Проект документа «О подготовке ко Святому Причащению» не больше, чем ...

 001   002
В начало текстаВ конец текста
Межсоборное присутствие разработало и опубликовало ряд проектов документов, в числе которых — «О подготовке ко Святому Причащению». Подобные документы претендуют на то, что отражают соборное мнение Церкви по важным вопросам её жизни. Сейчас есть возможность обсудить представленные проекты и побудить членов соответствующих комиссий внести в них изменения. Предлагаем вашему вниманию отзыв на проект документа «О подготовке ко Святому Причащению» преподавателя Московской духовной семинарии священника Феодора Людоговского.

Священник Феодор Людоговский Прежде всего необходимо отметить, что разработка документа, проект которого был представлен на днях для общецерковного обсуждения, назрела давно. Частота причащения, объем и характер подготовки к участию в этом таинстве, обязательность или необязательности исповеди перед причастием — все эти и многие другие вопросы весьма интенсивно обсуждаются далеко не первый год. В этих условиях попытка достижения какого-то единства пастырской практики, установления неких общепринятых рамок не может не приветствоваться. Обсуждаемый проект, если его рассматривать исключительно как практическое руководство для священнослужителей, при всех его несовершенствах, о которых будет сказано ниже, может, на наш взгляд, быть признан относительно удовлетворительным. Однако Евхаристия — это то, вокруг чего строится, ради чего и благодаря чему существует сама Церковь. Поэтому вопрос об участии верных в Евхаристии не может носить исключительно практический характер, сводиться к некой инструкции. Необходимо догматическое и каноническое обоснование каждого из положений документа — но именно этого в проекте часто недостает. Рассмотрим последовательно разделы проекта.

1. Краткий исторический обзор Этот обзор удивляет странностью выбора источников для цитирования. Так, например, в этом разделе (да и во всем документе) ни разу не упоминается Тайная вечеря. В историческом обзоре не нашлось места и для беседы Спасителя с иудеями, представленной в шестой главе Евангелия от Иоанна (соответствующая цитата приведена лишь в заключительном разделе) . Возможно, составители документа сочли цитирование Евангелия школьничеством — но наличие фрагментов из «Духовного регламента» при отсутствии слов Господа нашего Иисуса Христа не может не озадачивать. Кроме того, вызывает недоумение тот факт, что в проекте полностью проигнорированы целые эпохи. Не упомянуто афонское движение колливадов (вторая половина XVIII — первая половина XIX вв.) , ни слова ни сказано об осмыслении таинства Евхаристии в трудах богословов XX—XXI вв., обойдена вниманием практика других Поместных Православных Церквей. Наконец, в документе, подготовленном профильной комиссией Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви не содержится упоминаний о Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах», состоявшейся в Москве в ноябре 2007 года. Очевидно, что документы, разрабатываемые комиссиями Межсоборного присутствия, не могут представлять собой фундаментальные труды объемом в сотни страниц; тем не менее, хотелось бы большей глубины и основательности в изложении столь важных и вместе с тем сложных вопросов. 2. Говение В проекте отсутствует какое бы то ни было обоснование самой необходимости говения, т. е. особого, в сравнении с «обычным» периодом, режима питания, молитвы, посещения храма и проч. Описываемая практика преподносится как данность, которая, якобы, не нуждается в осмыслении. С практической стороны (а это самая сильная сторона обсуждаемого проекта) , предлагаемая норма «для причащающихся несколько раз в году достаточно поговеть три дня, а для причащающихся чаще одного раза в месяц — одного дня, при условии соблюдения однодневных и многодневных постов» представляется, на первый взгляд, разумной. Однако во многих храмах прихожане причащаются каждое воскресенье. Если следовать предлагаемой норме, то у таких «особых» прихожан каждую неделю будет не два, а три постных дня: среда, пятница, суббота. Между тем, каноны не только не требуют, но и прямо запрещают пост в субботу (64 Апостольское правило; да, там имеется в виду не совсем тот пост, о котором у нас речь, но показателен сам факт запрета) . Следует осознать саму искусственность такой постановки вопроса, когда причащение рассматривается как что-то экстраординарное в жизни христианина и потому требующее воздержания сверх того, что предписано уставом: один и тот же устав говорит о служении литургии по меньшей мере каждое воскресенье и о соблюдении поста лишь в среду и пятницу. Здесь нет и не может быть противоречия. Касательно молитвенного правила, «вычитываемого» перед причащением, отметим, что традиционные три канона по сути дела представляют собой замену тем канонам, которые звучат на утрене в составе всенощной, и, однако, проходят мимо сознания прихожан — по причине непонятности языка, богословской неподготовленности молящихся, плохой дикции многих чтецов и проч.
 001   002
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

состоялось традиционное соборное богослужение духовенства гомельской епархии светлой седмице | архиерейское богослужение светлой седмице | пасхальное богослужение светлой седмице ботово | богослужение монастыре светлой седмице | светлой седмице бутырском сизо впервые состоялось архиерейское пасхальное богослужение |

Источник текста


Постоянная ссылка: Проект документа «О подготовке ко Святому Причащению» не больше, чем инструкция | Православие и мир
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера