«И пойдут сии в κόλασιν (отсечение) αἰώνιον (вечное)» (Мф. 25:46) : ...

  001   002  003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017
В начало текстаВ конец текста
Блаженный Августин пишет, что «в законах указываются восемь родов наказаний, именно: штраф, тюрьма, телесное наказание, возмездие, лишение чести, ссылка, смерть, рабство» [25]. Если рассмотреть поочередно все эти виды наказаний в словосочетании со словом αἰώνιον (« вечное») , то только смерть, то есть «высшая мера наказания», может являться наказанием вечным. Такой смертью является смерть вторая. Эту смерть уже нельзя будет отменить, после неё уже никто не может восстановиться [26]. «Если мы употребляем все старание и все средства для избежания смерти телесной, то тем паче должны стараться избежать смерти душевной: ибо кто хочет спастись, тому нет к тому никакого препятствия…» [27] (п рп. Антоний Великий. «Добротолюбие») . «Как отделение души от тела есть смерть тела, так отделение Бога от души есть смерть души. Именно смерть души есть смерть в настоящем смысле этого слова» [28] (свт. Григорий Палама) . «А что душа живет, никто не будет отрицать. Если же живет, то живет не потому, что есть жизнь, а потому, что причастна жизни: причастное чего-либо различно от того, чего причастно. Душа причастна жизни, потому что Бог хочет, чтоб она жила, и поэтому может перестать некогда жить, если Бог захочет, чтоб она не жила более» [29] (м ч. Иустин Философ) .

Именно слово κόλασιν лучше всего объясняет вид эсхатологического наказания – вечное отлучение от Бога, а не то, что по велению Бога будут совершаться бесконечные мучения грешников. Смерть первая есть наказание, но не вечное. Она наступила после греха Адама сразу, а не тогда, когда он умер плотью. Причина этой смерти не Бог. «Господь не сказал Адаму: " В оньже день снесте, Я умерщвлю вас " , но, предостерегая их, предвозвещает им закон правды, сказав: " В онъже аще день снесте, смертию умрете " ( Быт. 2: 17 ) . И вообще Господь положил, чтобы за каждым делом, добрым или злым, приличное ему воздаяние следовало естественно, а не по особенному назначению, как думают некоторые, не знающие духовного закона» [30] (п рп. Марк Подвижник. «Добротолюбие») .

Вторая смерть есть наказание вечное – κόλασιν αἰώνιον. Вторая смерть наступит, как и первая, по причине отделения от Бога, но уже окончательного и бесповоротного, то есть вечного.

Именно такое эсхатологическое наказание Церковь утверждает каждый будничный день в православном богослужении. Полунощница, тропари во глас 8: «Вот, в полу́ночи грядёт Жених, и блаж е н слуга, что будет найден б о дрствующим, недостоин же милости тот, кого Он застанет спящим. Смотри же, о душа моя, не поддайся сну, дабы тебе не быть преданной смерти [31] и не остаться за вратами Царства затворёнными … Смотри же, о душа моя, не задремли и не останься за дверьми, как те пять дев, стучась в них, но неусыпно всегда ожидай, дабы встретить тебе Христа с избытком елея, – и Он введёт тебя в чертоги брачные божественного Света Своего » [32]. Церковь утверждает эсхатологическую смерть души и в тропаре на Успение Богородицы: «... и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши» [33]. В нём мы не просим спасти от мучений или тем более от смерти первой (это глупо) , а просим избежать смерти второй, так как она является самым страшным и окончательным наказанием.

Иконография Страшного Суда В традиционной христианской иконографии Страшного Суда в центре композиции изображается Христос – Судия мира, и чаще всего с поднятой правой рукой. Чтобы понять смысл этого символа, следует ознакомиться с комментарием С. С. Аверинцева на Мф. 6: 3: «Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» [34]. Дело в том, что в традиционной еврейской символике левая рука – символ воздающей справедливости, правая рука – символ милосердия. «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» [35]. Эти слова апостола Иакова соответствуют жесту Судии, и они совершенно одинаково относятся и к помилованным, и к осуждённым. Именно с этим связан жест Христа, поднимающего правую руку.

С. С. Аверинцев замечает, что Микеланджело не захотел этого принять и превратил на своей фреске в Сикстинской капелле этот жест милости в движение угрозы. Нам же стоит отметить, что такое неприятие отстаивают многие христиане. Вывод Согласно Мф. 25: 46, осужденные на Страшном суде предадутся одной общей участи – вечному «отсечению-κόλασιν» от Бога. Смерть вторая будет следствием такого наказания, а её причина находится в прекращении связи с Единственным «имеющим бессмертие» [36]. Смерть вторая, как и смерть первая, не являются актами казни. Их отличие в том, что во втором случае человек умирает не только телом, но и душой.
  001   002  003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

если дома душно тоже опасности как пережить жару | светлое явное нисхождение божие людям должно иметь радостное начало вводящее нам великий дар спасения таков есть настоящий праздник имеющий началом рождество богородицы концом соединение слова плотью это славнейшее всех чудес непрестанно возвещаемое | уходил келью ставили рок-н-ролл святитель иоанн шанхайский для американцев как отец родной | могу бороться гневом все труды бесполезны как убрать внутренний жир своей души | мне позволили принять одного решения как матери разрушают жизнь своих дочерей |

Источник текста


Постоянная ссылка: И пойдут сии в κόλασιν (отсечение) αἰώνιον (вечное)» (Мф. 25:46) : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера