Василий Великий, свт. О Крещении | Катехео

  015   016   017   018   019   020   021   022   023   024   025   026   027   028   029   030   031   032  033   034   035
В начало текстаВ конец текста
Иисус говорит им: это Я ( Ин. 18: 4–5 ) ; и немного спустя: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут ( Ин. 18: 8 ) , то насколько более мы должны по природе доб ровольно потерпеть, чтобы через послушание Богу, побеждая находящие от врагов искушения, прославлять Бога, так что до самой смерти пребывая в радости, и причиняемые врагами скорби принимать, исполняя мысль сказавшего, что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него ( Флп. 1: 29 ) . Проповедают же подвиги апостолов и Деяния, повествуя о том, как те с радостью принимали истязания и смерть за исполнение проповеди по заповеди Господа ( Деян. 5: 41 ) .

2. Научает нас и апостол, говоря: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, [обреченных] на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе ( Рим. 8: 35–39 ) , любви, крепко и неопустительно заключающей в себе соблюдение заповедей, как и Сам Господь сказал: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое… Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих ( Ин. 14: 23–24 ) и: Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам ( Ин. 15: 14 ) . Новая же и собственная Его заповедь — любить друг друга ( Ин. 13: 34 ) , которую исполнил и апостол, говоря: Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны ( 1 Фес. 2: 8 ) . Итак, взирая на Господа, славным подражанием [Ему] укрепим нашу ревность и, помышляя о святых, возможному научимся, чтобы благодаря этому став более готовыми, без пятна и порока до смерти, всякую заповедь ( 1 Тим. 6: 14 ) Господа соблюдая, в жизнь вечную войти и Царства Небесного удостоиться, как заповедал нам неложно Господь и Бог наш Иисус Христос Единородный Сын Бога Живаго. Примечания 1 Перевод трактата «О Крещении» выполнен по: Basile de Césarée. Sur le baptême Ed. par J. Ducatillon Sources Chrétien nes. Т. 357. Paris, 1989. P. 80–303.

2 Сам характер начала произведения такими словами о долженствовании может косвенно, стилистической схожестью, подтверждать, что авторство двух книг «О Крещении» принадлежит свт. Василию Великому, так как подобным же образом начинаются и такие его произведения, как монашеские и нравственные правила ( см. : SC. T. 357. P. 82 ) .

3 Подобное разделение данных евангельских слов Господа на две части: «прежде» и «потом» — также встречается у свт. Афанасия Великого в его «Словах против ариан» (II, 42) , а также в «Апостольских постановлениях» (VII, 40, 3) ( см. : SC. T. 357. P. 82 ) .

4 Ср. : Свт. Василий Великий. Правила, пространно изложенные, 1 Святитель Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения: В 2 т. М. : Сибирская благозвонница, 2008–2009 (Полное Собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе; т. 3, 4) . Т. 2. С. 155 (далее — Свт. Василий Великий. Творения) .

5 Здесь и далее свт. Василий не раз обращается к данному евангельскому повествованию как к парадигме последовательности шагов христианской духовной жизни: первый этап — соблюдение заповедей, второй этап — продажа имения, третий этап — следование за Господом. Вне зависимости от вопроса о более глубоком толковании и понимании этих условий, свт. Василий неоднократно подчеркивает необходимость исполнения каждого шага для перехода на следующий уровень и невозможность исполнить последующее без исполнения предшествующего.

6 Ср. : Свт. Василий Великий. Правила, пространно изложенные, 8 Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 169–170.

7 Рассматривать вещи с точки зрения категорий закона и природы было в обычае у греческих интеллектуалов начиная с ранней софистики у Платона в его диалогах «Горгий» (483а) , «Кратил» и у стоиков. Данное различение встречается и у св. Василия (см. : Свт. Василий Великий. Правила, пространно изложенные, 37 Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 204; SC. T. 357. P. 93) .

8 Так в большинстве рукописей текста этого произведения вместо традиционного евангельского хлеба ( см. : SC. T. 357. P. 95 ) .

9 Для св. Василия ненависть имеет двойное значение: как ненависть порочная и достойная осуждения и как ненависть благая, то есть ненависть к злу и греху, которая способствует благочестию (ср. : Климент Александрийский. Кто из богатых спасется 22, 7; Ориген. Увещание к мученичеству, 37) . ( См. : SC. T. 357. P. 98. ) .

10 Ср. : Свт.
  015   016   017   018   019   020   021   022   023   024   025   026   027   028   029   030   031   032  033   034   035
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

василий великий свт крещении |

Источник текста


Постоянная ссылка: Василий Великий, свт. О Крещении | Катехео
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера