Источник текста

Память благоверного князя Глеба Владимирского — Статьи — Церковно-Научный Центр "Православная Энциклопедия"


Глеб Андреевич ( сер. 60-х гг. XII в. - после 1190 ) , блгв. кн. (пам. 20 июня, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) . Наиболее раннее упоминание Г. А. как 3-го сына блгв. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского (наряду с 2 старшими братьями Изяславом и св. Мстиславом) содержится в княжеском родословце, восходящем к Новгородско-Софийскому своду 30-х гг. XV в., - в составе Софийской I летописи старшего извода, Новгородской IV летописи и др. (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 18; Т. 4. Ч. 1. С. 14 и др.) . Летописи XII в. также знают 3 сыновей Андрея Боголюбского, но младшего они именуют Георгием. Согласно гипотезе Е. Голубинского, Глеб - княжеское имя Георгия. В Житии Г. А. (нач. XVIII в.) Георгий упомянут как брат Г. А.

Ипатьевская летопись сообщает, что зимой 1172 73 г., после бегства из Вел. Новгорода кн. Рюрика Ростиславича, кн. Андрей Боголюбский направил к новгородцам «детя свое Юрья и прияша и? с честью» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 566) , княжич был тогда ребенком. В 1173 г. кн. Андрей Юрьевич послал против смоленских Ростиславичей рать во главе с кн. Георгием Андреевичем и воеводой Борисом Жидиславичем. После убийства Андрея Юрьевича (29 30 июня 1174) на совете дружины во Владимире обсуждался вопрос о его преемнике, говорилось, что «князь нашь оубьен, а дете оу него нетуть, сынок его мал в Новегороде, а братья его в Руси» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 595; см. также: Т. 1. Вып. 2. Стб. 371) . В 1175 г. кн. Георгий был отозван из Новгорода, жил во Владимире, в нач. июня 1176 г. приезжал с владимирцами в Москву, где встречал дядей блгв. князей Михаила и Всеволода (Димитрия) Юрьевичей.

Дальнейшая судьба князя отразилась в груз. и визант. источниках, сообщающих, что Георгий Андреевич был изгнан из Руси вел. кн. Всеволодом Большое Гнездо, жил у половцев в Свияже, в 1185 г. был приглашен в Грузию, где женился на дочери царя Георгия III царице Тамаре. Георгий Андреевич совершил успешный поход против турков-сельджуков, принял участие в придворных интригах против Тамары и поплатился за это высылкой в Византию. В 1190 г. он вернулся в Грузию и возглавил вооруженное движение знати против правительницы, но потерпел поражение и был снова выслан в К-поль. Груз. летописи знают еще одно выступление Георгия Андреевича во главе оппозиционных сил против бывш. супруги, но и оно закончилось неудачно для князя, к-рому пришлось бежать (Очерки истории СССР: Период феодализма, IХ-ХV вв. М., 1953. Ч. 1. С. 573-574) .

Впервые Г. А. назван среди князей, погребенных во владимирском Успенском соборе, в «Выписке о панихидах», составление к-рой связано с Иоанном IV Васильевичем и относится, вероятно, к 1550 г., когда царь посетил Владимир (Роспись панихид владимирским князьям ЛЗАК. 1910. Вып. 22. С. 67) . «Выписка» указывает, что в соборе в числе проч. князей и епископов погребены 3 сына Андрея Боголюбского: Изяслав, Мстислав и Глеб. Опись владимирских гробниц 1-й пол. XVII в. сообщает о погребении в соборе «в розных гробницах» не названных по именам 3 сыновей кн. Андрея Боголюбского ( РНБ. ОЛДП. О-5. Л. 194 ) , в описи сер. XVII в. уже упоминается о захоронении их в одной гробнице, при этом отмечается, что «един из них видим и покланяем всеми, погребальная ж не истле, но вся аки нова» (Описание гробниц г. Владимира сер. XVII в. Виноградов А. И. История кафедр. Успенского собора в губернском г. Владимире. Владимир, 19053. Прил. С. 67) . Составитель описи не уточняет, нетленные останки какого из сыновей кн. Андрея Боголюбского почитаются. Отождествление нетленных мощей, почивающих в общей гробнице сыновей Андрея Боголюбского, с останками Г. А. произошло во 2-й пол. XVII в. В летописце 1665 г., повествующем о владимирских князьях, читается следующее известие: «Да в той же церкви Пресвятыя Богородицы з братиями своими з благоверными князи со Мстиславом и Изяславом Андреевичи опочивает во гробнице сопреди третей сын благовернаго великаго князя Андрея Боголюбского благоверный князь Глеб Андреевич. А сколько его преставлению лет, того в летописи не описано» (РНБ. Погод. № 1565. Л. 190) .

30 нояб. 1702 г. мощи Г. А. были перенесены из каменной гробницы (в стенном аркосолии в сев. -зап. части храма) в Георгиевский ( юго-вост. ) придел собора и положены в серебряную раку. С этим событием, по-видимому, связана канонизация Г. А. и создание Жития и службы святому. Служба Г. А. близка к службе блгв. кн. Андрею Боголюбскому, составленной после перенесения его мощей, к-рое состоялось 5 окт. 1702 г. Автором службы св. Андрею Боголюбскому был прот. Успенского собора Иоанн (указавший свое имя в акростихе, к-рый читается по первым словам песней канона) Служба св. блгв. вел. кн. Андрею Боголюбскому, Владимирскому чудотворцу. М., 1914. Л. 8 об. - 18 () . Возможно, прот. Иоанн был также автором службы и Жития Г. А.

Житие Г. А. известно в списках преимущественно XVIII в., наиболее ранний относится к 30-м гг. (РНБ. Собр. Александро-Невской лавры. А79) . Житие не отождествляет св. князя с упоминаемым в тексте кн. Георгием Андреевичем - др. сыном Андрея Боголюбского. Житийное описание содержит много известий, не подтверждаемых др. источниками: о смерти при жизни Г. А. его брата Владимира, не известного источникам, о кончине Г. А. в 1175 г. в 20-летнем возрасте в бытность его отца в Суздале, о том, что кн. Андрей Боголюбский принимал участие в похоронах Г. А., и др. Днем кончины св. князя Житие называет 20 июня. Однако есть основание считать, что к XVI в. день смерти Г. А. был неизвестен (ср. : Роспись панихид владимирским князьям. С. 67) . В лит-ре днем кончины Г. А. называют 24 июля - день памяти св. князей-мучеников Бориса и Глеба (Baumgarten N., de. Genealogies et mariages occidentaux des Rurikides russes du Xе au XIIIe siecle. R., 1927. P. 29) , 5 сент. - день убиения св. кн. Глеба (Сергий) Спасский (, архиеп. Месяцеслов. Т. 2. Ч. 1. С. 187) . Возможно, в эти дни служились панихиды по Г. А. до его канонизации.

Большинство списков Жития содержит также повествование о 6 недатированных чудесах, совершенных по молитвам к Г. А. : об избавлении Владимира от «Литвы» в Смутное время (кон. 1608) , о жене расслабленной, о младенце Иоанне недужном, о расслабленном отроке Иоанне, об ослепшей жене Иулиании, о беснующемся человеке. В июле 1410 г. на Владимир напали татары под предводительством царевича Талыча. Разграбив город, они стали расхищать сокровища собора, убили соборного ключаря Патрикия. Полагая, что в гробнице спрятаны сокровища, они хотели разломать ее. Как только татары коснулись каменного гроба Г. А., из него вышло пламя, и захватчики в страхе покинули город. В рассказе о нашествии «Литвы» описаны осада Владимира в Смутное время и явление Г. А. соборному пономарю, после чего «безбожнии же тогда нощию внезапно отъидоша ко граду Юрьеву, гоними гневом Божиим».

Источниками Жития Г. А., по-видимому, являлись агиографические тексты, хранившиеся во владимирском Успенском соборе, - Житие св. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича (к нему близки повествования о жизни и кончине Г. А. и о нашествии Батыя) , надписи над гробницами кн. Андрея Боголюбского и митр. Максима (являются источниками известий об убиении кн. Андрея и о нашествии Талыча в Житии Г. А.) , а также «соборные летописи».

20 июня 1818 г. мощи Г. А. были переложены в новую, серебряную раку, на 6 клеймах к-рой читаются фрагменты его Жития, в этой раке мощи святого почивают до наст. времени. 12 и 15 февр. 1919 г. мощи Г. А. наряду с мощами др. владимирских святых были подвергнуты вскрытию. В протоколе осмотра засвидетельствована исключительно хорошая сохранность св. останков князя (ГА Владимирской обл. Ф. 1826. Оп. 1. № 215. Л. 15-16) . Священноисп. Афанасий (Сахаров) , присутствовавший при вскрытии, отметил, что «тело святого... было мягким и гибким, и кожу на нем можно было схватить пальцами, она отставала, как у живого» (Апушкина Е. В. Крестный путь преосвященного Афанасия) Сахарова (Молитва всех вас спасет: Мат-лы к жизнеописанию свт. Афанасия, еп. Ковровского. С. 35-36) . (По преданию, имп. Павел I Петрович, посетивший Владимир, удивлялся хорошей сохранности мощей Г. А., поскольку даже суставы рук святого не утратили гибкости.) Мощи Г. А. вместе с останками др. Владимирских святых были изъяты из собора, возвращены Церкви в 50-х гг. XX в. (до 1958) , в наст. время почивают в Успенском соборе Владимира. В 1982 г. имя Г. А. было внесено в Собор Владимирских святых, празднование к-рому установлено по инициативе архиеп. Владимирского и Суздальского Серапиона (Фадеева) . Источники: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 365, 371, 566, 600; Т. 2. Стб. 573-574, 595; Т. 3. С. 34, 223; Т. 6. Вып. 1. Стб. 240; Т. 15. Стб. 256; Т. 25. С. 83; Т. 35. С. 37, 118; Т. 42. С. 27; Революция и Церковь. 1920. № 9-12. С. 44 [Акт вскрытия мощей Г. А. ]. Литература: Иоасаф (Гапонов) , иером. Церк. -ист. описание владимирских достопамятностей. Владимир, 1857. С. 83; СИСПРЦ. С. 68; Чижов Г. М., прот. Жития святых блгв. князей Андрея, Георгия и Глеба, Владимирских чудотворцев. Владимир, 18652. С. 16-35; Филарет (Гумилевский) . РСв. Кн. 2. С. 267-270; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 135; Голубинский. Канонизация святых. С. 134-135; Серебрянский Н. И. Древнерус. княжеские жития. М., 1915. С. 147-148, 182; Лазарева Н. Ю. «Непобедимые сопротивными силами»: Судьба св. мощей рус. угодников Божиих в XX в. ДанБлаг. 1998. Вып. 9. С. 29; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. № 123. С. 85; Сиренов А. В. Житие Глеба Андреевича СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 381-384. А. В. Сиренов Ссылки по теме 2 июля 2009

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Священномученик Аверкий (Северовостоков) — Статьи — Церковно-Научный Центр "Православная ... | Триумфальные ворота — Статьи — Церковно-Научный Центр "Православная Энциклопедия" | Статьи — Церковно-Научный Центр "Православная Энциклопедия" | Статьи — Церковно-Научный Центр "Православная Энциклопедия" | Статьи — Церковно-Научный Центр "Православная Энциклопедия" | Статьи — Церковно-Научный Центр "Православная Энциклопедия" | Митр. Антоний (Вадковский). Речь при пострижении в монашество студента С.-Петербургской Духовной ... | 95 лет со дня рождения митрополита Сурожского Антония — Статьи — Церковно-Научный Центр ... | Иконография, посвященная блгв. кн. Глебу Владимирскому — Статьи — Церковно-Научный Центр ... | Память благоверного князя Глеба Владимирского — Статьи — Церковно-Научный Центр "Православная ... | Память сщмчч. Аверкия (Северовостокова), Александра (Крутицкого), Василия (Смирнова) и Василия ... | Благоверный князь Андрей Боголюбский — Статьи — Церковно-Научный Центр "Православная Энциклопедия" | В. Рожков. Дело епископа Гермогена — Статьи — Церковно-Научный Центр "Православная Энциклопедия" |
Опубликована электронная версия I тома ... ... г.) ; - сопровождение информационных сообщений комментариями, отражающими проявление данного события в различных сферах общественной жизни: в свете веры, в русле истории, в аспекте культуры, в интересах нации, в цифрах и фактах, в зеркале СМИ, в контексте права; - публикация оперативной, объективной и компетентной информации о значимых событиях в религиозной жизни общества; - формирование электронной библиотеки церковно-научной литературы, источников по истории Церкви и богословию. Телевизионная студия «Бакалавр» Существует с 2003 года, создана по указанию и благословению Патриарха Алексия II. Ее учредителями стали Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», Большая Российская энциклопедия и Российская Академия наук. Работая над телепроектами, мы тесно сотрудничаем с Московской Патриархией, с иерархами Русской Православной Церкви, а также привлекаем к работе ведущих отечественных историков Русской Православной церкви. Студия «Бакалавр» имеет эксклюзивное право на съемки Святейшего Патриарха и доступ к редким архивным материалам. В телестудии «Бакалавр» уже накоплен большой архив Патриаршего служения, который продолжает пополняться. Ссылки по теме 24 октября ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: Память благоверного князя Глеба Владимирского — Статьи — Церковно-Научный Центр Православная Энциклопедия
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"