Источник текста

Отдание праздника Пасхи « Собор святого благоверного князя Александра Невского


Дорогие братия и сестры, сегодня мы празднуем отдание последний день — великого и светлого праздника Воскресения Христова. Ни одно событие в истории христианской Церкви и в истории всего нравственного мира, ни одно событие и в жизни Господа нашего Иисуса Христа не празднуется с такою радостью, торжественностью и продолжительностью как Воскресение Христа Спасителя. Вся Светлая седмица пасхальная, по намерению Церкви, должна праздноваться как один всерадостный день, посвященный торжественному воспоминанию победы Христа над смертью. Целых сорок дней со дня Воскресения святая Церковь оглашается восторженным пением всерадостной песни «Христос Воскресе! » Долго празднуем мы этот светлый праздник, не в пример никакому другому празднику. Поистине светлое Воскресение Христово есть праздников праздник и торжество из торжеств христианского мира. Но не только потому празднуется этот праздник так долго. Настоящая причина в том, что Сам Господь по воскресении Своем долго, так сказать, проповедовал Свое воскресение. В продолжение сорока дней Он являлся то мироносицам, то апостолам, и из них то одному, то нескольким, то многим совокупно, и каждый раз поселял в душах их радость и уверенность в истинности Его воскресения.

Вот поэтому и мы целых сорок дней празднуем Пасху, воспоминаем и прославляем воскресшего Господа и Спасителя нашего до самого вознесения Его на небо, которое последовало в сороковой день по воскресении Его, во время последнего явления Его апостолам. Святой списатель книги Деяний святых апостолов евангелист Лука в начале книги Деяний так повествует об этом событии: «Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» ( Деян. 1, 1-3 ) . Господь в течение сорока дней являлся святым апостолам и учил Царствию Небесному, как устроять Церковь Божию на земле со всеми ее спасительными таинствами. И хотя о содержании Его бесед о Царствии Небесном не упоминается, но, по мнению святых отцов Церкви, в это время Господь преподал учение о таинствах Церкви, которые служат источниками благодатных дарований для верующих и о которых в Евангелии не так ясно и подробно повествуется или совсем умалчивается.

Воскресение Христово есть торжество и утверждение нашей веры, торжество и опора нашей надежды, торжество любви христианской, торжество всего наиболее дорогого, святого для нас. И понятна причина всерадостного непрерывного празднования Воскресения Христова. Если бы Христос не воскрес, то не было бы и веры нашей святой, мы были бы самыми несчастными из всех созданий, не было бы у нас никакой надежды на спасение, и погибли бы мы тогда во грехах своих во глубине ада. «Если Христос не воскрес, — говорит святой апостол Павел, — то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших» ( 1 Кор. 15, 17 ) . Поэтому только в воскресении Христовом мы удостоверяемся, что грехи наши искуплены Его смертью и страданиями, и в Нем мы имеем упование и надежду нашего будущего воскресения. Поистине, если воскрес Христос из мертвых, воскрес Своею собственною божественною силою, то может ли быть после этого сомнение в том, что Он есть истинный Сын Божий, истинный Бог, имеющий владычество над жизнью и смертью, Который может воскресить всех человеков Своею божественною силою? Ведь главная сила христианства заключается в том, чтобы признавать Господа Иисуса Христа Спасителем мира, добровольно подъявшим на Себя грехи всего мира. А чтобы в Нем можно было признать это могущественное качество, нужно совершенно удостовериться, что Он есть Сын Божий и истинный Бог.

Эта святая надежда услаждает горечь настоящей жизни, помогает нам терпеливо и мужественно переносить все труды, лишения, скорби, несчастия, не падая под их бременем, но безропотно неся возложенный на нас промыслом Божиим крест. Но что может быть пред христианином ручательством тому, что надежда эта не посрамит его, что за скорбями здешней жизни действительно наступит вечно блаженная жизнь, а не уничтожение человека? Что дает нашей надежде жизнь, что сообщает силу нашему непоколебимому чаянию будущего воскресения? Слово Божие Ветхого и Нового Завета вещает убедительно, что при конце мира последует общее воскресение мертвых. В Ветхом Завете пророк Исайя взывает ко Господу: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: идо роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов» ( Ис. 26, 19 ) . А пророк Иезекииль даже созерцал величественное зрелище всеобщего воскресения людей; он зрел в видении, как по повелению Божию стали сближаться кости умерших, кость с костью своею, как жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, и как вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище ( Иез. 37, 7—10 ) . В Новом Завете Господь говорит: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут… и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» ( Ин. 5, 25, 29 ) .

Какое отрадное, ясное учение, могущее окрылить надежду христианина на будущее воскресение из мертвых и жизнь вечную! Но для восприятия этого слова нужна тоже сильная вера, чтобы на вере в него непоколебимо утвердить надежду на будущее воскресение, колеблемую постоянными примерами смерти и разрушения без случаев воскресения. Правда, некоторые случаи воскресения мы встречаем и в чудесном житии святых пророков Илии и Елисея, и в Новом Завете — воскрешения, совершенные Господом Иисусом Христом и святыми Его учениками. Но эти примеры воскресения мертвых не служат непреоборимым доказательством всеобщего воскресения мертвых. «Если Христос не воскрес, — говорит апостол Павел, — то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( 1 Кор. 15, 14 ) . Почему же так? Потому что воскрешенные Иисусом Христом и святыми угодниками воскресли в том же бренном теле, в каком живем и мы, и воскресли только на короткое время и снова умерли. А в день последнего воскресения люди воскреснут в теле совсем другом — духовном, бессмертном, никогда не умирающем. Вот почему эти примеры не могут ручаться за истину всеобщего воскресения, они суть только образы будущего воскресения. Но есть событие в жизни Богочеловека, делающее веру нашу в воскресение и нашу надежду непоколебимой: это Воскресение Христово. Воскрес из мертвых Христос — и истина нашего всеобщего воскресения становится несомненной. Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти ( Рим. 6, 9 ) .

Таким образом, воскресение Христово есть верное свидетельство о воскресении с телом духовным, нетленным. Воскрес Христос из мертвых — и наше воскресение становится несомненным, наша надежда становится несокрушимою. Воскресение Христово находится в неразрывной, органической связи с нашим воскресением. Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его ( 1 Кор. 15, 20—23 ) . Итак, воскресение Христово есть утверждение нашей надежды, величайшее торжество ее.

Наконец, воскресение Христово есть величайшее торжество и любви христианской. Любовь христианская требует от христианина тяжелых трудов, борьбы, опасностей, страданий, самоотвержения до смерти. Любовь к Богу требует от христианина самоотречения, готовности положить свою жизнь во славу Божию, за святую веру Его, за закон Его. Любовь к ближнему требует от нас неусыпных трудов во благо ближним до готовности жертвовать всеми своими сокровищами, даже самой жизнью, во благо ближним. Истинная любовь к самому себе требует от христианина духовной нищеты, самоумерщвления, самоисправления, самоусовершенствования, непрестанных трудов для очищения своей растленной природы.

Все эти жертвы для нашей самолюбивой природы подчас бывают весьма тяжелы. Стоит ли подвергать себя всем этим лишениям и трудам, не лучше ли жить в свое удовольствие и делать таким образом свою жизнь приятною? Так внушает нам часто наше плотоугодливое самолюбие. Нет, не лучше! Ибо что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление ( Гал. 6, 7—8 ) . Самолюбивая жизнь ведет человека к погибели, напротив, самоотверженная любовь приносит обильные плоды. Любовь Христова — очевидное доказательство этой истины. Господь Иисус Христос любил и любит Отца Своего Небесного беспредельною любовью. По любви и послушанию Отцу Небесному Он положил душу Свою за искупление человеческого рода. Ради спасения людей Он претерпел поругания, оплевания, заушения, бичевания, страшные страдания и ужасную смерть на кресте.

И каков же плод этой самоотверженной любви к Богу и ближним? Плод бесценен и для Самого Иисуса Христа, и для Отца Небесного, и для человеческого рода. Иисус Христос после Своих тяжких страданий и ужасной смерти, любвеобильный Господь, в третий день воскрес во славе в нетленном прославленном теле и получил от Бога Отца всякую власть на небе и на земле. Своею смертью Он прославил Отца Своего Небесного на земле, явил миру любовь к нему Отца Небесного. Своею крестного смертью Он даровал возможность Отцу Небесному сокрушить на земле диавола и основать благодатное царство Сына Его — Церковь Христову. А для людей плодом любви Христовой было их искупление, дарование вечного блаженства. Вот каковы бесценные плоды любви Христовой. И сколько же душ человеческих под влиянием любви Христовой, при свете воскресения Христова возжгли в своих сердцах ответную любовь к Богу и к ближним — не подлежит счету! Таким образом, воскресение Христово есть истинное торжество любви Христовой. Оно открывает нам, какой плод и какая слава сопутствуют истинной любви христианской. Вот почему наше сердце исполнено радости и трепещет при радостных словах «Христос воскресе! » «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь! » Провожая этот величайший светоносный праздник и получив от него величайшее утешение и радость, будем всегда помнить Воскресение Христово — торжество из торжеств, и этой истиною будем окрылять себя в вере, надежде и любви. С несомненною верою в наше будущее воскресение за все всегда будем благодарить благодетеля Бога, с несомненною верою во все возвещенное нам в святом Евангелии, и в последний раз от всего верующего сердца скажем: «Христос воскресе! » Аминь.

5 + =одиннадцать Нажмите галочку (защита от спама) Для того, чтобы иметь возможность комментировать, включите JavaScript в Вашем браузере.

Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Сщмч. Ипполита и с ним мчч. Кенсорина, Савина, Хрисии девы и прочих 20-ти мучеников (III) . Блж. Пелагии Дивеевской (1884) . Прп. Зинона, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIV) . Прп. Зинона, ученика свт. Василия Великого (V) . Мч. Феофила Нового (784) . Блгв. Петра, царя Болгарского (967) .

Собор святых Пермской митрополии (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 29 января) . Сщмч. Владимира Хрищеновича пресвитера (1933) ; мч. Стефана Наливайко (1945) .
Предыдущая страница

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Архивы Июнь 2013 « 3/3 « Собор святого благоверного князя Александра Невского | Архивы Июнь 2013 « 3/3 « Собор святого благоверного князя Александра Невского | Архивы Июнь 2013 « 3/3 « Собор святого благоверного князя Александра Невского | Архивы Июнь 2013 « 3/3 « Собор святого благоверного князя Александра Невского | УВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ! « Собор святого благоверного князя Александра Невского | Архивы Июнь 2013 « 3/3 « Собор святого благоверного князя Александра Невского | В Александро Невском соборе почтили память святителя Луки, архиепископа Крымского « Собор святого ... | Паломничество воспитанников Воскресной школы по святым местам Калужской епархии « Собор святого ... | В Госдуму внесен законопроект, определяющий, какие религиозные мероприятия надо согласовывать с ... | Отдание праздника Пасхи « Собор святого благоверного князя Александра Невского |
Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах -
... набожна, а про их союз говорила, что они как последняя Русская Императорская чета – Николай и Александра, и родились в день убиения этой семьи, поэтому им нельзя иначе, а только подражая этим мученикам во всем... Я мало, что понимала, но всегда поддерживала... С её появлением в нашей семье часто стали говорить по-русски, после рождения детей – постоянно. Николя стал потихоньку отходить от «пустых ролей», он мог и хотел чего-то серьезного. Внуки. Они появились через семь лет, в 1980 году. У Алекс был срок около пяти месяцев. Ники был далеко в Америке, на съемках… На день рождения она была в соборе Святого Благоверного Князя Александра Невского, причастилась, а после службы оставшись, сказала священнику, что боится рожать, тот улыбаясь... – Чего бояться, только до двух и успеешь сосчитать… Десятого сентября, она вновь пришла к духовнику, сказала, что у нее есть очень ценные документы, для разоблачительной статьи, и она опасается за свою жизнь и того, кого носила под сердцем, а до рождения еще месяца два, и муж ещё на съемках в Америке. Тот её отвез и спрятал в женском Леснинском монастыре, договорившись с настоятельницей. Когда Алекс пошла на вечернюю службу, ей стало плохо. Она ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: Отдание праздника Пасхи « Собор святого благоверного князя Александра Невского
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"