Источник текста

Рецензия на «Закон Божий» архимандрита Иова, протоиерея Павла и иерея Александра Гумеровых / Православие.Ru


Чтобы вырос росток, его надо полить водой. А чтобы в душе проросло семя веры, нужна благодать Святого Духа. Книги, помазанные благодатью, всегда производят особое действие – мир сердца, ясность ума и вдохновение к доброму делу. Вера может произрасти и от чтения книги, если в нее саму вложена живая вера.

Такой книгой является « Закон Божий », написанный тремя священниками, тремя авторами – архимандритом Иовом (Гумеровым) и его сыновьями – протоиереем Павлом и иереем Александром.

Мне вспоминается учеба в Московской духовной семинарии и академии. Отец Иов (тогда еще отец Афанасий) преподавал нам Основное богословие, затем Священное Писание. И мне на всю жизнь запомнилось, как его глубокая ученость скрывалась за кротостью, тихостью и скромностью. Апологет и защитник веры во многих своих статьях и публикациях, отец Иов – исповедник веры Христовой и самой своей жизнью. Его сыновья – его продолжение. А их книги – подтверждение этого.

Вера может произрасти и от чтения книги, если в нее саму вложена живая вера Закон Божий – это жанр церковных книг, без которого нам никак не обойтись, но который дается авторам крайне непросто. Без него не обойтись, потому что, покуда стоит Церковь, будет существовать и учение Церкви, учительство, проповедь. Но учение надо правильно донести до слушателя или читателя. Как хлеб насущный, без которого мы и дня не обходимся, надо правильно приготовить, так и учение Церкви будет воспринято, когда оно выражено в форме, приемлемой для соответствующего поколения христиан. Каждой эпохе – свое слово, свой подход к читателю.

Рассматриваемый нами «Закон Божий» отличает чистое, ясное изложение, спокойное повествование, красивые примеры и образы. Сравнительно с предыдущими книгами, он более цельный, последовательный в своем изложении. В нем чувствуется ученость трех мужей, но ученость, выраженная языком простым и доступным.

Книга начинается со слов о доверии: ребенка – матери, ученика – учителю, того, кто лечится – тому, кто лечит. Доверие – основа веры. Но подлинное, всецелое доверие в нашем непостоянном и грешном мире может быть только Богу.

Каждой эпохе – свое слово, свой подход к читателю «Начинается вера с маленького, едва заметного росточка: верую, Господи! помоги моему неверию ( Мк. 9, 24 ) . Когда мы постигаем всем своим существом, что нам может помочь только Бог, и никто, кроме Него, не может исцелить нас от греха и спасти от вечной смерти, вера наша обретает добрую почву и дает плод» (с. 17) .

Таким образом, читатель узнает, что вера – не только признание чего-то высшего, но «живая связь с Живым Богом».

Книга говорит о Боге не просто как о далекой высшей Силе, но как о любящем нас Небесном Отце, и потому «все мы дети не только своих родителей, но и дети Бога » (с. 22) . Почувствовать духовное тепло, открыть душу навстречу Богу – вот главное, что обретает читатель. И тогда ты чувствуешь, что Бог не где-то там далеко, но Он рядом с тобой, на каждом шагу Он сопутствует тебе и никогда Своим Промыслом не оставит тебя, даже если ты сам Его оставляешь.

В рассматриваемом нами «Законе Божием» общая композиция соответствует жанру. Начальные понятия о Боге и духовной жизни, молитва, Священная история, вера христианская, храм и богослужение… Но в общем содержании есть много составляющих, которых не было в предыдущих вариантах «Закона Божия».

Например, в начальных понятиях отдельная глава посвящена семье как малой Церкви. И это очень важно, потому что многие неофиты, приступая к духовной жизни, забывают о самых родных и близких, начинают считать, что семья мешает их спасению. На самом же деле – как раз наоборот: нельзя спастись, забыв о тех, кого Бог вручил твоему попечению. И вот, как Церковь существует для того, чтобы спасать всех своих членов, так и семья, эта малая Церковь, существует, чтобы мы учились любить друг друга и помогали друг другу спасаться.

О молитве повествует раздел, само название которого вдохновляет возносить ум и сердце к Богу: «Молитва – дыхание души». Это выражение всей святоотеческой традиции. Молитва, по святым отцам, питает душу, очищает сердце, проясняет ум, укрепляет волю. О значении молитвы в книге повествует такая притча: В доме богатых людей перестали молиться перед едой. Однажды к ним в гости пришел священник. Стол был изысканный, и подали лучшие яства. Сели за стол. Все смотрели на священника и думали, что теперь он помолится перед едой. Но священник сказал: «Хозяин должен молиться за столом, он – первый молитвенник в семье». Наступило неловкое молчание: в этой семье никто не молился. Отец откашлялся и сказал: «Знаете, дорогой отче, мы не молимся, потому что в молитве перед едой всегда повторяется одно и то же. К чему делать одно и то же каждый день, каждый год? Нет, мы не молимся». Священник удивленно посмотрел на всех, но тут семилетняя девочка сказала: «Папа, неужели мне не нужно больше каждое утро приходить к тебе и говорить “доброе утро”? » В книге много притч, примеров из жизни святых людей, повествования из патериков. Эти примеры дают живое восприятие христианских истин, помогают наглядно увидеть, почему вера Христова действенна, как она просвещает путь человека в сумерках повседневной жизни.

Священная история представлена в «Законе Божием» как действие премудрого Промысла Божия. Бог сотворил мир и даровал людям Рай для вечного блаженства и радости, но люди согрешили, поверив лукавому змию, и утратили Рай. Дальше начинается петлистый путь ветхозаветного человечества.

Мы видим две линии бытия в истории человечества после изгнания прародителей из Рая. Первая – глубокая вера в Бога, скорбь об утраченной близости к Нему и живая надежда на грядущего Спасителя. Об этом свидетельствовали молитвы и жертвы людей праведных, предсказания пророков, сама благочестивая жизнь ветхозаветных святых. Вторая – патологическая прогрессия греха. Проказа духовной нечистоты, передаваясь от поколения к поколению, развивалась на душевно-телесном естестве людей, подчас зло достигало невиданных размеров. Из-за этого – и всемирный потоп, и вавилонское столпотворение, и казни египетские. Но за всем этим не исчезала заботливая Божья рука, которая неуклонно вела человечество к встрече Спасителя.

Хочется отметить, что только в этой книге мы найдем множество пояснений и справочных комментариев относительно ветхозаветных установлений – деления времени, постов и праздников, жертвоприношений – всего того, что непонятно неискушенному читателю при соприкосновении с Ветхим Заветом.

Евангельская история в «Законе Божием» раскрывает во всей полноте земную жизнь Господа Иисуса Христа, Его учение и притчи. В каком-то смысле это руководство к ясному пониманию Евангелия для современного человека. Мы не встретим здесь ни одной лишней мысли, ни одного расплывчатого предложения. Евангельская история раскрывается четко и внятно.

Святой Дух живет и действует в Церкви, пока стоит мир В отличие от многих других подобных книг, наш «Закон Божий» не исчерпывается Священной историей, а повествует далее об истории Церкви, распространении веры Христовой в разных землях: и у нас на Руси, и в Грузии, и в Америке, и даже в далекой Японии. Тем самым мы видим, что Бог не перестал действовать с окончанием евангельской истории. Святой Дух живет и действует в Церкви, пока стоит мир.

И хотя «Закон Божий» не ставит перед собой специально апологетических целей, но и здесь мы видим страницы, посвященные науке и религии, вере и знанию. У человека внутри есть потребность, глубинная жажда сердца по высшему, вечному, абсолютному. Эта жажда удовлетворяется только религией, которая помогает человеку познать Бога и соединиться с Ним. Но есть в душе и желание познавать мир, в котором мы живем. Это желание удовлетворяет наука. Между наукой и религией не может быть противоречий, чему яркое подтверждение – выдающиеся ученые, в том числе и XX века, совмещавшие глубокие знания и гениальные научные прозрения с искренней верой в Бога. «Закон Божий» говорит и о них.

Но вера сильна, пока есть верность Христу. А плод этой верности – святость. Книга повествует о многих святых, которые златой цепью, звено за звеном, созидали преемство святости, пронесли благодать с древнейших эпох до нашего времени. И не только христианская древность прославилась подвигом преподобных и праведных, святителей и мучеников, но и наша эпоха, примером чего является жизнь таких святых, как преподобный Серафим Вырицкий, преподобный Севастиан Карагандинский, блаженная Матрона Московская, новомученики и исповедники Российские.

Упомянуты в книге и такие старцы, как архимандрит Серафим (Тяпочкин) и архимандрит Иоанн (Крестьянкин) . Таким образом, «Закон Божий» отразил непрерывное действие благодати Святого Духа в Церкви Христовой вплоть до нашего времени.

Заслугой «Закона Божьего» является то, что особый акцент в нем делается на духовной жизни христианина, чему посвящен отдельный большой раздел. В каком-то смысле это целый курс по аскетике, в котором вскрывается, что всякая греховная страсть подобна хронической болезни, она подрывает здоровье души, а исцеление совершается посредством правильной духовной жизни, цель которой – стяжание благодати Божией.

Пожалуй, это единственный «Закон Божий», в котором особый раздел посвящен духовному миру. Здесь говорится, как отличить истинную духовность от ложной, в чем ложь экстрасенсорики и всевозможных видов нетрадиционного целительства, как Господь являет Себя в подлинных чудесах. Этот раздел появился как ответ на оккультные увлечения многих наших соотечественников, начиная с 1990-х годов.

Рассматриваемый нами «Закон Божий» предназначен по преимуществу для взрослого, зрелого читателя. Но как часто мы думаем, что всё уже знаем, и только взяв в руки книгу, посвященную православной вере, вдруг обнаруживаем, что не знали даже азов.

Сказать о старом, вроде бы известном, но при этом сказать по-новому – вот та задача, которую ставит перед собой любой проповедник, духовный писатель, миссионер. В «Законе Божием» эта задача нашла свое решение.

Мы сказали, что «Закон Божий» начинается со слов о доверии… Так вот, сама книга вселяет доверие – слову Церкви, Священному Писанию, учению святых отцов.

Конечно, многое из прочитанного со временем из памяти стирается. Забываются даты и имена. Но самое главное, чему научит «Закон Божий», – это правильное восприятие смысла жизни: «Бог создал нас для счастья. Подлинный, а не иллюзорный смысл имеет только та жизнь, которая вводит нас в вечность Бога и соединяет с Ним – единственным Источником нескончаемых радостей, света и блаженного покоя» (с. 385) .

И в этом смысле «Закон Божий» незаменим. Он несет в себе живое свидетельство о Божией любви к нам. Хочется верить, что для многих читателей «Закон Божий» отца Иова и его сыновей станет настольной книгой на долгие годы.


Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Таинство Крещения / Православие.Ru | Во что мы веруем? / Православие.Ru | Зачем нужен пост и в чем его отличие от вегетарианства и от диеты? / Православие.Ru | Сначала полюби / Православие.Ru | «Пережевывая их, мы изъедаем сами себя» / Православие.Ru | Рецензия на «Закон Божий» архимандрита Иова, протоиерея Павла и иерея Александра Гумеровых / ... | Возлюбить врага своего / Православие.Ru | Новые чудеса преподобного Сергия Радонежского / Православие.Ru | Храмы Духа Святого / Православие.Ru | О друге, дружбе и общности / Православие.Ru | Кто такие старцы / Православие.Ru | Как сохранить молитвенный настрой в течение поста? / Православие.Ru | Святитель Игнатий (Брянчанинов) о терпении скорбей и искушений / Православие.Ru | «В гневе начал царь чудесить…» / Православие.Ru | Почему мы теряем теплоту и отзывчивость / Православие.Ru | Святитель Игнатий (Брянчанинов) о ступенях молитвы Иисусовой / Православие.Ru | Критерии ложной и правильной молитвы. Часть 2 / Православие.Ru | Новые чудеса преподобного Сергия Радонежского / Православие.Ru | Бояться ли порчи и сглаза? / Православие.Ru | «У меня украли дочь…» / Православие.Ru | Достойно причаститься / Православие.Ru | Не будьте равнодушными / Православие.Ru | Бог рядом: живые истории Божественного Промысла / Православие.Ru | Противление злу силой / Православие.Ru | Зачем сохранять девство до брака? / Православие.Ru | Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл / Православие.Ru | Новые чудеса преподобного Сергия Радонежского / Православие.Ru | 21-го ли декабря ждать конец света? / Православие.Ru | Что такое отчитка, и как к ней относиться / Православие.Ru | В поисках смысла жизни / Православие.Ru | Искушения, связанные с Причастием / Православие.Ru | Святитель Игнатий (Брянчанинов) о подлинном лице протестантизма / Православие.Ru | Чудо: что это такое, и есть ли чудеса в наши дни / Православие.Ru | «Образ кротости» и пощечина Арию / Православие.Ru | Почему дети бывают жестоки? / Православие.Ru | Новые чудеса преподобного Сергия Радонежского / Православие.Ru | Что такое оккультизм / Православие.Ru | Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний / Православие.Ru | Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова / Православие.Ru | «Покайся и живи — или откажись и умри!» / Православие.Ru |
Рецензия на «Закон Божий» архимандрита Иова, ...
... вырос росток, его надо полить водой. А чтобы в душе проросло семя веры, нужна благодать Святого Духа. Книги, помазанные благодатью, всегда производят особое действие – мир сердца, ясность ума и вдохновение к доброму делу. Вера может произрасти и от чтения книги, если в нее саму вложена живая вера. Такой книгой является « Закон Божий », написанный тремя священниками, тремя авторами – архимандритом Иовом (Гумеровым) и его сыновьями – протоиереем Павлом и иереем Александром. Мне вспоминается учеба в Московской духовной семинарии и академии. Отец Иов (тогда еще отец Афанасий) преподавал нам Основное богословие, затем Священное Писание. И мне на всю жизнь запомнилось, как его глубокая ученость скрывалась за кротостью, тихостью и скромностью. Апологет и защитник веры во многих своих статьях и публикациях, отец Иов исповедник веры Христовой и самой своей жизнью. Его сыновья – его продолжение. А их книги – подтверждение этого. Вера может произрасти и от чтения книги, если в нее саму вложена живая вера Закон Божий – это жанр церковных книг, без которого нам никак не обойтись, но который дается авторам крайне непросто. Без него не обойтись, потому что, покуда стоит Церковь, ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: Рецензия на «Закон Божий» архимандрита Иова, протоиерея Павла и иерея Александра Гумеровых / Православие.Ru
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"