Стихи духовные - читать, скачать - профессор Георгий Петрович Федотов

  021   022   023   024   025   026   027   028   029   030  031   032   033   034   035   036   037   038   039   040   041
В начало текстаВ конец текста
(I, 517) Впрочем, «веровать» здесь значит чтить или даже праздновать имя святого.

Я не раз Егорию буду в году веровать, Я не раз ему в году, два раза. (I, 524) А рассердившийся на Николу отец Василия Не стал веровать в святого Миколу 176. (I. 560) Если первенствующее значение святого в стихе, ему не посвященном, не требует объяснений, то особое значение св. Николая видно из того, что почитание его подчеркивается в стихе о Егории. Среди христианских «распятых» богов Елисавы он стоит даже прежде Св. Троицы: Помолилась девица Миколы да Троицы, Пресвятой Богородицы. (I, 506) Ее небесный освободитель Егорий приказывает ей построить три церкви, во имя трех небесных сил; одно имя колеблется в разных вариантах. Это имя Богородицы или Христа (Господь Распятый или Спас Пречистый) , но два других постоянны: Егорий и Микола. (Лишь один вариант заменяет Николу Троицей.) В стихах о Николе и Василии певец пытается объяснить это особое положение Николы среди святых: Микола чудотворец Богом силен, Он всем святым помощник. (I, 565, 560, 572) Но эта правильная и повторяющаяся в большинстве вариантов формула: Микола святитель Богом силен иногда искажается: Авось Никола с Богом силен. ( Вар., 87 ) Еще немного – и сам Никола рискует стать Богом, как в следующем торжественном восклицании: Святитель Микола, силен Бог наш (I, 565) И, описывая освобождение Миколой отрока Василия, певец выбирает такие выражения, которые приличествуют действию высших божественных сил: Повставала небесная сила, Разрушила белы-каменны палаты, Святым духом Василия подымала. Или иначе: В то время находила на Василия Божия воля, Поднимало Василия Святым Духом. ( 567, 573; Вар., 92 ) Чертами вездесущия наделяет Миколу и «слава», которую поют ему певцы: Микола, Микола святитель, Можайский, Зарайский, Морям проходитель, Землям исповедник. А знают Миколу Неверныя орды.

А ставят Миколе Свечи воску яры, Кануны медвяны, А ему свету слава, Слава держава Во всю его землю, Во всю подселенну, Слава доныне И веки, аминь 177. Святой Димитрий Солунский не притязает в сознании народного певца на высоту Миколы и даже Егория, но его стих драгоценен конкретными чертами, показывающими, как представляет народ посмертную жизнь святого. Егорий не связан ни с каким местом или храмом. Никола лишь изредка именуется Барградским 178. Его вездесущая сила проявляется в иконе. Но святой Димитрий тесно связан с родным своим городом Солунем. Все книжные люди Древней Руси помнили его чудеса по обороне Солуня от язычников. Для них Димитрий был учителем любви к родине, который готов ослушаться Божией воли и потерять вечную жизнь, чтобы спасти свой град. Об этом его героическом непослушании прикровенно поется и в стихе. Два ангела являются в Салым-град к чудотворцу: Повелел тебя Владыко на небеса взяти, Хочет тебя Владыка исцелити и воскресити.

А Салым град разорити и победити. (I, 588) Димитрий отвечает ангелам: Вольно Богу Владыке Салым град разорити, А меня ему исцелити и воскресити: Я ведь сам давно это спознал и проведал, Что не быть нашему Салыму граду взяту. (I, 588–589) Уже отсюда видно, что живет Димитрий не на небесах, а в своем граде, где покоятся его мощи. Он мыслится отчасти мертвецом, неисцеленным и невоскрешенным. Но это загробное состояние не лишает его сил и способности к подвигам.

Ён ездит по граду, приезжает, Со дву ангелы Христовы хвабрует, Через каменну стену пролетает, Неверную силу побивает. (I, 595) Интересно, что его пребывание связано не с ракою его мощей, а с алтарем храма – с тем запрестольным местом, где мы видели пребывающей Богородицу.

Един человек из-за престола восставает, Пресветлую он ризу облекает, Един он на бела осла садится. (I, 590) С этим, вероятно, связано и то, что русских полоняночек небесная сила, перенесшая их на ковре из плена в Солунь, опускает в храм за престолом: Положило их Святым Духом за престолом. (I, 592) Священник, пришедший в храм, Увидел он чудо за престолом.

Спят на ковре две девицы. (I, 592) Этот запрестольный ковер, как восточное ложе, по всей вероятности, мерещится певцу, когда он начинает свой рассказ о бранных подвигах Димитрия: И покидает он ковры сорочинские, Берет он копье булатное. (I, 586) Небезынтересно было бы очертить круг имен тех святых, которых народ особенно чтит. Но духовные стихи дают для этого меньше материала, чем сказочный или обрядовый фольклор. Многие святые воспеваются народом за жалостливую свою судьбу – как Алексей человек Божий или Иосаф-царевич, а не за свою чудотворную мощь или особое положение в небесном мире. К трем вышеуказанным великим святым мы должны присоединить Феодора Тирона, великомученика, особое место которого в церкви утверждено литургикой.
  021   022   023   024   025   026   027   028   029   030  031   032   033   034   035   036   037   038   039   040   041
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

адрианов пошехонский мон-рь литография белоусова рис лазарева 1848 гим | кому повем печаль мою поморского сборника духовных стихов 216 кон xix частное собрание | впервые истории православное богослужение архиерейским чином было полностью совершено белорусском языке | успенский собор новодевичьего мон-ря подклете к-рого 1949 1981 размещался издательский отдел московской патриархии фотография 2009 | бочкарёвы кругу наставников поморской общины сызрани сидят слева бочкарёвы архип афанасьевич александр архипович стоит справа федор архипович фотография 1885 частное собрание |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Стихи духовные - читать, скачать - профессор Георгий Петрович Федотов
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера