> Помогите ребёнку на реабилитацию <

ДУХОВНАЯ КОНСИСТОРИЯ

  001  002 
В начало текстаВ конец текста
непременно состояли в пресвитерском сане - протоиереев, священников, архимандритов, игуменов, иеромонахов, назначавшихся по представлению правящего архиерея Святейшим Синодом. В таком же порядке члены Д. к. увольнялись. При назначении членов Д. к. учитывались опыт адм. деятельности, образовательный ценз (академическое образование было желательно, но не обязательно) , религиозно-нравственные качества, а также место служения и жительства (предпочтительно в епархиальном городе или поблизости от него) .

Правящий архиерей устранял от присутствия в Д. к. тех ее членов, дела к-рых рассматривались в консистории, а также тех, к-рым при рассмотрении судебного дела по тем или иным мотивированным причинам подсудимые давали отвод, кроме того, члены Д. к. отстранялись от участия в ее заседаниях в случае их ответственности по тому или иному обвинению до принятия окончательного решения по делу. Каждому члену Д. к. поручался для наблюдения и контроля особый круг епархиальных дел - свой «стол», но все дела рассматривались в присутствии коллегиально, при равноправном участии всех членов консистории, независимо от принадлежности дела тому или иному «столу». В присутствии коллегиально обсуждались епархиальные дела, к-рые предстояло решать властью правящего архиерея. Заседания проходили, как правило, без участия в них правящего архиерея под председательством старейшего по статусу члена Д. к.

Производство консисторских дел исполнялось канцелярией Д. к. Штаты канцелярии включали чиновников и служителей, начальником был секретарь Д. к. - чиновник среднего ранга, от титулярного до статского советника, назначаемый и увольняемый Синодом по предложению обер-прокурора, согласованному с правящим архиереем. Секретарь Д. к. состоял в двойном подчинении: епархиальному архиерею и обер-прокурору Синода, все предписания к-рых он обязан был неукоснительно исполнять. Помимо управления канцелярией секретарь докладывал дела на заседании присутствия Д. к. Если члены консистории расходились во мнениях или выносили решение, к-рое, по суждению секретаря, противоречило законам либо представлялось ему нецелесообразным по существу, он должен был дать справку относительно трактовки рассматриваемого дела в законах Российской империи или представить более подробные сведения по сути рассматриваемого дела. В случае игнорирования его представления он обязан был внести изложение сложившихся обстоятельств в особый журнал и доложить суть дела в рапорте на имя правящего архиерея.

По всем делам, подлежавшим ведению правящего архиерея через Д. к., канцелярия собирала необходимые сведения, готовила соответствующую документацию, затем дела рассматривались коллегиально в присутствии, и, наконец, по ним выносилась резолюция правящего архиерея. Так, если решался вопрос о поставлении священников, диаконов или причетников, канцелярия собирала сведения о месте, на к-рое предполагалось поставить кандидата, - о наличии вакансии или необходимости учреждения дополнительного служебного места - и о качествах ставленника - о его семейном положении, об образовании, о возрасте, об отсутствии канонических препятствий и т. п. Затем кандидатура ставленника обсуждалась в присутствии, которое выносило по рассматриваемому делу суждение, подлежавшее утверждению правящего архиерея.

Присутствие на основании документов по делу, собранных или подготовленных канцелярией, составляло после коллегиального обсуждения предварительное решение. В случае разногласия по делу в журнал заседания вносилось как решение, принятое большинством, так и особое мнение меньшинства. Журналы и протоколы консистории предоставлялись на благоусмотрение правящего архиерея. В случае согласия архиерея с единогласным заключением консистории архиерей наносил на журналы резолюцию: «Исполнить», а на протоколы - «Утверждается». При наличии разногласия во мнениях членов консистории правящий архиерей мог как утвердить решение большинства, так и предпочесть ему особое мнение меньшинства, при этом в своей резолюции он должен был мотивировать сделанный им выбор. При несогласии архиерея с единогласным заключением консистории или в случае разногласия членов консистории при несогласии как с решением большинства, так и с особым мнением меньшинства правящий архиерей предлагал консистории пересмотреть дело. При этом члены консистории не обязаны были подчиняться заключению архиерея и имели право повторно вынести прежнее решение по делу. В этом случае, однако, правящий архиерей принимал решение по своему усмотрению и его резолюция приводилась в исполнение, но материалы по делу, вызвавшему разногласие, непременно высылались в Святейший Синод, к-рый и принимал по нему окончательное решение.

При вакансии кафедры правящего архиерея Д. к. принимала решения, которые вносились в журналы за подписью всех членов консистории и приводились в исполнение. Для ускорения исполнения дел правящий архиерей мог допустить исполнение решений консистории без собственного рассмотрения, с тем, однако, чтобы по истечении месяца журналы были предоставлены ему для проверки их правильности.

Указы Святейшего Синода высылались в епархию на имя правящего архиерея, который передавал их для исполнения в консисторию. В случае вакансии кафедры правящего архиерея синодальные указы высылались на имя викарного епископа (см. Викарий) , а при его отсутствии - в Д. к. В отдельных случаях Синод направлял указы в консисторию и при наличии в епархии правящего архиерея. Донесения об исполнении таких указов высылались в Синод за подписью всех членов Д. к. В случае кончины, увольнения на покой или перемещения правящего архиерея Д. к. принимала в свое ведение все средства архиерейского дома и брала на себя ответственность за их расходы до прибытия в епархию нового правящего архиерея.

Рутинные дела консисторская канцелярия решала без последующего обсуждения их в присутствии и без утверждения правящим архиереем, - напр., канцелярия раздавала по приходам обыскные и метрические книги, составляла перечневые ведомости о монастырях и монашествующих, о приходах и приходских причтах, а также опись имущества архиерейского дома и вносила в нее надлежащие изменения.

Присутствие ввиду совершения ее членами богослужений не собиралось для заседаний в воскресные и праздничные дни, в 1-ю и последнюю недели, а также во все пятницы Великого поста и в святки. В субботу присутствие могло созываться лишь по крайней необходимости.

Д. к. прекратили существование в 1918 г., т. к. с изменением гос. строя и отделением Церкви от гос-ва часть их полномочий упразднилась, а другая, собственно церковная, перешла к учрежденным Поместным Собором Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. новым коллегиальным органам епархиального управления - епархиальным собраниям и епархиальным советам с их канцеляриями.

Ист. : Устав духовных консисторий. СПб., 1841; Устав духовных консисторий. СПб., 1883; Барсов. Сборник. Т. 1; Устав духовных консисторий с дополнениями и изъяснениями Св. Синода и Правительствующего Сената Cост. М. И. Палибин. СПб., 19122. Лит. : Бердников И. С.
  001  002 
В начало текстаВ конец текста

Предыдущий текст

Источник текста

Вам может быть интересно:

воскресные школы | барсовская палея | устав духовных консисторий | святейшего правительствующего синода | великой пятницы |
Постоянная ссылка: ДУХОВНАЯ КОНСИСТОРИЯ
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера