КАЛЪАТ-СИМЪАН • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха ...

 001   002   003   004
В начало текстаВ конец текста
Симеон Столпник (Старший) ( ок. 386-459; пам. 1 сент. ) , крупнейший паломнический центр в Сирии ранневизантийской эпохи (общая площадь 11 тыс. кв. м) . Построен во 2-й пол. V в., после смерти прп. Симеона, предположительно между 476 и 490 гг. Расположен в горном массиве, на расстоянии ок. 30 км от Халеба (Алеппо) и в 70 км от Антиохии (ныне Антакья, Турция) . Название К. -С. скорее всего появилось во 2-й пол. X в., когда комплекс был перестроен в приграничную визант. крепость.

Ок. 464 г. мощи прп. Симеона были перенесены из района К. -С. в Антиохию, где в его честь был построен мартирий на средства визант. имп. Льва I, патриарха Мартирия Антиохийского и военного магистра Востока Ардавурия (Ioan. Malal. Chron. P. 369; Evagr. Schol.)

Hist. eccl. I 13; Chron. Pasch. P. 593-594 (. Часть местного населения, в т. ч. монахи окрестных мон-рей, протестовала против перенесения мощей, и патриарху Мартирию потребовалась охрана из 600 солдат во главе с Ардавурием. Вскоре имп. Лев приказал передать мощи св. Симеона в К-поль, но антиохийцы отказались выполнять приказ, ссылаясь на то, что мощи святого - крепость Антиохии. Император был вынужден уступить. Во 2-й пол. V-VI в. прп. Симеон был одним из наиболее почитаемых святых христ. мира. Многие монахи последовали его примеру, и столпничество стало одним из самых распространенных видов аскезы, особенно в Сирии) наиболее известны святые Симеон Столпник (Младший) Дивногорец в Сирии и Даниил Столпник, подвизавшийся близ К-поля (. В Сирии обнаружено неск. десятков столпов этого времени.)

Датировка постройки большого комплекса К. -С. не зафиксирована в письменных источниках и основана на анализе архитектуры и декоративного стиля памятника. Для возведения столь крупного и богато украшенного комплекса была необходима поддержка императора. Поскольку в сер. 60-х гг. V в. мартирий св. Симеона был построен в Антиохии, в первые годы после смерти святого не предполагалось устроение некоего памятного сооружения на месте столпа, где он подвизался. Скорее всего, патроном строительства К. -С. в кон. 70-х - 80-х гг. V в. мог выступить визант. имп. Зинон ( 474-475; 476-491 ) , исавр по происхождению, родом из горных регионов Тавра в Вост. Анатолии, поддерживавший строительство подобных комплексов в др. регионах визант. Востока (базилика св. Сергия в Сергиополе) Эр-Русафе (, Абу-Мина близ Александрии, храм св. Фиды в Мериамлыке) . Вероятно, эта программа создания паломнических центров на визант. Востоке была частью политики утверждения «Энотикона» 482 г. и должна была объединить монофизитов и православных (халкидонитов) , имевших общие места паломничества. Так, по свидетельству Феодорита Кирского, в К. -С. приходили арабы, персы, армяне, грузины, жители Испании, Британии, Галлии и Италии (Theodoret. Hist. rel. 26. 2) .

План центрального комплекса Калъат-Симъана Об истории мон-ря известно крайне мало; его описание Евагрием Схоластиком ( 2-я пол. VI в. ) остается единственным источником, к-рый дает сведения о состоянии комплекса в ранневизант. эпоху (Evagr. Schol.)

Hist. eccl. I 14 (. Евагрий присутствовал на празднике в память св. Симеона, к-рый устраивался в К. -С. ежегодно 1 сент. Торжество проходило в октагональном дворе, в центре к-рого был столп св. Симеона. Входить во двор имели право только мужчины; женщины наблюдали за праздником из окружавших двор базилик. Местные жители и паломники со всей Сирии и из др. регионов обходили вокруг столпа) иногда вместе с вьючными животными (с пением церковных гимнов. Были распространены предания о явлениях св. Симеона в разных частях монастыря, о яркой звезде, которая появлялась во время праздника в верхних окнах стен, окружавших двор. Паломничество в К. -С. приравнивалось по значению к поклонению св. местам в Иерусалиме.)

Как центр паломничества К. -С. существовал в течение всего VI в., однако впосл., видимо, был заброшен, как и бóльшая часть монашеских комплексов Сев. Сирии, к-рые пострадали от войн между Византией, Ираном и арабами в 1-й пол. VII в., а затем, лишившись материальной поддержки и притока паломников, постепенно запустели. В хронике яковитского патриарха Михаила Сирийца (Великого) (XII в.) сообщается о том, что в 638 г., на праздник св. Симеона, в К. -С. неожиданно вторглись арабы и захватили множество мужчин, женщин и детей. Хронист объясняет это событие наказанием за грехи: вместо того чтобы поститься и петь псалмы во время праздника, христиане предпочитали пить, танцевать и веселиться (Mich. Syr.)

Chron. Vol. 2. P. 422 (. В VII-IX вв. о состоянии монастыря ничего не известно. В одной из сирийских надписей, обнаруженных в К. -С., сообщается о строительных работах, проведенных в 901 2 г., при игум. Шауми) Jarry. 1966. P. 106 (. Известна араб. рукопись) Sinait.
 001   002   003   004
В начало текстаВ конец текста

Источник текста

Вам может быть интересно:

план центрального комплекса калъат-симъана | центральный октагон | фасад центрального комплекса | епифанием схоластиком | сократом схоластиком |
Постоянная ссылка: КАЛЪАТ-СИМЪАН • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, мобильная версия
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера