Источник текста

ОРНАТСКИЙ ФИЛОСОФ НИКОЛАЕВИЧ - Древо


У Орнатских была большая семья - десять детей, которых они с детства учили жить по евангельским заповедям, в страхе Божием и благочестии. Сам батюшка, имея большую семью, жил очень скромно. Всё множество общественных званий и должностей, которые он нёс во славу Божию, средств к существованию не приносили. Через его руки, как Председателя комитетов по строительству храмов, проходили огромные суммы денег, а он давал частные уроки, чтобы прокормить семью.

28 июля того же 1885 года был рукоположен во священника митрополитом Петербургским Исидором ко храму в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» при детском приюте принца Петра Георгиевича Ольденбургского в Санкт-Петербурге. Открытый как начальное учебное заведение для детей бедных родителей, приют впоследствии получил права мужского реального училища с тремя отделениями и женской гимназии с музыкальным отделением. Отец Философ был также назначен законоучителем.

Сразу же после рукоположения стал членом Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, с которым впоследствии была связана вся его жизнь. Двадцать шесть лет неутомимый пастырь возглавлял Общество. Почетным членом общества был протоиерей Иоанн Ильич Сергиев – духовный наставник отца Философа. Все начинания и дела общества освящались благословением и молитвой кронштадтского пастыря. В 1888 году был назначен членом Комитета Православного Миссионерского Общества, в 1890 -м – избран членом Совета Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви; 4 мая 1892 года был избран председателем этого Общества. В июле 1891 года он был приглашен для работы в комиссии по строительству церкви во имя преподобномученика Андрея Критского при Экспедиции заготовления Государственных бумаг; 26 августа 1892 года по просьбе служащих Экспедиции был назначен настоятелем этого храма. В 1893 году был избран гласным Санкт-Петербургской городской Думы от духовенства и нёс свои полномочия до 1917 года. Одной из первых законодательных инициатив священника было издание положения о необходимости праздничного отдыха для торговых людей, «которое давало бы возможность торговым людям как молиться во время поздней литургии до совершенного окончания ее, так и посетить духовную беседу вечером; об открытии магазинов и лавок по праздникам в два часа дня и окончании торговли в пять-шесть часов вечера».

Был редактором и цензором таких столичных духовных журналов как « Санкт-Петербургский духовный вестник » (издавался с 1894 года) , « Отдых христианина » (с 1901 года) , « Православно-Русское слово » (с 1902 года) . В 1900 году был назначен членом комиссии по вопросу о надлежащей постановке преподавания Закона Божия в средних учебных заведениях Министерства народного просвещения. Опираясь на свой личный опыт законоучителя и более широкий опыт пастырский, протоиерей Философ в ходе работы комиссии подготовил доклад «О способах развития и укрепления религиозных и нравственных начал в учащихся». Священника весьма беспокоило, что, несмотря на почти повсеместное преподавание Закона Божьего в школах, повсюду наблюдался едва ли не полный провал в деле религиозного воспитания учащегося народа. Одной из причин такого положения вещей он видел ту, что силой установившегося порядка вещей Закон Божий превратился в один из учебных предметов наравне с алгеброй, физикой и химией: «Необходимость выполнить программу толкает преподавателя к учебнику, а следование учебнику мало-помалу освобождает законоучителя от работы по предмету своего преподавания, и он обращается в ходячую номенклатуру готовых ответов на каждый вопрос, указанный в программе... И получается абсурд: законоучитель доказывает ученикам происхождение Священного Писания, говорит, что надо читать каждому христианину слово Божие, и при том – как читать, а сам никогда не читал с учениками этого Божьего слова и не следил за тем, чтобы и ученики читали “всем книгам книги”. К сожалению, это – горькая правда, что учебник слишком властно взял нас в свои руки и вытеснил из школы не только живую работу учителя с учениками над усвоением умом и сердцем ведения Божественной истины, яже к животу и благочестию, но и самый источник этой истины – слово Божие. А пересох кладезь воды живой по отношению к нашей школе – чем напоить духовно жаждущих, чем оросить засохшие нивы сердец человеческих? Для оживления религиозно-нравственного воспитания в школе, необходимо освободить законоучителя от рабского следования программе, вывести его из положения преподавателя предмета в положение пастыря-духовника, вооруженного мечом слова Божьего, живого и действенного. Пора нам позаимствовать у иноверцев добрый обычай чтения в домах святой Библии, начиная чтение ее с должным толкованием в школе, привлекая к этому обычаю и воспитательский персонал... Пора бы подумать и об издании учебной Библии, которую бы можно было дать в руки каждому ученику и ученице» [1] В 1912 году был уволен с должности заведующего технической школой при Экспедиции заготовления Государственных бумаг, в связи с чем он лишился большей части жалования, и его материальное положение при большой семье стало весьма затруднительным; в 1913 году он обратился к министру финансов с просьбой компенсировать ту часть зарплаты, которой он лишался вместе с должностью. К этой просьбе присоединил свое ходатайство митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Богоявленский) ; ходатайство было удовлетворено. В 1913 назначен настоятелем Казанского кафедрального собора в Санкт-Петербурге. Во время Первой мировой войны отец Философ отдал свою квартиру под лазарет для раненых воинов, а сам с семьёй переехал в небольшое казённое помещение. Неоднократно и сам он выезжал районы боевых действий, сопровождая транспорты с необходимыми воинам вещами и продуктами, стремясь всеми силами вдохновить и поддержать защитников Отечества.

Как гласный городской Думы от Церкви, о. Философ занимался устройством ночлежных домов и помощью бедноте. " Но душу деятельности протоиерея Орнатского составляет, конечно, его любовь к проповеди, с которой тесно связано имя о. Орнатского в Петербурге " , - писал митрополит Владимир (Богоявленский) . На фото 1916 г. слева направо: настоятель С. -Петербургского Казанского собора прот. Философ Орнатский, профессор Киевской духовой академии В. З. Белоликов, владыка Пимен (Белоликов) .

Иоанн Кронштадтский, их объединяло не только духовное настроение и общественно-церковный темперамент, но и родство в обычном житейском смысле. В свое время Кронштадтский пастырь просил подыскать жениха для своей племянницы Анны - скромного семинариста. Так младший брат о. Философа, священник Иоанн Орнатский вошел в семью кронштадского пастыря. Сам о. Ионн Кронштадтский часто бывал в доме Орнатских. После обеда о. Иоанн, поднявшись из-за стола говорил: " Ну, Философ, идем, рассказывай мне... " Во время торжества по случаю двадцатипятилетия со дня рукоположения пришло более 200 телеграмм и поздравлений, в которых отмечались заслуги о. Философа. Во время революции 1905 г. , когда в городе начались беспорядки, о. Философ уговаривал свою паству сохранять верность Государю и не слушать " заезжих проповедников " . Сам же он проповедывал в самом опасном месте города - Нарвском районе; впоследствии когда батюшку арестовывали, то арестовывали его не чекисты Казанского района, а из соседнего - Нарвского; видно, жива была в них память о его деятельности в первую революцию. В 1917 году во главе с владыкой Вениамином (Казанским) был у истоков создания " Союза Церковного Единения " . К 1918 г. в свои 58 лет о. Философ сохранил и приумножил талант проповедника и церковного деятеля. Он появлялся в самых опасных местах Петрограда. Выступал против отмены Закона Божия в школах, устраивал Крестные ходы. В мае 1918 г. Петроград посетил патриарх Тихон. Именно протоиерей Философ Орнатский приезжал за ним в Москву и сопровождал патриарха до Петрограда.

Отец Философ был одним из ближайших сподвижников священномученика митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского) которого, в бытность того студентом духовной академии, батюшка активно привлекал к проповеднической деятельности в рабочей среде Санкт-Петербурга. Узы духовной дружбы связывали его и с патриархом Тихоном.

Проповеднический дар батюшки привлекал искавших живого слова и он не раз призывал свою паству не принимать разлагающих идей большевизма, понимая, что Православие является основой русской родной жизни, батюшка призывал интеллигенцию знать это: «Нашей интеллигенции надо стать русскою», — не уставал повторять он. 19 января 1918 года в Александро-Невской Лавре на его глазах был смертельно ранен муж сестры его жены, протоиерей Пётр Скипетров. Батюшка при его отпевании произнёс проповедь, бесстрашно обличив большевиков. Неоднократно выступал он перед паствой с призывами к объединению русичей вокруг храмов для защиты святынь своей земли. После убийства отца Пётра Скипетрова, батюшка организовал защиту святынь Александро-Невской Лавры, устроив к ней крестные ходы со всех храмов столицы.

По сведениям из Синодальной комиссии по канонизации святых, о. Философ с сыновьями был арестован в день вмч. Пантелеимона 1 августа 1918 года [2] о. Философ был арестован в связи с " Красным террором " после отслуженной им Всенощной в канун Ильина дня, вместе с сыновьями: Николаем, Борисом и Владимиром. Во время ареста он был совершенно невозмутим и спокоен. Прихожане собрались в многотысячную толпу и шли по Невскому проспекту на Гороховую в ЧК, требуя освободить своего пастыря. Делегацию верующих чекисты приняли, коварно обещая выполнить их требования. Но в ту же ночь батюшку перевезли в тюрьму города Кронштадт. Протоиерей Философ был расстрелян вместе с тремя сыновьями. Точное время казни не установлено. По одним сведениям, это злодеяние совершено Успенским постом, между 15 и 30 августа 1918 года. По другим данным, - около 30 октября 1918 года, вместе с другими 30 заключёнными офицерами. Место казни находилось, по одним предположениям в Кронштадте, по другим — неподалёку от Финского залива между Лигово и Ораниенбаумом. Тела расстрелянных, по-видимому, были сброшены в залив.

Есть несколько версий мученической кончины отца Философа, основанных на устных преданиях. Эти версии сходны в одном: он умер с молитвой к Богу. Читал ли он отходную, или просил Господа простить убийц, которые не ведали, что творили, доподлинно неизвестно. Известно лишь, что он молился, стоя на коленях. В августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви протоиерей Философ Орнатский с сыновьями Николаем и Борисом были причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Дети В семье Орнатских было десять детей: мч. Николай ( 4 мая 1886 - 1918 ) мч. Борис ( 30 мая 1887 - 1918 ) Владимир ( 15 февраля 1888 - 1918 ) Вера ( 13 августа 1889 - 28 января 1967 ) , замужем за свящ.

Петром Балыковым Сергей ( 2 марта 1898 - 1924 ) Елена ( 18 февраля 1903 - не ранее 1916 ) Александр ( 21 октября 1905 - 1940-е, в блокаду ) Константин ( 6 мая 1908 - 1985 ) Тропарь, глас 5.

От юности премудрость Божию возлюбив, досточудие отче Философе, во вся дни жития твоего последовал еси Пастыреначальнику Христу, иже явити тя граду святаго Петра пастыря добра. Ты же, душу свою положив за паству, сам востекл еси на страдания от беззаконных со чады твоими Николаем и Борисом, тем же и ныне молим ти ся: не остави предстательством твоим всех почитающих память твою Награды наперсный крест (1895) золотой наперсный крест из Кабинета его Императорского Величества (27 марта 1903) орден св. Владимира 3-й степени (май 1914, орден давал право на получение дворянства) потомственное дворянство Библиография Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957гг. (Джорданвилль) . Ч. 1. С. 184.

Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии. XX столетие. СПб., 1999. С. 82.

Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трех томах. Т. 2. СПб. : Издательство Чернышева, 1996. 328 с. С. 278.

Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000г.

Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. 280с. С. 12.

Санкт-Петербургский мартиролог. СПб. : Изд-во " Миръ " , " Общество святителя Василия Великого " , 2002. 416с.

Редакция текста от: 30. 08. 2015 13: 23: 58 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны. " ОРНАТСКИЙ ФИЛОСОФ НИКОЛАЕВИЧ " еще можно поискать: полнотекстовый поиск в Древе:

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

ПЛАТОН (УДОВЕНКО) - Древо | ИСИДОР (БОГОЯВЛЕНСКИЙ) - Древо | НИЛЬСКИЙ ИВАН ФЕДОРОВИЧ - Древо | ИРИНЕЙ (СЕРЕДНИЙ) - Древо | ИОАННИКИЙ (ГОРСКИЙ) - Древо | ЕФРЕМ (РЯЗАНОВ) - Древо | МЕФОДИЙ (ВЕЛИКАНОВ) - Древо | МАКАРИЙ (ГЛУХАРЕВ) - Древо | ЛАЗАРЬ (ШВЕЦ) - Древо | АРТЕМИЙ (ИЛЬИНСКИЙ) - Древо | ТРОИЦКИЙ ИВАН ГАВРИЛОВИЧ - Древо | КОНСТАНТИН (ГОРЯНОВ) - Древо | АЛЕКСИЙ (ВОРОНОВ) - Древо | ГАВРИИЛ (ДУМЯНИ) - Древо | ЛЕНИНГРАДСКИЕ ВЫСШИЕ БОГОСЛОВСКИЕ КУРСЫ - Древо | НИКОЛАЙ (ДОБРОХОТОВ) - Древо | ПОКРОВСКИЙ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - Древо | СМАРАГД (ТРОИЦКИЙ) - Древо | МИТРОФАН (ЗЕМЛЯНСКИЙ) - Древо | ХРИСТОФОР (ЭММАУССКИЙ) - Древо | ВЕНЕДИКТ (ГРИГОРОВИЧ) - Древо | ДАМАНСКИЙ ПЕТР СТЕПАНОВИЧ - Древо | САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЦЕРКОВНЫЙ ВЕСТНИК - Древо | ИОАСАФ (ПОКРОВСКИЙ) - Древо | НИКОЛАЙ (КЛЕМЕНТЬЕВ) - Древо | ФЕОДОСИЙ (ПРОЦЮК) - Древо | ГРИГОРИЙ (ОРЛОВ) - Древо | ПАВЕЛ (ДОБРОХОТОВ) - Древо | ИРИНАРХ (ПОПОВ) - Древо | АГАПИТ (ВОЗНЕСЕНСКИЙ) - Древо | РОЖДЕСТВЕНСКИЙ НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ - Древо | НЕКРАСОВ ВЛАДИМИР АФАНАСЬЕВИЧ - Древо | ЗЫКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ - Древо | НИКОН (ФОМИЧЕВ) - Древо | СТОЙКОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ - Древо | ДИОНИСИЙ (ПРОЗОРОВСКИЙ) - Древо | АНТОНИЙ (НИКОЛАЕВСКИЙ) - Древо | ФЕОГНОСТ (ЛЕБЕДЕВ), КИЕВСКИЙ - Древо | АМВРОСИЙ (ПРОТАСОВ) - Древо | ФЕОДОР (МАКОВЕЦКИЙ) - Древо | ЕЛПИДИФОР (БЕНЕДИКТОВ) - Древо | КИПРИАН (ШНИТНИКОВ) - Древо | МИТРОФАН (РУСИНОВ) - Древо | НИЛ (ИСАКОВИЧ) - Древо | ЕРМОГЕН (ДОБРОНРАВИН) - Древо | АФАНАСИЙ (СОКОЛОВ) - Древо | АМВРОСИЙ (ГУДКО) - Древо | СЕРГИЙ (ВАСИЛЬКОВ) - Древо | ЕВСЕВИЙ (ОРЛИНСКИЙ) - Древо | АНАТОЛИЙ (СТАНКЕВИЧ) - Древо | ПЛАТОН (КУЛЬБУШ) - Древо | ДИМИТРИЙ (ВОЛОГОДСКИЙ) - Древо | СЕРАФИМ (МЕЩЕРЯКОВ) - Древо | ГЕННАДИЙ (ТУБЕРОЗОВ) - Древо | ДЕРНОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ - Древо | КИРИЛЛ (СМИРНОВ) - Древо | МИТРОФАН (СИМАШКЕВИЧ) - Древо | ОНУФРИЙ (ГАГАЛЮК) - Древо | ДИМИТРИЙ (САМБИКИН) - Древо | НИКОЛАЙ (КУТЕПОВ) - Древо | ГРИГОРИЙ (ПОСТНИКОВ) - Древо | ФЕОФАН (БЫСТРОВ) - Древо | КУНЦЕВИЧ ЛЕВ ЗАХАРОВИЧ - Древо | ГУНДЯЕВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ - Древо | НИКОН (СОФИЙСКИЙ) - Древо | АНАТОЛИЙ (КАМЕНСКИЙ) - Древо | БОРИС (ПЛОТНИКОВ) - Древо | СМАРАГД (КРЫЖАНОВСКИЙ) - Древо | СЕРАФИМ (СОБОЛЕВ) - Древо | ВИКТОР (БОГОЯВЛЕНСКИЙ) - Древо | БОЛОТОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - Древо | ОРНАТСКИЙ ФИЛОСОФ НИКОЛАЕВИЧ - Древо | МЕДВЕДЬ РОМАН ИВАНОВИЧ - Древо |
ОРНАТСКИЙ ФИЛОСОФ НИКОЛАЕВИЧ - Древо ... Орнатских была большая семья - десять детей, которых они с детства учили жить по евангельским заповедям, в страхе Божием и благочестии. Сам батюшка, имея большую семью, жил очень скромно. Всё множество общественных званий и должностей, которые он нёс во славу Божию, средств к существованию не приносили. Через его руки, как Председателя комитетов по строительству храмов, проходили огромные суммы денег, а он давал частные уроки, чтобы прокормить семью. 28 июля того же 1885 года был рукоположен во священника митрополитом Петербургским Исидором ко храму в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» при детском приюте принца Петра Георгиевича Ольденбургского в Санкт-Петербурге. Открытый как начальное учебное заведение для детей бедных родителей, приют впоследствии получил права мужского реального училища с тремя отделениями и женской гимназии с музыкальным отделением. Отец Философ был также назначен законоучителем. Сразу же после рукоположения стал членом Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, с которым впоследствии была связана вся его жизнь. Двадцать шесть лет неутомимый пастырь возглавлял Общество. Почетным членом общества ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: ОРНАТСКИЙ ФИЛОСОФ НИКОЛАЕВИЧ - Древо
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"