врагам являли в своей жизни святые. В житии святого Андрея, Христа ради юродивого, повествуется, как однажды толкаемый и оплевываемый прохожими Андрей заметил демонов, записывавших имена его обидчиков, – темные силы рассчитывали судить их за обиды святого в их смертный час. В ответ на это блаженный Андрей своей молитвенной силой стер бесовские записи и сказал: «Я упросил грозного моего Господина (так святой назвал Господа Бога – о. В. Д.) не вменять им в грех то, что они бьют меня: ведь они не ведают, что творят».

Как часто нам хочется буквально уничтожения наших обидчиков. Мы видим в них воплощение зла, думая, что люди неисправимы. А святой Андрей прозревал ценность души другого человека даже сквозь причиняемые ему обиды и молился о самом главном – спасении этих людей в вечной жизни.

Искренняя молитва о врагах способна обращать людей от тьмы к свету Когда святую мученицу Татиану предали на мучения, то слуги распорядителя казни стали бить ее по лицу, а потом удицами терзали ее глаза. Святая не только не раздражалась на них и не желала им чего-то плохого, но стала молиться Господу, дабы Он подал им познание истины. И действительно, они увидели четырех Ангелов, окружавших мученицу, а души их ощутили всю мерзость своих грехов, они испросили у святой Татианы прощение и сами стали христианами. Молитва о врагах, произносимая от чистого и милостивого сердца, способна обращать людей от тьмы к свету.

Почему же необходимо прощать врагам? Тем более если они причиняют нам столько бед и скорбей? Обида от незаслуженных оскорблений всегда сдавливает сердце холодными тисками. Да и как же нам соглашаться с несправедливостью? Вот те обычные чувства, которые время от времени переполняют каждого из нас. Не ставит ли Евангелие перед нами слишком высокую планку?

А дело все в том, что, отвечая на зло злом, мы поступаем тем же способом, что и злодеи, и потому сами становимся такими же, как и наши враги. Как же мы можем быть с Богом, если уподобляемся в ненависти Его противнику? «Благословляйте проклинающих вас» ( Лк. 6: 28 ) , – заповедует Христос. Любить врага – это значит иметь дивную свободу сердца – свободу от оков злопамятства, от терний ненависти, от уз раздражительности! Ведь что такое ненависть, как не цепи, сковывающие наше собственное сердце?

Вот какой портрет рисует святитель Григорий Нисский: «Они встречаются угрюмо и друг другом всегда гнушаются: уста их безмолвны, взоры отвращены, и слух одного закрыт для слов другого. Все, что приятно для одного из них, ненавистно для другого, и, напротив, что ненавистно одному, то нравится другому». Так мы возжигаем в самих себе лютый огонь ненависти, как будто пытаемся сжечь им своего врага. На самом деле лишь попаляем собственное сердце, иссушая свой внутренний мир и доставляя себе лютые муки.

Что происходит с человеком, ненавидящим своих врагов? Он часто лишается сна, становится мрачным, задумчивым, теряет работоспособность, потому что червь злобы изъедает его изнутри. Так люди терзают самих себя, не понимая, что, простив и полюбив другого, мы прежде всего приносим благо самим себе, – потому что освобождаемся от угнетения души, а затем – тому, кто был прежде нашим врагом, – потому что он уже не увидит в нас повода к новой вражде.

Даже с точки зрения земной любовь к врагам, прощение обидчика – это единственно возможные условия для сохранения мира. Все многочисленные традиции кровной мести и просто мести, когда «око за око и зуб за зуб» ( Мф. 5: 38 ) , сеют только новые раздоры, несправедливости, становятся источником горя, но не способны привнести в нашу жизнь порядок и мир. Вот почему сквозь века повторяется одна и та же картина – воздавая за зло злом, люди превращают жизнь в сплошной ад.

Как часто, едва нас кто-то обидит, мы уже готовы сказать: «Господи! накажи его, погуби». Даже в Евангелии мы видим подобную ситуацию. Когда Христос проходил через селение самарян, жители не приняли Господа. Тогда апостолы Иаков и Иоанн обратились к Нему со словами: «Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал» ( Лк. 9: 54 ) ? К тому времени апостолы совершили уже много чудес, поэтому они верили в возможность и такого чуда, если оно будет угодно их Всемогущему Учителю. Он же ответил: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» ( Лк. 9: 55 ) . Это в Ветхом Завете преобладал дух суровости и кары, так что порой служители Божии, пророки, прибегали к достаточно жестким мерам вразумления; в частности, так поступил святой Илия, ревнитель Закона Божия, попаливший небесным огнем пришедших за ним царских воинов. Дух же Нового Завета – любовь и милость, поскольку Христос пришел не губить, а спасать души людей, не пренебрегая даже враждующими. И на Кресте Спаситель молился не о Себе, не о Своем спасении, не о возмездии распинателям, но о прощении врагов, зложелателей и предателей: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк. 23: 34 ) . Соответственно, так же призван поступать тот, кто носит имя Христово, – христианин. Вот эта любовь, возвышающаяся над всей злобой мира, в конечном итоге и являет победу.

Зачастую во многих жизненных ситуациях мы сами рисуем себе образ врага Зачастую во многих жизненных ситуациях мы сами рисуем себе образ врага, начинаем пылать ненавистью к другому человеку, поскольку он не вписался в наши представления о жизни или поступил не так, как хотелось бы нам. Вражда к нему помрачает око души. Да и сама душа становится до ужаса безобразной от ненависти.

Преодолеть это возможно, только если мы изначально настроены созидать в себе любовь к тому, кого воспринимаем как врага. Бывает, достаточно хотя бы выждать какое-то время, не выплескивать сразу свое негодование, и мы увидим ситуацию с новых сторон, поймем другого человека и простим его. Окажется, что он никакой и не враг. А если еще и обратиться с молитвой к Богу, то это самый верный способ обрести в своем сердце любовь, тепло и прощение. Ведь Господь Сам являет всё это нам и может даже самое каменное сердце наполнить подлинной любовью, жизнью и милостью.

Станиславъ Вороновъ 16 декабря 2014, 15: 57 СпасиБо, батюшка! Статья вышла как раз вовремя. Только что сидел и злился на обидевшего ближнего, но теперь снова обрел мир. раба Божья 16 декабря 2014, 14: 36 Спаги Господи, батюшка! Удивительная статья и очень нам всем полезная! Одного только не пойму, как можно свои рекомендации в постах на свещенические слова накладывать. Нам Господь пастырей дал для нашего вразумления. А мы почему-то считаем возможным раздавать свои указания, как воспринимать эти слова. Как-то, мягко сказать, это крайне не этично, если не сказать, то это просто недопустимо. Катя, а вы, наверно, другое мнение на этот счет имеете?

Дмитрий Васинцев 16 декабря 2014, 13: 44 Аминь! Лариса Воронина 16 декабря 2014, 13: 37 Александр О. : Очень понравилась картинка к статье. Полицейский просто обескуражен и обезоружен. Как действовать в такой нештатной ситуации? Служебная инструкция тут не поможет. Это наивное знание, т. к. инструкции на этот счет разработаны детально. Посмотрите как правоохранитель отвел руку для воспрепятствия нападения и спрятал шею. Бывший украинский " Беркут " подтвердит на что способны " онижедети " : удар шилом, газ в лицо, петарды и дымшашки в щели доспеха... На фото стоящие рядом полицейские следят за этой акцией " голубя мира " , готовые её блокировать. И ещё приглядитесь: всё это действо как бы случайно снимают! Технологии отработаны и апробированы. Сначала идут студентики, потом гопники, а за ними - откровенные отморозки! Но общественность увидит только ребёночка, которого обидели злые дяди-полицейские. Возникает вопрос: почему полицейский, будучи таким же гражданином страны, находясь при исполнении вдруг представляют как врага? И почему студенчество в любой стране мира считает своим долгом участвовать в " революциях " в угоду настоящим врагам своего Отечества? За статью спаси Бог, а вот с фото явная недоработка. Ольга 16 декабря 2014, 13: 35 В наше неспокойное время мы часто не ведаем, что творим. Спасибо за статью! Спаси Господи! Наталья 16 декабря 2014, 13: 34 На деле различие между применением закона " возлюби врага своего " в административной юрисдикции видно на примере СВАГ (Советской Военной Администрации в Германии, 1945-1949 гг.) в " зоне оккупации " . Это даже трудно назвать " оккупацией " , скорее лечением Германии от безумия. В сравнение - оккупация фашистами территории России, где села сжигались вместе с жителями. Мы же, напротив: кормили, строили, обучали политически разумному самоуправлению Германии. Культура русского христианского взаимоотношения с другими народами перешла и в русское советское сознание людей: мы воевали, чтобы освободить, но не наказать. Чего стоит и добровольный уход России из " оккупированных территорий " . Много вы видели таких примеров среди других народов? гость 16 декабря 2014, 13: 28 Александру О. : Очень понравилась картинка к статье. Полицейский просто обескуражен и обезоружен. Как действовать в такой нештатной ситуации? Служебная инструкция тут не поможет... Да, именно так действовали на майдане проинструктированные бабушки и девушки повязывая работникам МВД ленточки. Т. е. картинка слабо отражает суть статьи, если вообще она тут к месту. Тем более что молодого человека снимает в это время журналист, т. е. налицо заказ " горячего фото " с театра боевых действий. А события на майдане имели вид именно театра и хорошо срежисированных массовых зрелищ. Куда более по душе отрывок об Андрее Христа ради юродивом... ТаняСем 16 декабря 2014, 13: 07 Милосердный Господи! Наполни мое каменное сердце подлинной любовью и милостью к врагам и обидчикам!!! Ведь только с Твоей помощью ЭТО возможно, я сама сплошная немощь душевная и стараюсь вроде простить, а в мыслях все обида вертится... Слава Богу за все! НН 16 декабря 2014, 13: 04 Статья замечательная! Спасибо, отец Валерий. ЕКАТЕРИНА, меня учили для начала подавать сорокаусты и записки о здравии своих обидчиков и через силу поминать их в своих молитвах. Как бы Вам НЕ хотелось это делать... Надо перестать себя жалеть и как бы плохо с Вами не поступили, задаться вопросом: К ЧЕМУ это произошла? (а не ПОЧЕМУ?) . По большому счету, нам всегда есть за что получить. А такая ситуация помогает увидеть грязь, что скопилась в глубине нашего сердца. Вот и надо её оттуда вытащить. А то наша гордыня съест нас. Увидев Вашу решительнось простить и избавиться от своих грехов - Господь обязательно Вам поможет! Только не отчаивайтесь, действуйте. Проверено! Простите! Катя 16 декабря 2014, 12: 18 Статью следует воспринимать осторожно, как минимум в совокупности со статьей " Противление злу силой " этого же автора. Ко всему, в том числе и к прощению, следует подходить с великим рассуждением, чтобы не потакать злу, не содействовать его умножению. Умудри нас, Господи, и спаси! Екатерина 16 декабря 2014, 11: 46 Все правильно и логично, на как на практике применить эти знания? Когда внешне соблюдаешь эти правила, действия контролируешь, а помыслы и раздрай в душе остановить не в силах. Мысли крутятся об одном и том же уже три года. Александр О.

16 декабря 2014, 11: 37 Спасибо за статью. Друзей своих уже не можем возлюбить, не говоря уж о врагах. Великим примером прощения врагов для меня является СВЯТАЯ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ ЕЛИСАВЕТА, которая простила убийцу своего мужа, метнувшему в него гранату и просила его помилования. Страшно даже представить, что она пережила, по кусочкам собирая разбросанные по улице разорванные части тела своего супруга. Очень понравилась картинка к статье. Полицейский просто обескуражен и обезоружен. Как действовать в такой нештатной ситуации? Служебная инструкция тут не поможет. Необходимо запрашивать по рации указаний от начальства о дальнейших своих действиях! Артём 16 декабря 2014, 10: 28 Спаси Господи за статью! Читаю её и виду себя в ней. Злоба и ненависть к окружающим возрастает с каждым днем у людей! Давайте всеми силами стараться любить и прощать врагов наших! Помоги нам БОГ!


Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Таинство Крещения / Православие.Ru | Во что мы веруем? / Православие.Ru | Зачем нужен пост и в чем его отличие от вегетарианства и от диеты? / Православие.Ru | Сначала полюби / Православие.Ru | «Пережевывая их, мы изъедаем сами себя» / Православие.Ru | Рецензия на «Закон Божий» архимандрита Иова, протоиерея Павла и иерея Александра Гумеровых / ... | Возлюбить врага своего / Православие.Ru | Новые чудеса преподобного Сергия Радонежского / Православие.Ru | Храмы Духа Святого / Православие.Ru | О друге, дружбе и общности / Православие.Ru | Кто такие старцы / Православие.Ru | Как сохранить молитвенный настрой в течение поста? / Православие.Ru | Святитель Игнатий (Брянчанинов) о терпении скорбей и искушений / Православие.Ru | «В гневе начал царь чудесить…» / Православие.Ru | Почему мы теряем теплоту и отзывчивость / Православие.Ru | Святитель Игнатий (Брянчанинов) о ступенях молитвы Иисусовой / Православие.Ru | Критерии ложной и правильной молитвы. Часть 2 / Православие.Ru | Новые чудеса преподобного Сергия Радонежского / Православие.Ru | Бояться ли порчи и сглаза? / Православие.Ru | «У меня украли дочь…» / Православие.Ru | Достойно причаститься / Православие.Ru | Не будьте равнодушными / Православие.Ru | Бог рядом: живые истории Божественного Промысла / Православие.Ru | Противление злу силой / Православие.Ru | Зачем сохранять девство до брака? / Православие.Ru | Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл / Православие.Ru | Новые чудеса преподобного Сергия Радонежского / Православие.Ru | 21-го ли декабря ждать конец света? / Православие.Ru | Что такое отчитка, и как к ней относиться / Православие.Ru | В поисках смысла жизни / Православие.Ru | Искушения, связанные с Причастием / Православие.Ru | Святитель Игнатий (Брянчанинов) о подлинном лице протестантизма / Православие.Ru | Чудо: что это такое, и есть ли чудеса в наши дни / Православие.Ru | «Образ кротости» и пощечина Арию / Православие.Ru | Почему дети бывают жестоки? / Православие.Ru | Новые чудеса преподобного Сергия Радонежского / Православие.Ru | Что такое оккультизм / Православие.Ru | Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний / Православие.Ru | Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова / Православие.Ru | «Покайся и живи — или откажись и умри!» / Православие.Ru |
Возлюбить врага своего / Православие.Ru
... Возлюбить врага своего Священник Валерий Духанин Наверное, из всех заповедей Евангелия нет более глубокой, мудрой и вместе с тем таинственной и далеко не всем понятной, чем заповедь «Любите врагов ваших». Эта заповедь, казалось бы, делает христианина совершенно беззащитным перед злобой мира сего. Но удивительным образом именно она победила ненавидевший христианство языческий мир и многих-многих язычников одухотворила, возвысила, сделала христианами. В историческом романе Генрика Сенкевича «Камо грядеши», изображающем первохристианские времена, злодей Хилон выдает властям известных ему христиан, оговаривая их в поджоге Рима. Во время их истязаний Хилон получает прощение от мучимого, сжигаемого на столбе христианина и, будучи потрясен духовной высотой учеников Иисуса, пленяется сам верой Христовой, исповедует Спасителя и идет за Его имя сам на страдания. Этот литературный пример отражает реальные случаи, имевшие место в эпоху гонений. Удивительную любовь к врагам являли в своей жизни святые. В житии святого Андрея, Христа ради юродивого, повествуется, как однажды толкаемый и оплевываемый прохожими Андрей заметил демонов, записывавших имена его обидчиков, – темные силы ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: Возлюбить врага своего / Православие.Ru
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"