Источник текста

КАЛЪАТ-СИМЪАН • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, мобильная версия


Симеон Столпник (Старший) ( ок. 386-459; пам. 1 сент. ) , крупнейший паломнический центр в Сирии ранневизантийской эпохи (общая площадь 11 тыс. кв. м) . Построен во 2-й пол. V в., после смерти прп. Симеона, предположительно между 476 и 490 гг. Расположен в горном массиве, на расстоянии ок. 30 км от Халеба (Алеппо) и в 70 км от Антиохии (ныне Антакья, Турция) . Название К. -С. скорее всего появилось во 2-й пол. X в., когда комплекс был перестроен в приграничную визант. крепость.

Ок. 464 г. мощи прп. Симеона были перенесены из района К. -С. в Антиохию, где в его честь был построен мартирий на средства визант. имп. Льва I, патриарха Мартирия Антиохийского и военного магистра Востока Ардавурия (Ioan. Malal. Chron. P. 369; Evagr. Schol.)

Hist. eccl. I 13; Chron. Pasch. P. 593-594 (. Часть местного населения, в т. ч. монахи окрестных мон-рей, протестовала против перенесения мощей, и патриарху Мартирию потребовалась охрана из 600 солдат во главе с Ардавурием. Вскоре имп. Лев приказал передать мощи св. Симеона в К-поль, но антиохийцы отказались выполнять приказ, ссылаясь на то, что мощи святого - крепость Антиохии. Император был вынужден уступить. Во 2-й пол. V-VI в. прп. Симеон был одним из наиболее почитаемых святых христ. мира. Многие монахи последовали его примеру, и столпничество стало одним из самых распространенных видов аскезы, особенно в Сирии) наиболее известны святые Симеон Столпник (Младший) Дивногорец в Сирии и Даниил Столпник, подвизавшийся близ К-поля (. В Сирии обнаружено неск. десятков столпов этого времени.)

Датировка постройки большого комплекса К. -С. не зафиксирована в письменных источниках и основана на анализе архитектуры и декоративного стиля памятника. Для возведения столь крупного и богато украшенного комплекса была необходима поддержка императора. Поскольку в сер. 60-х гг. V в. мартирий св. Симеона был построен в Антиохии, в первые годы после смерти святого не предполагалось устроение некоего памятного сооружения на месте столпа, где он подвизался. Скорее всего, патроном строительства К. -С. в кон. 70-х - 80-х гг. V в. мог выступить визант. имп. Зинон ( 474-475; 476-491 ) , исавр по происхождению, родом из горных регионов Тавра в Вост. Анатолии, поддерживавший строительство подобных комплексов в др. регионах визант. Востока (базилика св. Сергия в Сергиополе) Эр-Русафе (, Абу-Мина близ Александрии, храм св. Фиды в Мериамлыке) . Вероятно, эта программа создания паломнических центров на визант. Востоке была частью политики утверждения «Энотикона» 482 г. и должна была объединить монофизитов и православных (халкидонитов) , имевших общие места паломничества. Так, по свидетельству Феодорита Кирского, в К. -С. приходили арабы, персы, армяне, грузины, жители Испании, Британии, Галлии и Италии (Theodoret. Hist. rel. 26. 2) .

План центрального комплекса Калъат-Симъана Об истории мон-ря известно крайне мало; его описание Евагрием Схоластиком ( 2-я пол. VI в. ) остается единственным источником, к-рый дает сведения о состоянии комплекса в ранневизант. эпоху (Evagr. Schol.)

Hist. eccl. I 14 (. Евагрий присутствовал на празднике в память св. Симеона, к-рый устраивался в К. -С. ежегодно 1 сент. Торжество проходило в октагональном дворе, в центре к-рого был столп св. Симеона. Входить во двор имели право только мужчины; женщины наблюдали за праздником из окружавших двор базилик. Местные жители и паломники со всей Сирии и из др. регионов обходили вокруг столпа) иногда вместе с вьючными животными (с пением церковных гимнов. Были распространены предания о явлениях св. Симеона в разных частях монастыря, о яркой звезде, которая появлялась во время праздника в верхних окнах стен, окружавших двор. Паломничество в К. -С. приравнивалось по значению к поклонению св. местам в Иерусалиме.)

Как центр паломничества К. -С. существовал в течение всего VI в., однако впосл., видимо, был заброшен, как и бóльшая часть монашеских комплексов Сев. Сирии, к-рые пострадали от войн между Византией, Ираном и арабами в 1-й пол. VII в., а затем, лишившись материальной поддержки и притока паломников, постепенно запустели. В хронике яковитского патриарха Михаила Сирийца (Великого) (XII в.) сообщается о том, что в 638 г., на праздник св. Симеона, в К. -С. неожиданно вторглись арабы и захватили множество мужчин, женщин и детей. Хронист объясняет это событие наказанием за грехи: вместо того чтобы поститься и петь псалмы во время праздника, христиане предпочитали пить, танцевать и веселиться (Mich. Syr.)

Chron. Vol. 2. P. 422 (. В VII-IX вв. о состоянии монастыря ничего не известно. В одной из сирийских надписей, обнаруженных в К. -С., сообщается о строительных работах, проведенных в 901 2 г., при игум. Шауми) Jarry. 1966. P. 106 (. Известна араб. рукопись) Sinait. arab. 330 (, переписанная в К. -С. в X или XI в. Тадросом, сыном Юсуфа бен Джабра. В 965-966 гг., во время мятежа антиохийцев против власти Хамданидов, в монастыре нашел убежище правосл. Антиохийский патриарх Христофор) Zayat. 1952. P. 336 (. Его ученик анба Григорий Старший занимал пост настоятеля К. -С. и встречался с визант. полководцем, а впосл. императором Никифором Фокой, который в 60-х гг. X в. освободил от мусульман часть Сев. Сирии) Ibid. P. 364 (. При патриархе Христофоре мон-рь был обновлен и превращен в крепость) Jarry. 1966. P. 107-108 (; его территорию обнесли стеной, частично сооруженной из остатков ранневизант. построек, поскольку К. -С. оказался в приграничной зоне между владениями Византии и мусульм. эмиров. В этот период как действующий храм использовалась лишь вост. базилика комплекса, к-рая была отремонтирована в 979 г., при игум. Феодоре) варианты имени: Феодот, Феодул (, о чем говорит мозаичная напольная греко-сир. надпись в базилике) Nasrallah.

1970. P. 337 (. По свидетельству арабо-христианского хрониста Яхьи Антиохийского) XI в. (, в 985 г. алеппский эмир Каргуя с отрядом разорил мон-рь и вырезал большую часть монахов, а жители-христиане близлежащих деревень, к-рые пытались укрыться в К. -С., были отправлены в Алеппо в качестве военных трофеев) Розен. 1883. С. 19-20 (. В 1017 г. отряды фатимидских войск из Алеппо вновь дважды разорили обитель) Там же. С. 58 (. Полуразрушенный К. -С. более никогда не отстраивался, но, возможно, еще нек-рое время продолжал существовать. Он окончательно запустел не позже XII в. : арабский путешественник этого столетия аль-Харави описывал монастырь как огромные развалины, «подобных которым нет в мире») Haraw. 1953. P. 5 (. Крестоносцы, обеспечившие посещение св. мест Палестины паломниками из Европы в XII - сер. XIII в., регионом К. -С. уже не интересовались. Архитектура К. -С. выстроен из хорошо отполированных крупных квадров местного базальта. Его длина 94 м, ширина 81 м, общая площадь комплекса 5 тыс. кв. м, он мог вместить до 10 тыс. чел. Постройка представляет собой 4 крестообразно поставленные базилики, средокрестие к-рых занимает просторный октагон с диагонально расположенными экседрами. Октагон служит своего рода атриумом для всех 4 базилик. В его центре находился столп св. Симеона высотой 40 локтей) 16-18 м (. Очертания октагона формируются угловыми опорами из легких устоев, фланкируемых колоннами на пьедесталах. От одной опоры к другой перекинуто 8 арок; стены же граней октагона практически отсутствуют. На пересечении стен базилик располагаются экседры, к-рые раскрываются арками в пространство октагона, создавая пластические композиции, из октагона одновременно видны экседры и боковые нефы базилик. Пространство октагона не закрывалось от базилик дверными перегородками.)

Центральный октагон В науке выдвигались гипотезы о возможном деревянном перекрытии центрального октагона (Krautheimer.)

1986. P. 157, 500 (или о полностью открытом пространстве. Евагрий Схоластик, видимо неоднократно посещавший К. -С. во 2-й пол. VI в., указал, что столп стоял посреди открытого двора, и это может служить подтверждением 2-й гипотезы. Облицовка октагона из базальтовых квадров, контрастировавших с аккуратно выложенной облицовкой в технике opus sectile в вост. базилике, указывает, что поверхность была открытой и подвергалась влиянию климатических условий) Tchalenko.

1953. P. 268 (. А. Л. Якобсон) 1983 (считает, что октагон диаметром 28 м слишком велик даже для деревянного перекрытия. По его мнению, прообразом такого открытого пространства мог быть атриум в форме гексагона при храме Юпитера в Баальбеке) Ливан; II-III вв. по Р. Х. (. Подобный открытый октагон в VI в. существовал в ц. Миджлея в Апамее.)

Базилики К. -С. имеют одинаковую 3-нефную структуру, примерно равны по ширине, но их длина, число колонн и промежутки между ними, внешний и внутренний декор различаются. В каждой базилике было по 6 пар ( 7 - по Х. Батлеру ) колонн, продольный ритм к-рых усиливался дополнительными пилястрами, примыкающими к внутренним поверхностям фасадных стен и угловым опорам октагона. Расстояние между колоннами, как и во мн. сир. храмах, разное (по М. де Вогюэ, среднее - 3, 69 м; по Батлеру - 3, 5 м) . Перемычки между колоннами были скорее всего арочными. Вост. базилика была крупнее и включала 9 пар колонн. Она отклонена от главной оси комплекса, следует более точной ориентации на восток, к-рая несколько нарушена в общей планировке К. -С., что может указывать на более поздний период ее возведения. Вост. базилика имеет 3 выступающие апсиды (центральная крупнее боковых) и 2 внешние квадратные пристройки по бокам алтаря (пастофория) , возможно, это была церковь, в то время как остальные базилики предназначались для размещения паломников.

Комплекс имел много входов для паломников - 18. Главный располагался по фасаду юж. базилики, что соответствовало более ранней сир. храмовой традиции. Ступенчатый подъем вел к порталу, оформленному в виде триумфальной арки, повторяющей триумфальную арку в оформлении апсид вост. базилики. Она завершалась 3 треугольными фронтонами. В главный неф юж. базилики вели 2 входа, что также соответствовало ранней сир. традиции, где разделялись проходы в храм для мужчин и женщин, хотя в К. -С. это правило соблюдать было скорее всего крайне сложно. По фасадам сев. и зап. базилик 3 дверных проема вели в каждый из 3 нефов. Помимо дверных проемов по фасадам были дополнительные входы во всех боковых стенах: по 3 входа - в южной базилике, по 2 входа - в остальных. Проемы оформлялись небольшими 2-колонными портиками с сегментными фронтонами либо внешней колоннадой. Базилики, возможно, имели верхний ряд окон (клеристорий) , от к-рого сохранились лишь 4 окна по юж. фасаду и 4-скатные деревянные перекрытия.

Юж. фасад центрального комплекса Поверхность стен базилик делилась на 2 зоны мощными карнизами: один проходил примерно посередине стены, а другой оформлял ее верхнюю часть и поддерживал перекрытие. Крупный выступающий профиль карнизов образовывал своеобразную полочку. Нижняя, меньшая часть стены была оставлена без декора и имитировала высокий подиум, традиционный для рим. архитектуры. Окна с полукруглым верхом опирались на нижний карниз и были расположены по всему внешнему периметру комплекса в верхней части стен на одном уровне. Окна находились симметрично по 2 между дверями. Дополнительные сегментные окна держались на дверных перемычках.

И оконные и дверные проемы с внешней стороны оформлены сложнопрофилированной тягой, которая объединяет неск. разных профилей и напоминает антаблемент ионического ордера с несколькими уступами, но в данном варианте количество уступов было увеличено, профили варьировались, а линия выходила далеко за пределы горизонтальных ритмов. Эта т. н. сирийская лента была частым элементом декора в храмах Сирии с V в. В К. -С. она огибала полукруглые верхние части окон, сегментные окна над дверями и дверные порталы. В простенках между окнами по боковым стенам базилик она плавно изгибалась под прямым углом, оставляя часть стены свободной. В эти узкие пространства вставлялись небольшие ниши с полукруглыми завершениями, внутри к-рых были установлены рельефные кресты. В простенках между верхними окнами по юж. фасаду (остатки клеристория) линия тяги создает нижнюю дугу. Вероятно, весь верхний ярус окон оформлялся подобным же образом по контрасту с более строгим геометричным декором нижнего яруса. Композиции из 3 окон с полукруглыми завершениями и круглым окном (окулосом) , также подчеркнутые «сирийской лентой», украшали фронтоны на фасадах базилик. Та же «лента» появлялась в оформлении внешнего периметра алтарных апсид. Ее линия была практически непрерывна, за исключением тех мест, к-рые попадали под дверные порталы. Она переходила с одной стены на другую, объединяя декоративные элементы в единую группу. Обилие больших и малых полукруглых форм создавало особое ритмическое созвучие, которое подчеркивалось множеством мелких профилей.

Вид на алтарную часть вост. базилики Колончатый пояс был вынесен в К. -С. на фасад центральной апсиды вост. базилики. Он состоял из 2 ярусов выступающих колонок с капителями: в нижнем ярусе они опирались на пьедесталы, в верхнем - на раскрепованный антаблемент. Мощные импосты и ряд арочек с разными по декору импостами, напоминающими крепостные машикули, завершали 2-й ряд. Каждый 2-й из них опирался на колонки, а остальные были декоративными. Полуколонки украшали полукруглые формы экседр на пересечении базилик в экстерьере и простенки между окнами клеристория в интерьере (по реконструкции Батлера) , а также экстерьер юж. фасада. Этот прием часто использовали в V в., в т. ч. в храме Кальб-Лузе, мон-ре Басуфан, базиликах Фоки и Аршине. В отличие от «сирийской ленты» обилие полуколонок и пилястр характерно для построек, выполненных по канонам греко-рим. архитектуры. В К. -С., т. о., органично сочетались новые византийские веяния и классические античные устои.

Пространство интерьера базилик хорошо освещалось. Искусная резьба дополняла декор фасадов. Рельеф в виде «сирийской ленты» из сочетания нескольких профилей над арочными проемами подчеркивал вертикальные ритмы пилястр под арками и угловых опор октагона. В отличие от экстерьера профили здесь дополнены обильным декором с рядами всевозможных плетенок и растительными орнаментами в виде аканфовых и лавровых листьев, волнообразно вьющихся стеблей с зубчатыми листочками, бусин, веночных плетений. Горельефный пояс в виде малых арочек украшал триумфальную арку конхи апсидального полукружия. Апсиды являлись средоточием декоративных элементов всего комплекса. У пят некоторых арок профильная лента имела «отвороты» в виде волют, что встречалось и в др. сир. храмах ( Дейр-Сета, Бакирха ) . Неск. колонн и пилястр венчали коринфские капители с развевавшимися от «неземного» ветра листьями аканфа. Подобная форма капителей была довольно необычной даже в сирийских храмах и использовалась только в вост. базилике в Бакирхе, в Дар-Кита. В VI в. этот мотив появился в постройках К-поля, региона Эгейского м. и Италии (собор Св. Софии в К-поле, базилики св. Димитрия и Св. Софии в Фессалонике, базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне) . Наряду с подобными капителями в К. -С. были и простые коринфские капители с жестким аканфом, и псевдоионические - со схематизированными волютами и с мотивом креста между ними. Четкого распределения капителей не было, хотя капители с развевавшимся аканфом чаще встречались в октагоне, а простые - в базиликах.

Т. о. являясь крупнейшим проектом своего времени, К. -С. внес существенные новшества в развитие христ. архитектуры в Сирии и во всем Средиземноморье. Главной ценностью его композиции стал опыт соединения центрической (октагон) и базиликальной форм культового здания. К. -С. был одним из звеньев на пути формирования концепции центрических купольных храмов, появившихся в Византии в VI в. Кроме того, декор К. -С. оказал большое влияние на развитие архитектурного стиля в Сирии и Палестине. Сир. зодчие во многом ориентировались на классическую архитектуру: выбор сухой техники кладки, подъем здания на подиум, выравнивание квадров стен почти до идеально гладкой поверхности, обильное использование колонок и капителей. Свободно располагавшаяся «сирийская лента» и коринфские капители с развевавшимися листьями создали особенное, свойственное только сирийской архитектуре сочетание логики и иррациональности. Это своего рода отход от принципов античной архитектуры, в к-рой все декоративные детали были в значительной степени подчинены стоечно-балочной системе.

Рядом с центральным комплексом в К. -С. расположен небольшой баптистерий, представляющий собой октагон (диаметр 8, 1 м) , заключенный в базилику. С сев. и юж. сторон в здание вели лестничные пролеты. В его центральной апсиде находилась крестильня в виде небольшого крестообразного углубления. Ее оформление проще, хотя в нем также использовалась «сирийская лента». В верхней части каждую грань октагона прорезало окно. По 3 вост. граням расположены узкие и высокие апсиды. Их ниши ориентированы по центру октагона, их оси совпадают с радиусами. Окна в апсидах располагались строго по оси «восток-запад», из-за чего они прорезали стены под косым углом и их очертания несколько искажены. Подобная особенность встречается в архитектуре М. Азии (ц. Бинбир-килисе, ок. 600; базилика на о-ве Ая-Никола) Гемилер ( , VI-VII вв. ) .

У зап. подножия холма, на котором расположен К. -С., находится дер. Дейр-Симъан ( бывш. греч. название - Теланисс ) , возникшая как центр приема паломников, большая часть к-рого состояла из гостиниц разных видов и классов. В поселении и рядом с ним обнаружено неск. храмов и мон-рей, улицы и лавки, где паломники могли покупать продукты и сувениры, а также остатки столпа неизвестного подвижника нач. VI в. ( Pe ñ a, Castellana, Fernandez. )

1975. P. 147-155 (. В V-VI вв., когда еще продолжалась борьба христианства и античных культов, К. -С. противостоял местному языческому святилищу Зевса Мадбаха и Селамана, располагавшемуся на вершине горной гряды, на склоне которой находился К. -С.)

Исследование и реставрация В 1861 г. К. -С. посетил брит. археолог У. Г. Уоддингтон и назвал эти руины «самыми прекрасными в мире». Первые исследования К. -С. были проведены в 60-70-х гг. XIX в. М. де Вогюэ, к-рый обмерил памятник. Его сведения корректировались и дорабатывались Х. Батлером и Э. Парком в 20-х гг. XX в. Они уточнили мн. размеры и предложили первые реконструкции, основываясь на находках внутри и снаружи здания и на сравнениях с сохранившимися памятниками Сев. Сирии. Труд Батлера лег в основу реставрации памятника в XX в., которая позволила восстановить оригинальное положение большинства найденных на территории комплекса каменных деталей. В 2011 г. К. -С. был внесен в список памятников, охраняемых ЮНЕСКО. Ист. : Theodoret. Hist. rel. 26. 2; Evagr. Schol.

Император Василий Болгаробойца: Извлеч. из летописи Яхъи Антиохийского. СПб., 1883. С. 19-20, 58; Zayat H., é d. Vie du patriarche melkite dAntioche Christophore (967) par le protospathaire Ibrahîm b. Yuhanna: Document inédit du Xe siècle Proche-Orient Chrétien. Jérusalem, 1952. T. 2. Р. 336, 364; Haraw, al-. Guide des lieux de pèlerinage Ed. J. Sourdel-Thomine. Damas, 1953. P. 5 (на араб. яз.) . Лит. : De Vog üé M. Syrie centrale: architecture civile et religieuse du I au VIIe siècle. P., 1877. T. 2; Butler H. Ch.

Les villages antiques de la Syrie du Nord. P., 1953. Vol. 1. P. 205-276; 1958. Vol. 3. P. 124; Jarry J. Trouvailles épigraphiques à Saint-Syméon Syria. P., 1966. T. 43. Pt. 1 2. P. 105-115; Nasrallah J.

Le couvent de Saint Siméon lAlépin: Témoignages littéraires et jalons sur son histoire PdO. 1970. Vol. 1. P. 327-356; idem. Convents de la Syrie du Nord portant le nom de Siméon Syria. 1972. T. 49. Pt. 1 2. P. 127-159; idem. Histoire. Vol. 3. T. 1. P. 67; Pe ñ a I., Castellana P., Fernandez R.

Die Formgebung der Apsisdekoration in Qalbloze und Qalat Siman JAC. 1977. Bd. 20. S. 181-191; Restle M. Kalaat Seman RBK. 1978. Bd. 3. S. 853-892; Deichmann F. Qalb Lo ze und Qal‘at Sem‘a n: die besondere Entwicklung der nordsyrisch = spaetantiken Architektur. Münch., 1982. S. 3-40. ( SBA; Heft 6 ) ; Якобсон А. Л.

Qal‘at Seman: A Frontier Fort of the Xth and XIth Cent. Armies and Frontiers in Roman and Byzantine Anatolia: Proc. of a Colloquium Held at University College, Swansea, in Apr. 1981 Ed. S. Mitchell. Oxf., 1983. P. 291-303; Krautheimer R.

Early Christian and Byzantine Architecture. New Haven, 19864. P. 143-156; Biscop J. -L., Sodini J. -P.

Travaux à Qal‘at Sem‘an Actes du XIe Congr. Intern. dArchéologie Chrétienne. R., 1989. Vol. 2. P. 1675-1693; ODB. Vol. 3. P. 1763; Sodini J. -P.

Qal‘at Sem‘an: Ein Zentrum des Pilgerwesens Syrien: Von den Aposteln zu den Kalifen Hrsg. E. M. Ruprechtsberger. Linz, 1993. S. 128-143; idem. Qal‘at Sem‘an: quelques données nouvelles Akten des XII. Intern. Kongr. für Christliche Archäologie, Bonn 22-28 Sept. 1991 Hrsg. J. Engemann, E. Dassmann. Vat. ; Münster, 1995. P. 348-368; Butcher K.

Qalat Seman and Resafa-Sergiupolis: Two Early Byzantine Pilgrimage Centers in Northern Syria Byzantino-Nordica 2004: Papers Presented at the Intern. Symp. of Byzantine Stud., 7-11 May 2004, Tartu, Estonia Ed. I. Volt, J. Päll. Tartu, 2005. P. 52-72; Biscop J. -L.

The «Kastron» of Qal‘at Sim‘a n Muslim Military Architecture in Greater Syria: From the Coming of Islam to the Ottoman Period Ed. H. Kennedy. Leiden; Boston, 2006. P. 75-83.
Предыдущая страница

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

КАЛУТИНСКИЕ МУЧЕНИКИ • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси ... | КАЛЪАТ-СИМЪАН • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, ... |
АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ... на rss-канал мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ печать библиотека Т. 1, С. 559 опубликовано: 7 ноября 2007г. АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 1 сент.) . Исторических сведений об А. и. не сохранилось; время ее явления неизвестно. Изображения имеются лишь на поздних гравюрах и минейных иконах, в частности на иконе «Минея годовая с чудотворными иконами Богоматери» 2-й пол. XIX в. (ГТГ) , а также на аналогичной иконе XIX в. из мон-ря Симонопетра на Афоне. Богоматерь А. представлена с младенцем, сидящим на Ее ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: КАЛЪАТ-СИМЪАН • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, мобильная версия
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"