> Помогите ребёнку на реабилитацию <

ИОАНН ЗЕДАЗНИЙСКИЙ • Православная Энциклопедия под редакцией ...

 001   002   003
В начало текстаВ конец текста
( 955-980 ) на основе более древних ( VI-IX вв. ) и несохранившихся источников. Первое метафрастическое «Житие святого отца нашего Иоане Зедазнели, который по Божиему велению и под предводительством Святого Духа прибыл из страны Междуречья в страну Картли с двенадцатью учениками своими, святыми» ( НЦРГ. Q 795, XV в. Л. 426-470 ) было создано анонимным автором в XI в. по просьбе настоятеля мон-ря Зедазени Михаила. В источнике указано, что Михаил прислал автору «краткую запись» об И. З., видимо кименное Житие. Памятник сохранился не полностью (отсутствует завершающая часть, 1 3 текста) в единственной рукописи - списке «Картлис Цховреба» царицы Анны. После заглавия помещена псевдоэпиграфическая приписка, повторяющая имя автора кименной редакции: «Обновил и пополнил святой отец наш Арсений, католикос от Христа». Второе метафрастическое Житие также основано на кименной версии и создано, скорее всего, в XII в. Оно сохранилось в 9 рукописях XVIII-XIX вв. (НЦРГ. A 160, 1699 г. Л. 190-213; A 130, 1719 г. Л. 7-16; A 170, 1733 г. Л. 6-12 и др.) , заглавие и приписка в точности повторяют вариант 1-й метафрастической редакции. Синаксарное Житие было создано не ранее XVIII в. на основе метафрастических версий Жития И. З. и Жития его ученика прп. Шио Мгвимского и сохранилось только в одной рукописи (НЦРГ. A 220, 1726 г. Л. 262 об. - 365 об.) . Сведения об И. З. содержатся также в груз. хронике

И. З. род. в селе близ Антиохии, там же получил начальное образование. В юности принял постриг и встал на путь строгого подвижничества, отличался кротостью и смирением, обладал даром обильного слезоточения. Как сказано в Житии, «Бог услышал раба Своего и дал ему власть над страстями и дар чудотворения. Святой Иоане превзошел подвигами других братий в обители, творением чудес он привлекал к себе жителей Антиохийской страны, просвещал их светом Богопознания... сделался светилом той страны... слава о нем пошла по всей Сирии». Стремясь избежать общения с многочисленными приходившими к нему людьми, И. З. вместе с неск. учениками поселился в пустыне. На деньги, вырученные от продажи в городе того, что ученики делали своими руками, они покупали необходимую для поддержания жизни пищу. Спустя долгое время место подвижничества И. З. было раскрыто - к нему вновь стали приходить жаждущие духовного утешения и телесного исцеления. Тогда преподобный решил удалиться в еще более отдаленную пустынь, где бы о нем ничего не было известно. Во сне ему предстала Пресв. Богородица и повелела выбрать 12 учеников и пойти в Грузию, дабы утвердить в вере основанную там Церковь. Выбирая учеников, И. З. бросил жребий: имена были написаны на отдельных «хартиях» и положены на престол. По окончании литургии И. З. и вся братия стали петь «Кирие элейсон» и случилось чудо: ангел Господень на виду у всех взял 12 «хартий» и вложил их в руки И. З. Так были избраны Шио Мгвимский, Давид Гареджийский (см. в ст.)

Прп. Иоанн Зедазнийский. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Далее в Житии описаны события, происходившие в древней столице Грузии Мцхете во время царствования царя-эрисмтавари Парсмана (Фарсмана) (вероятно, Парсман V) ок. 540-558 () и предстоятельства католикоса Картли Евлавия (вероятно, Евлалий I) 30-е гг. VI в. () . Когда святые приблизились к Мцхете, католикосу предстал ангел и сказал: «Вот идет Иоанн, раб Господень, с учениками своими. Он будет утверждать страну сию» - и повелел «встретить их радушно» и не препятствовать «намерению их». Католикос облачился, собрал клир и в сопровождении народа «пошел к первой из ближайших деревень». После долгого ожидания они увидели монахов в клобуках. Католикос чудесным образом понял, кто из старцев И. З., поспешил навстречу и обнял его, а преподобный пал в ноги католикоса и приветствовал его по-грузински. В кафедральном соборе Светицховели путники поклонились Животворящему столпу и скрытому под спудом хитону Господню; затем «обошли все места, где блаженная Нина учила вере Христовой», проповедовали и исцеляли почти по всей Вост. Грузии.

Наконец И. З. стал просить Господа, дабы Он указал место их постоянного пребывания. Духовному взору преподобного открылась гора Задени (Кухети) , расположенная в 8 км от Мцхеты, над которой, «подобно черной густой туче», роились бесы. Католикос, к к-рому И. З. обратился за благословением, рассказал, что в древности здесь было капище языческого бога Задени, разрушенное св. Ниной, но позже злые духи вновь «заполонили» гору и умерщвляли всех людей, «прикасавшихся к горе», кроме идолопоклонников и магов. И. З. был непреклонен в своем решении, и католикос благословил их.
 001   002   003
В начало текстаВ конец текста

Источник текста

Вам может быть интересно:

картлис цховреба | календарно-литургические указания гимнография | византийская литургия историко-литургическое исследование | византийская литургия историко-литургическое исследование глава | исследование киево-печерском патерике как историко-литературном памятнике |
Постоянная ссылка: ИОАНН ЗЕДАЗНИЙСКИЙ • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, мобильная версия
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера