Внутреннее убранство храма | ХРАМ ПОЧАЕВСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ...

  001   002   003  004   005   006   007   008   009   010
В начало текстаВ конец текста
Смысл этот заключен в словах Самого Христа, сказавшего ученикам и народу: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» ( Ин. 12, 32 ) . Первый, древний вид Распятия как раз являет нам образ вознесенного на Крест Сына Божия, распростершего руки в объятии, в которое призывается и привлекается весь мир.

Сохраняя образ страдания Христа, такой вид Распятия в то же время удивительно точно передает догматическую глубину его смысла. Христос в Своей Божественной любви, над которой смерть не властна и которая, страдая, не страдает в обычном смысле, простирает к людям со Креста Свои объятия. Поэтому Тело Его не висит, а торжественно покоится на Кресте. Здесь Христос, распятый и умерший, удивительным образом жив в самой смерти Своей. Это глубоко соответствует догматическому сознанию Церкви. Привлекающее объятие Христовых рук объемлет всю Вселенную, что особенно хорошо представлено на старинных бронзовых Распятиях, где над главою Спасителя, в верхнем конце Креста, изображается Святая Троица, или Бог Отец и Бог Дух Святый в виде голубя, в верхней короткой перекладине — приникшие ко Христу ангельские чины; у правой длани Христа изображается солнце, а у левой — луна. Под подножием Креста изображена покоящаяся голова (череп) Адама, грехи которого Христос омыл Своею Кровью, а еще ниже, под черепом, изображено то древо познания добра и зла, которое принесло смерть Адаму и в нем всем его потомкам. Этому древу и противопоставлено теперь древо самого Креста, оживотворяющее собой и дающее вечную жизнь людям. Пришедший во плоти в мир ради крестного подвига Сын Божий таинственно объемлет Собою и проникает Собою все области бытия Божественного, небесного и земного, исполняет Собою все творение, всю Вселенную. Такое Распятие со всеми его изображениями открывает символический смысл и значение всех концов и перекладин Креста, помогает уяснить те многочисленные толкования Распятия, которые содержатся у святых отцов и учителей Церкви, делает понятным духовное значение тех видов Креста и Распятия, на которых нет столь подробных изображений.

Запрестольный Крест бывает и восьмиконечным, но чаще четырехконечным с удлиненной вниз вертикальной перекладиной. На нем изображено Распятие, причем на поперечной перекладине вблизи дланей Спасителя в медальонах иногда помещаются образы Богоматери и Иоанна Богослова, предстоявших у Креста на Голгофе.

В верхней части алтарной абсиды помещается образ Богоматери «Знамение», или «Нерушимая Стена», как на мозаике киевского Софийского собора.

В средней части центрального полукружия алтаря за Горним местом с древнейших времен принято было помещать образ Евхаристии — Христа, преподающего причастие святым апостолам, или образ Христа Вседержителя, восседающего на троне. Слева от этого образа, по северной стене алтаря последовательно помещаются образы Архангела Михаила, Рождества Христова (над жертвенником) , святых литургистов (Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Двоеслова) , песнописца пророка Давида с арфой.

Слева от Горнего места по южной стене располагаются образы Архангела Гавриила, Распятия Христова, литургистов или вселенских учителей, песнописцев Нового Завета — Иоанна Дамаскина, Романа Сладкопевца и др.

При таком соотношении значений частей храма становится понятным смысл отделения алтаря от средней части: алтарь с самого начала непременно должен быть отделен от нее.

Возвышение алтаря с древности сохраняется до наших дней. Алтарные же преграды претерпели значительное развитие. Смысл процесса постепенного превращения алтарной решетки в современный иконостас состоит в том, что примерно с V-VII вв. алтарная преграда-решетка, являвшаяся символом отдельности Бога и Божественного от всего тварного, превращается постепенно в символ-образ Небесной Церкви во главе с ее Основателем — Господом Иисусом Христом. Это и есть иконостас в его современном виде. Иконостас обращен своей лицевой стороной, иконами к средней части храма, носящей название церковь.

Святые образы иконостаса закрывают алтарь от верующих, и это означает, что человек не всегда может общаться с Богом прямо и непосредственно. Богу благоугодно было положить между собою и людьми сонм своих избранных и прославленных посредников.

Иконостас устраивается следующим образом. В центральной его части помещаются Царские врата — двустворчатые, особо украшенные двери, расположенные напротив престола. Они называются так потому, что через них в Святых Дарах исходит Царь Славы Господь Иисус Христос для преподания причастия людям во время входов с Евангелием и на великом входе за литургий в предложенных, но еще не пресуществленных Честных Дарах.

При богослужении в иконостасе открываются Царские (Главные, центральные) врата, давая возможность верующим созерцать святыню алтаря престол и все происходящее в алтаре. На пасхальной неделе все алтарные двери бывают постоянно открыты в течение семи дней. Кроме того, Царские врата, как правило, делаются не сплошными, а решетчатыми или резными, так что при отдернутой завесе этих врат верующие могут отчасти прозревать внутрь алтаря даже в такой священный момент, как пресуществление Святых Даров.

Иконостас устраивается следующим образом. В центральной его части помещаются царские врата — двустворчатые, особо украшенные двери, расположенные напротив престола.
  001   002   003  004   005   006   007   008   009   010
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

епископ домодедовский иоанн возглавил богослужение день престольного праздника одного приделов храма архангела михаила чуда его хонех былове | собор святых иаковов престол имя иакова брата господня престол имя пресв богородицы престол имя иоанна крестителя 5.придел иакова зеведеева придел свт макария иерусалимского церковь эчмиадзин алтарь эчмиадзин престол синая церковь имя первмч стефана | воскресное архиерейское богослужение никольском храме с.пологи освящение куполов строящегося храма с.константиновке пологовщине | свт кирилл александрийский изображение столбике царских врат 1558 иконостас придела рождества пресв богородицы софийского собора новгороде | день престольного праздника храме воздвижения креста господня чистом вражке состоялось архиерейское богослужение |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Внутреннее убранство храма | ХРАМ ПОЧАЕВСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ЧЕРТАНОВЕ ЮЖНОМ
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера