Необходимость обновления православного церковно-приходского строя - ...

  001   002   003   004   005   006   007   008  009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста
Относительно грамотности сельского люда в глубокую старину имеется драгоценное свидетельство Стоглавого собора. «Прежде всего», говорится в актах собора, «в Российском царстве, – на Москве и в великом Новегороде и по иным городам, многие училища бывали, грамоте и писати и пети и чести гораздых много было, но певцы и чтецы и добры писцы тогда славны были по всей земли и до днесь». Из былины об Илье Муромце мы, например, узнаем, что он учился грамоте в школе, бывшей у дьячка в селе Карачарове. При встрече с Каличищем-Прохожим, последний говорит Илье: «О еси ты Илья Муромец! помнишь-ли мы с тобой в одной школе грамоте учились».

Приходы наши в древности, как мы видим, были «юридическими лицами». Древне-русский приход являлся учреждением организованным, заключавшим в себе определенное количество приписанных к церкви приходских дворов, обладавшим в некоторых местах общею приходскою земельною собственностью («земля церковная братская») , и имел своего представителя, в лице церковного старосты. Относительно этой приходской собственности и о праве прихода защищать её на суде от посягательства третьих лиц в Псковской судной грамоте прямо говорится: «А за церковную землю и на суд суседи (т. е. прихожане) не ходят, идти на суд старостам за церковную землю».

Этим древним законоположением вполне устанавливаются все главные элементы, необходимые для признания прихода за юридическое лицо. Приведенный выше закон, рассматривая приход, как организованное церковно-общественное учреждение, закреплял за ним право иметь собственность и представительство в лице избранного церковного старосты на суде и пред властями. Это юридическое лицо по отношению к церкви наглядно связывалось в одно целое общей приходской главной книгой, в которой обозначались все наличные члены прихода, и такая книга, как известно, велась в древнее до-петровское время, когда было сделано ограничение о ведении только трех так называемых метрических книг, а именно, о родившихся, о бракосочетавшихся и об умерших. § VIII Правительственное значение «погостов-приходов» – Упадок церковной общины – Постановление Духовного Регламента о приходах – Ослабление избирательного начала – Отобрание, в 1808 году, «экономических сумм» у приходских церквей – Ограничение права церквей на приобретение недвижимых имений – Узкое толкование понятия «церкви».

Этими небольшими сведениями о внутренней жизни и устоях наших церковных общин в старину мы здесь и ограничимся, причем укажем, что этому предмету мы посвятили два исследования: «О древне-русском приходе» и о «Погостах в значении правительственных округов и сельских приходов в северной России». В этом последнем сочинении мы привели данные, свидетельствующие о том, что «погосты-приходы» в древности имели правительственное значение в отношении отбывания государственных, общественных и церковных податей и повинностей, что они являлись низшей земской единицей, и что идея о «погосте-приходе», как об ячейке русского государственного и церковного организма, оказалась столь сильной и живучей, что она отразилась и на величайшем законодательном памятнике XIX столетия. Именно, в общем Положении о крестьянах (ст. 43–45) высказано, между прочим, что одним из главных условий для образования волости является совпадение её с церковным приходом и что при малочисленности прихода дозволяется соединять несколько приходов в одну волость, но, наоборот, раздроблять приходы воспрещается. Такими мерами деятели по крестьянской реформе постарались сохранить, по мере возможности, наши приходы в их исторически созданной целости, для того, чтобы, когда приспеет время, из этой ячейки могла быть создана настоящая, древне-русская, жизненная общественная единица.

Теперь мы должны коснуться, в самых сжатых чертах, причин упадка жизнедеятельности нашей церковной общины, каковому предмету мы также посвятили сочинение под названием «Упадок православного прихода».

Бесспорно, что самым тяжким временем для жизни наших православных приходов следует признать XVIII и первую половину XIX веков, вплоть до воцарения Императора Александра Николаевича. Полное закрепощение крестьян и распространение среди них раскола, а среди образованных людей, отрешенных от народа, – неверия, мистицизма и сектантства, подрывали значительно устои нашей церковности. Наша церковная община теряла свою жизнеспособность под наплывом этих неблагоприятных обстоятельств. К числу этих тяжелых обстоятельств надо также отнести некоторые неудачные правительственные мероприятия, о которых мы скажем несколько слов.

В постановлениях «Духовного Регламента» о положении церковной общины еще отразился живительный дух старины. Приход рассматривался, как совокупность известного количества жилых дворов в определенном округе, т, е. под приходом разумелась «территориальная, церковная, всесословная единица». Древне-русское право избрания всеми прихожанами своего духовного отца, т. е. священника и прочих членов причта, было закреплено за православным приходом, и это право связывалось с правом вступления прихода, как юридического лица, в договор с избираемыми членами причта, по которому церковная община принимала на себя все содержание (ругу) этого члена, а последний обязывался выразить согласие на принятие этого содержания. Равно приходу предоставлено было право избрания своего представителя, т. е. церковного старосты, на которого, между прочим, была возложена обязанность строить, по старому обычаю, при церквах богадельни «ради нищенствующих больных», а также устраивать на сборные церковные средства дома для причта и воспитательные дома для подкидышей.
  001   002   003   004   005   006   007   008  009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

необходимость обновления православного церковно-приходского строя |

Источник текста


Постоянная ссылка: Необходимость обновления православного церковно-приходского строя - читать, скачать - Александр Александрович Папков
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера