Если мы своим постом смущаем ближних – 5 советов от епископа Ионы | ...

 001   002   003
В начало текстаВ конец текста
Фото Контакты Если мы своим постом смущаем ближних – 5 советов от епископа Ионы Добавить комментарий Какой прок от нашего поста, если этим мы вызываем смущение, нарушаем заповедь о любви к ближнему? Но какой выход – не поститься? Накопившиеся вопросы мы адресовали наместнику Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископу Обуховскому Ионе.

Мы, в принципе, уже довольно много знаем о постах, различаем степень строгости Петрового и Успенского и вообще стараемся поститься «постом приятным, благоугодным Господеви…» Но вдруг (или вновь – у кого как) возникают ситуации, когда наш «благоугодный» пост почему-то вызывает ропот окружающих. «Сколько можно постничать», «так скрупулёзно поститься – это фарисейство», «ты постоянно выпрашиваешь себе послабления поста, это малодушие». Знакомо?

Какой прок от нашего поста, если этим мы вызываем смущение, нарушаем заповедь о любви к ближнему? Но какой выход – не поститься? Накопившиеся вопросы мы адресовали наместнику Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископу Обуховскому Ионе.

Настраивайте ближних с пониманием относиться к вашим убеждениям – Владыка, вот мы начинаем пост, искренне намереваясь провести его со всем усердием, исполнить, по возможности, все церковные предписания, угодить Богу. Но для наших ближних это выглядит как буквоедство, фарисейство. Как поститься в этом случае, неужели прятаться? – Прежде всего, необходимо учитывать конкретную ситуацию: в каком статусе наши ближние, в каком статусе мы по отношению к ним, насколько вообще уместно проявлять излишнее рвение к посту, их тем самым обременяя.

Все четыре поста даны нам не для того только, чтобы воздерживаться от пищи. Пост предполагает, прежде всего, уклонение от греха, максимальное сосредоточение, внимание к себе, и ограничение в еде является лишь средством для этого. И чтобы мы могли преуспеть в воздержании от грехов, связанных с нашей плотью, Церковь на время поста установила определенный режим питания. Конечно, его легче соблюдать, находясь в монастыре, когда готовится только постная пища, или в семье, в которой все воцерковлены и постятся.

Но бывают и ситуации, когда отношение к посту у членов семьи разное. В таком случае самым правильным, на мой взгляд, будет настраивать своих родных, чтобы они с пониманием и любовью относились к вашим убеждениям. Чтобы знали, для чего вы поститесь, как для вас это важно. В таком случае споров, как правило, не возникает.

К тому же нельзя сказать, что постная пища является какой-то ущербной или безвкусной, всегда можно приготовить постное, которое с удовольствием будут есть все. Знаю такие случаи, что вся семья постится, когда только кто-то из её членов воцерковлен.

Будьте готовы потерпеть ради Господа Но порой возникают конфликты и недопонимание. В любом случае, нужно советоваться со своим духовником, который знает о вашей семейной ситуации, о ваших взаимоотношениях с ближними, и вместе с ним принимать решение.

На мой взгляд, если кто-то категорически настроен против того, что мы постимся, это не повод оставить пост. Если «в малом не будем верны», как «большее нам доверят»? Если в угоду нецерковным людям решим для себя: ладно, буду питаться как все, – где гарантия, что затем не последуют дальнейшие шаги усугубления такого, казалось бы, незначительного отступления?

Сейчас модно манипулировать словом «любовь» и им оправдывать любое послабление. Но не о такой любви говорят святые отцы, не о ней учит Христос.

В известной книге «Лествица» любовь является последней, 30-й ступенью длинного аскетического пути. Преподобный Иоанн Лествичник, начиная главу о любви, писал: «Дерзающий говорить о любви дерзает говорить о Боге». Любовь – это совершенство, человек должен пройти от подвига к подвигу, все 29 ступеней, чтобы сметь хотя бы начать говорить о ней.

Сейчас наоборот переставляют ее на первую ступеньку и учат, что главное – быть дружелюбным, ладить с окружающими, и это уже и есть та любовь, о которой говорил Христос и святые отцы. Но это вовсе не так, это не Христова любовь, а гуманизм.

Многие авторы пишут, что нужно идти навстречу своим нецерковным родным и питаться вместе с ними, чтобы не вызывать раздражения. Мне кажется, это неправильно. Всё же должен присутствовать некий аскетизм, воздержание ради имени Христова. «Будете ненавидимы всеми имене Моего ради» – так сказал Господь. Действительно, ради Христа нужно что-то и терпеть.

Поэтому будьте готовы потерпеть. Если в вашей семье не постятся, готовьте себе отдельно, покупайте постные продукты, за общим столом ешьте то, что дозволено уставом. Знаю таких людей, которые в подобной ситуации буквально сидят на хлебе и воде, но соблюдают то, что установлено Церковью.

Мы знаем: всё возможно верующему.

 001   002   003
В начало текстаВ конец текста

Предыдущий текст

Источник текста

Вам может быть интересно:

феофан прокопович | прокопия устюжского | иван прокопьев прокофьев конюховский | прокопий кесарийский | прокл иларий |
Постоянная ссылка: Если мы своим постом смущаем ближних – 5 советов от епископа Ионы | Официальный сайт Синодального отдела УПЦ по делам молодежи
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера