> Помогите ребёнку на реабилитацию <

Великий пост и потребительское общество | Православие и мир

 001   002   003   004   005   006   007   008   009
В начало текстаВ конец текста
Для христианского общества, как на Востоке, так и на Западе, период Великого поста – семь недель перед Пасхой – традиционно считается высшей точкой церковного года. Это kairos – время решений и новых возможностей, специально отделенный отрезок времени. Но специально отделенный для чего? Как мы должны в современном потребительском обществе понимать цель Великого поста, или Великой четыредесятницы, как мы называем этот пост в православии? И какое отношение имеет Великий пост к экологическому кризису, с которым мы сегодня сталкиваемся? Воздушные змеи Раньше в Греции первый день Великого поста всегда отмечали как самый ранний уличный праздник в году. Семьи выезжали на природу, лазали по горам, пускали воздушных змеев. Здесь мы имеем образ начала Великого поста, который можно сравнить с западными обрядами Пепельной среды.

Безусловно, эти дни – очень разные по смыслу. Посыпание головы пеплом, его следы на лбу и все, что это действие символизирует – память смертную и раскаяние, – бесспорно, является одним из основных значений Великого поста. Но не на этом заостряет внимание Православная Церковь с наступлением поста. Напротив, нас учат ассоциировать Великий пост со свежим воздухом, с ветром, гуляющим по холмам, с приходом весны. Великий пост – это время воздушных змеев, время приключений, поисков, новых надежд и начинаний.

В этой связи, очевидно, не случайно, что период Великого поста наступает не осенью, когда опадают листья и дни становятся короче, и не посреди зимы, когда деревья стоят голые и вода в прудах замерзла, а весной, когда трескается лед и повсюду новая жизнь. На самом деле изначальным смыслом английского слова “lent” было именно весеннее время, как мы можем увидеть из слов средневекового английского стихотворения: Весна пришла с любовью к миру, с цветением и пением птиц.

Может показаться странным думать о Великом посте как о времени любви, но вполне возможно, это одно из его значений. Связь между Великим постом и весенним временем также очевидна и в православных богослужебных текстах: Наступило весеннее время поста, Начал распускаться цветок покаяния.

Именно в таком контексте должно рассматривать Великий пост: он связан с воздушными змеями и началом весны. Он также связан со свободой. Поразительно, что один из великих праздников церковного года, Благовещение, приходится почти на середину Великого поста. Именно в этот праздник мы празднуем свободу выбора, которой воспользовалась Пресвятая Дева Мария. Когда архангел Гавриил возвестил Марии о Божественном намерении, он стал ждать ее ответа: “Се раба Господня; да будет мне по слову твоему” ( Лк. 1, 38 ) . Ответ Марии не был заранее предрешен, она могла отказаться. Пресвятая Троица уважает нашу человеческую свободу. Как говорится в послании к Диогнету, восходящему ко второму веку, “Бог убеждает, Он не принуждает, ибо Богу не свойственно принуждение”.

Именно так и было с Пресвятой Девой: Бог не стал человеком, не получив сперва добровольного согласия у той, которая должна была стать Его матерью. Ее добровольное согласие было необходимым условием. “Мы соработники (synergoi) у Бога”, – говорит св. апостол Павел ( 1 Кор. 3, 9 ) , и это в самую первую очередь относится к Деве Марии. Во время Благовещения она была synergos, соработницей Бога – не просто послушным орудием, но активной участницей тайны.

Здесь, таким образом, лежит другой ключ к пониманию Великого поста. Будучи одновременно периодом поисков, духовной весной, он также связан с нашим умением пользоваться свободой выбора. Великий пост – это время, когда мы учимся быть свободными. Ибо свободе, так же как и непосредственности, нужно учиться. Если вы меня спросите: “Ты умеешь играть на скрипке? ”, и я отвечу: “Не знаю, я никогда не пробовал”, то, вероятно, вы почувствуете, что мой ответ немного странен. Я не могу свободно исполнять на скрипке сонаты Баха, если только до этого я не научился игре на скрипке посредством длительных и напряженных занятий.

На нравственном уровне то же самое необходимо для научения свободе. Как человек, созданный по образу Божию, я не буду полностью свободен, пока не научусь пользоваться своей свободой, и этот процесс обучения предполагает послушание, дисциплину и самоотречение. Свобода – это не только дар, это задача. Это то, что в русской духовной традиции называется подвигом. Как верно замечает Николай Бердяев: “Свобода не легка, как думают ее враги, клевещущие на нее, свобода трудна, она есть тяжелое бремя”. Но это также привилегия и радость.

Великий пост не ограничивается лишь едой и питьем.
 001   002   003   004   005   006   007   008   009
В начало текстаВ конец текста

Вам может быть интересно:

неделя мытаре фарисее | мытаря фарисея неделя | десятина или десятая часть | святыми дарами | дар языков деяниям кор апостольским богослужением |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Великий пост и потребительское общество | Православие и мир
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера