Василий Великий, свт. О Крещении | Катехео

  015   016   017   018   019   020   021   022   023   024   025   026   027   028   029   030   031   032   033   034  035 
В начало текстаВ конец текста
Василий, заменяя в данном случае слова апостола Павла «в страхе Божием» на «в любви Божией», очевидно, имеет в виду то положение, что главный смысл христианского совершенства заключается не в страхе, но в любви (см. также: Свт. Василий Великий. Нравственные правила 80, 25; SC. T. 357. P. 245) .

43 То есть без учета тех или иных указанных [должных] моментов, не в соответствии с ними, благодаря чему происходят нарушения и прегрешения. Сами перечисленные категории взяты из традиционной топики риторических школ, ведущей свое начало из сочинений Аристотеля.

44 В данном случае под природой свт. Василий подразумевает правильную, природную естественность сотворенного Богом естества, нарушение которой — грех — оказалось не под силу исправить с помощью самой природы, для чего и потребовалось «сверхприродное вмешательство свыше» — то есть Домостроительство Божиего Промысла и Воплощения (ср. : Свт. Василий Великий. Нравственные правила 26, 2 Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 41–42) .

45 Речь, очевидно, идет о постройке новой Скинии царем и пророком Давидом в Иерусалиме еще до постройки его сыном Соломоном первого храма.

46 Имеется в виду традиционное иудейское храмовое богопочитание начиная с времен Соломона и заканчивая разрушением третьего храма при Тите и Веспасиане.

47 То есть православным христианам. Здесь свт. Василий показывает «динамику» распространения истинного богопочитания начиная с племенной ветхозаветной религии иудейского народа, переходящей во всемирную и универсальную христианскую религию, основываясь при этом на словах Христа самарянке: наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу ( Ин. 4: 21 ) .

48 Здесь свт. Василий, возможно, имеет в виду своего бывшего знакомого малоазийского аскета и богослова Евстафия Севастийского, считавшего допустимым составлять свои богослужебные собрания без приглашения священнослужителей Кафолической Церкви. Против него, в частности, и было составлено 6-е правило Гангрского Поместного Собора 341 г. : «Если кто помимо Церкви составляет особые собрания и, презирая Церковь, хочет совершать то, что принято совершать в Церкви, не имея на то с собой пресвитера по воле епископа, да будет анафема» (SC. T. 357. P. 250) .

49 Данное пророчество Малахии св. Василий, как, например, еще ранее св. Ириней Лионский («Против ересей» IV, 29) , понимает в евхаристическом смысле (SC. T. 357. P. 251) .

50 Ср. : «Когда же что делается или не тем лицом, или не вовремя, то не бывает уже благоугодным Богу» (Свт. Василий Великий. Правила, кратко изложенные, 276 Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 307) .

51 Ср. : Свт. Василий Великий. Нравственные правила 18, 2 Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 34.

52 Данное выражение в отношении людей встречается не только у свт. Василия, но и у св. Иринея Лионского («Против ересей» IV, 41) и у Феодора Мопсуэстийского («Вторая беседа о Крещении», 8) ( см. : SC. T. 357. P. 272–273 ) .

53 Данные три категории людей можно свести к двум: первая будет включать в себя приносящих плоды: одних — добра в угождении Богу, других — зла; вторая же — бесплодных, не творящих ни того ни другого (SC. T. 357. P. 274) .

55 Ср. : Свт. Василий Великий. Правила, кратко изложенные 18; 64 Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 230, 242–243.

56 В тексте SC. Т. 357. P. 282 вместо этого слова стоит, которое можно было бы перевести как «унаследовать».

58 Данное упоминание, по мысли французских издателей трактата «О Крещении», представляется важным для установления авторства и датировки этого сочинения, ибо в нем упоминаются в качестве «вопроса» «Правила, кратко изложенные», 64 св. Василия. И в целом между этими двумя главами обоих сочинений св. отца оказывается весьма много общего (SC. T. 357. P. 284–287) .

59 Ср. : Свт. Василий Великий. Правила, кратко изложенные 161; 233; О Суде, 7 Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 269, 291, 111.

Текст приводится по изданию: Свт. Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской. О Крещении Перевод и примеч. П. К. Доброцветова. — М. : Сибирская Благозвонница, 2012. — 176 с.
  015   016   017   018   019   020   021   022   023   024   025   026   027   028   029   030   031   032   033   034  035 
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

василий великий свт крещении |

Источник текста


Постоянная ссылка: Василий Великий, свт. О Крещении | Катехео
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера