> Помогите ребёнку на реабилитацию <

Рецензия на «Закон Божий» архимандрита Иова, протоиерея Павла и иерея ...

 001   002
В начало текстаВ конец текста
Чтобы вырос росток, его надо полить водой. А чтобы в душе проросло семя веры, нужна благодать Святого Духа. Книги, помазанные благодатью, всегда производят особое действие – мир сердца, ясность ума и вдохновение к доброму делу. Вера может произрасти и от чтения книги, если в нее саму вложена живая вера.

Такой книгой является « Закон Божий », написанный тремя священниками, тремя авторами – архимандритом Иовом (Гумеровым) и его сыновьями – протоиереем Павлом и иереем Александром.

Мне вспоминается учеба в Московской духовной семинарии и академии. Отец Иов (тогда еще отец Афанасий) преподавал нам Основное богословие, затем Священное Писание. И мне на всю жизнь запомнилось, как его глубокая ученость скрывалась за кротостью, тихостью и скромностью. Апологет и защитник веры во многих своих статьях и публикациях, отец Иов – исповедник веры Христовой и самой своей жизнью. Его сыновья – его продолжение. А их книги – подтверждение этого.

Вера может произрасти и от чтения книги, если в нее саму вложена живая вера Закон Божий – это жанр церковных книг, без которого нам никак не обойтись, но который дается авторам крайне непросто. Без него не обойтись, потому что, покуда стоит Церковь, будет существовать и учение Церкви, учительство, проповедь. Но учение надо правильно донести до слушателя или читателя. Как хлеб насущный, без которого мы и дня не обходимся, надо правильно приготовить, так и учение Церкви будет воспринято, когда оно выражено в форме, приемлемой для соответствующего поколения христиан. Каждой эпохе – свое слово, свой подход к читателю.

Рассматриваемый нами «Закон Божий» отличает чистое, ясное изложение, спокойное повествование, красивые примеры и образы. Сравнительно с предыдущими книгами, он более цельный, последовательный в своем изложении. В нем чувствуется ученость трех мужей, но ученость, выраженная языком простым и доступным.

Книга начинается со слов о доверии: ребенка – матери, ученика – учителю, того, кто лечится – тому, кто лечит. Доверие – основа веры. Но подлинное, всецелое доверие в нашем непостоянном и грешном мире может быть только Богу.

Каждой эпохе – свое слово, свой подход к читателю «Начинается вера с маленького, едва заметного росточка: верую, Господи! помоги моему неверию ( Мк. 9, 24 ) . Когда мы постигаем всем своим существом, что нам может помочь только Бог, и никто, кроме Него, не может исцелить нас от греха и спасти от вечной смерти, вера наша обретает добрую почву и дает плод» (с. 17) .

Таким образом, читатель узнает, что вера – не только признание чего-то высшего, но «живая связь с Живым Богом».

Книга говорит о Боге не просто как о далекой высшей Силе, но как о любящем нас Небесном Отце, и потому «все мы дети не только своих родителей, но и дети Бога » (с. 22) . Почувствовать духовное тепло, открыть душу навстречу Богу – вот главное, что обретает читатель. И тогда ты чувствуешь, что Бог не где-то там далеко, но Он рядом с тобой, на каждом шагу Он сопутствует тебе и никогда Своим Промыслом не оставит тебя, даже если ты сам Его оставляешь.

В рассматриваемом нами «Законе Божием» общая композиция соответствует жанру. Начальные понятия о Боге и духовной жизни, молитва, Священная история, вера христианская, храм и богослужение… Но в общем содержании есть много составляющих, которых не было в предыдущих вариантах «Закона Божия».

Например, в начальных понятиях отдельная глава посвящена семье как малой Церкви. И это очень важно, потому что многие неофиты, приступая к духовной жизни, забывают о самых родных и близких, начинают считать, что семья мешает их спасению. На самом же деле – как раз наоборот: нельзя спастись, забыв о тех, кого Бог вручил твоему попечению. И вот, как Церковь существует для того, чтобы спасать всех своих членов, так и семья, эта малая Церковь, существует, чтобы мы учились любить друг друга и помогали друг другу спасаться.

О молитве повествует раздел, само название которого вдохновляет возносить ум и сердце к Богу: «Молитва – дыхание души». Это выражение всей святоотеческой традиции. Молитва, по святым отцам, питает душу, очищает сердце, проясняет ум, укрепляет волю. О значении молитвы в книге повествует такая притча: В доме богатых людей перестали молиться перед едой. Однажды к ним в гости пришел священник. Стол был изысканный, и подали лучшие яства. Сели за стол. Все смотрели на священника и думали, что теперь он помолится перед едой. Но священник сказал: «Хозяин должен молиться за столом, он – первый молитвенник в семье».

 001   002
В начало текстаВ конец текста

Источник текста

Вам может быть интересно:

книга иова | серафим вырицкий | преподобный серафим вырицкий | иова книга | священномученик серафим звездинский епископ дмитровский |
Постоянная ссылка: Рецензия на «Закон Божий» архимандрита Иова, протоиерея Павла и иерея Александра Гумеровых Православие.Ru
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера