Источник текста

Проповедь в Великую Субботу — Украинская православная церковь МП. Каменско-Днепровское благочиние


Вчера мы поклонялись плащанице, которая является символом смерти Христовой. Мы поклонялись долготерпению Господа, Его страстям, Его жертвенной любви ко всем людям. Как трудно связать то, что мы совершаем теперь, поклоняясь Кресту и плащанице, с тем, что было тогда, когда на грубом деревянном Кресте после многочисленных страданий умер плотию Христос. До этой страшной казни Христос провел ночь лицом к лицу с надвигающейся смертью. Он молился Отцу: Да минует Меня чаша сия, но затем, укрепившись в духе, Он говорит Отцу: Да будет воля Твоя. И потом мы слышим в Евангелии, как Его долго мучили и избивали и Он в смирении умирал медленной смертью на Кресте, не произнеся слова малодушия и упрека. Единственными словами, обращенными Им к Отцу, тогда были слова о мучителях: Отче! Прости им — ибо не ведают, что творят… Перед нами проходят события страстей Господних, и все это произошло с Ним из-за любви к людям. Своим ученикам Христос сказал до этого: «Никто жизни у Меня не отбирает — Я ее свободно отдаю». Дело нашего спасения Он исполнил до конца, но какой ценой обходится эта спасительная любовь к людям!

Смерть Христова говорит нам о радости Его Воскресения, но сегодня мы видим у Креста рыдающую матерь Его, ту Пречистую Деву, Которая приносит в дар людям бесценную жертву — своего Сына ради спасения мира. Она любила Сына как никого на свете. Он умирает, и Она, сострадая, соумирает с Ним и в Своем долготерпении прощает убийц Своего Божественного Сына, чтобы потом иметь право молиться перед Ним о нашем спасении. Это право Пресвятая Богородица получила сопричастностью крестной смерти Своего Сына!

Потом тело Господа сняли с Креста Его ученики, которые ранее были тайными, а теперь перед лицом смерти открылись без страха. Иосиф Аримафейский и Никодим отнесли тело Господа в пещеру в Гефсиманском саду.

И вот сейчас перед нами плащаница, где у тела Иисуса изображена Его Матерь и ученики. Прикладываясь к этой святыне, будем совершать это с великим благоговением и трепетом, вникая всей душой, что ужас смерти Христа зиждется на одном: на нашем грехе, и каждый из нас, согрешающих, ответственен за эту смерть, потому что она случилась из-за того, что мы теряем страх Божий, отступаем от Его заповедей. И взирая на плащаницу, услышим плач Богородицы, ощутим ужас Его учеников, скорбь и стон всей земли.

Будем благодарить Бога за наше спасение, которое куплено Исусом Христом и Богородицей такой дорогой и страшной ценой и которое нам так доступно, но мимо которого мы проходим подчас безразлично. Воспоем славу Богу за Крест, за смерть, за то, что для нас смерть уже не конец, а только сон успения, начало вечности.

Сегодня мы находимся в тишине преблагословенной Субботы, когда Господь почил плотию от Своих страданий. Закончилось все самое страшное и мучительное, и, взирая на Его тело, изображенное на плащанице, мы можем проникнуться чувством покоя и умиротворения. Господь сошел в ту бездну и глубину ада, туда, где нет Бога и надежды. Когда Он вошел в эту область, то ад сотрясся и ужаснулся, и совершилось чудо — ад потерял свою силу и был побежден. В Воскресении Христовом небо, земля и преисподняя исполнились светом. Когда во аде появился Победитель смерти Исус, тогда все пленники его озарились светом Христовым и ожидавшие Христа праведники вышли из темного плена вслед победоносного Пастыря. Иисус Христос Своим Божеством, своим Крестом, своим Светом связал темную и злобную силу дьявола, освободив весь порабощенный человеческий род.

До Воскресения Христа смерть была страшна человеку, она разлучала его с Богом и близкими, а по Воскресении — воссияло бессмертие, и вместо смерти человек обрел успение и жизнь вечную. Где ти, смерти, жало? Где ты, аде, победа? ( 1 Кор. 15, 55 ) , — восклицает с победной радостью апостол.

Святой Григорий Палама пишет в проповедях на Великую Субботу: «Своей жертвой Христос освободил нас от рабства дьявола и смерти, дав во искупление Свою кровь, искупил нас от вины, отпустив нам грехи и рукописание их на Кресте разорвав, искупил нас от тирании дьявола, который оказался крепко связанным, выставленным на поругание Крестом Христовым». Далее святитель продолжает: «Будем же и мы, подражая Христу своею праведностью, одолевать князя тьмы, отражать его нападение и подстрекательство к дурным страстям. И хотя Христос победил и связал начальника зла, изгнав его из душ человеческих, однако допускает ему нападать извне, чтобы обновленный человек, живя по Евангелию Христову, в добродетели и покаянии, перенося страдания и тем закаляясь, приуготовил себя в сем веке к обретению будущих благ небесных».

Смерть Христа навсегда извлекла из ада все, что способно жить, она упразднила ужас смертного порабощения. И теперь смерть мы называем успением, то есть временным сном. Страдания Христа освятили наши земные страдания за правду и веру, заменив гнев Божий надеждой на спасение в Царстве вечной славы. Что теперь гроб наш? Это уже не безотрадное ужасающее место истления, а блаженное ложе успения, на котором покоится утружденное жизненной борьбой тело наше, до радостного утра Воскресения. И могила праведника — это Божия нива, на которой сеется тленное, чтобы восстать в нетление. И когда праведник уходит из жизни, он уходит не в бездну богооставления и отчаяния, а к Богу, возлюбившему нас так, что Он Сына Своего Единородного и Возлюбленного отдал в жертву, чтобы мы поверили в Его любовь. Он умер, чтобы мы верили, что Им любимы, и потому можем, умерев с Ним, и воскреснуть с Ним для вечной жизни, сбросив со своей души, как старую одежду, все тленное и временное.

Обязательные поля помечены Комментарий Имя Адрес e-mail Адрес сайта два − один = Нажмите галочку (защита от спама) Для того, чтобы иметь возможность комментировать, включите JavaScript в Вашем браузере.

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

О православных праздниках узнают даже работники автомастерской — Украинская православная церковь ... | Духовное просвещение — Украинская православная церковь МП. Каменско-Днепровское благочиние | «Чтобы день Пасхи Христовой стал для каждого из вас, настоящим началом спасения ваших душ» — ... | Постимся постом благоприятным… — Украинская православная церковь МП. Каменско-Днепровское благочиние | Праздник жизни – Воскресение Христово! — Украинская православная церковь МП. Каменско-Днепровское ... | ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ. ПРОПОВЕДЬ МИТРОПОЛИТА АНТОНИЯ СУРОЖСКОГО — Украинская православная ... | Проповедь в Великую Субботу — Украинская православная церковь МП. Каменско-Днепровское благочиние | Страстная пятница — Украинская православная церковь МП. Каменско-Днепровское благочиние | Клирики и миряне обсудили актуальные проблемы церковной и общественной жизни — Украинская ... |
О Монастыре | Свято-Воскресенский Теплодарский ...
... – монашеское житие». В братолюбии, смирении и терпении несут они крест самоотречения, исполняя данный обет послушания, целомудрия и нестяжания. Эта истина была ясна митрополиту Агафангелу, когда он распоряжением по Одесскому епархиальному управлению от 10 февраля 2005 года принял решение о преобразовании Свято- Воскресенского прихода г. Теплодара в Свято-Воскресенский Теплодарский женский монастырь. Для несения послушания во вновь образованной обители владыка благословил определить семь насельниц Свято-Архангело-Михайловского Одесского женского монастыря. Определением Священного Синода Украинской Православной Церкви МП от 9 марта 2005 года (Журнал №3) настоятельницей монастыря стала монахиня Никодима (Чайковская) с возложением на нее наперстного креста. 26 сентября 2007 года в день пре-стольного праздника памяти обновле-ния храма Воскресения Христова в Иерусалиме за Божественной Литурги-ей Его Высокопреосвященство Высо-копреосвященнейший Агафангел мит-рополит Одесский и Измаильский воз-ведет ее в сан игумении с вручением посоха. А пока, 10 февраля 2005 года в Одесском Свято-Архангело-Михайловском женском монастыре, был торжественно отслужен благодарственный моле-бен на ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: Проповедь в Великую Субботу — Украинская православная церковь МП. Каменско-Днепровское благочиние
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"