Необходимость обновления православного церковно-приходского строя - ...

  001   002   003   004   005   006   007  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста
23 Указав несколько выше на то, что миряне–прихожане принимали на себя в древности все содержание священно и церковно-служителей, а также устройство приходских домов для причта, 24 что они строили и содержали церкви и в иных местах наделяли их недвижимыми имениями (так напр. в Псковской области) , мы выводим твердое заключение о том широком влиянии мирян-прихожан, какое они имели в древности в церковно-общественных делах. Епископская власть в отношении церковно-имущественного управления приходов ограничивалась лишь сбором разной дани и пошлин с церквей и духовенства. § VII Бытовые подробности древне-приходской жизни – Братчины – Приходская благотворительность – Приходская грамотность – Древний русский приход в значении юридического лица.

Начертав эту общую схему жизни нашей церковной общины в древности, присмотримся теперь несколько ближе к некоторым её бытовым подробностям, причем заметим что мы вовсе не намерены идеализировать прошлое, но хотим осветить некоторые выдающиеся хорошие черты нашей древней, до петровских времен, церковно-общественной жизни.

О сплоченности и живой деятельности наших церковных общин в древности красноречиво свидетельствует существование почти повсеместно по приходам «братчин», этих пиров прихожан в складчину в дни храмовых и других высокоторжественных праздников.

Церковно-благотворительный характер этих «братчин» усматривается в том, что по древнему обычаю в дни предшествовавшие празднику (канун) прихожане приносили на вечерни вместе с кутьей в честь праздников или святых разные съестные припасы и овощи, которые шли в дар священникам, а в день праздника, когда под председательством церковного старосты справлялась братчина ( покровщина, успенщина, никольщина и др. ) , приглашалась к трапезе и убогая братия. На этих складочных пирах выпивались заранее приготовленное и благословленное пиво и мед, а воск, остававшийся от этого сычения меда, шел на церковные свечи; равно как на пользу церковных потребностей и нужд отделялась часть от приношений, которые выражались и в денежных суммах.

Весьма важно отметить, что за этими братчинами, при господстве в древности общинных начал, укрепилось – в лице их старосты и его помощников – право суда над лицами, совершившими во время собрания буйство, драки, бесчинства и покражи.

В судных грамотах Новгородской и Псковской – XIV– XV веков – встречается следующая юридическая норма: «братчина судит как судьи». Конечно, такой суд братчин, обходившийся без платежа тяжелых судебных пошлин, был судом примирительным по делам маловажных правонарушений, учиненных нередко в состоянии опьянения, и которые можно было тут же на месте покончить миром, с уплатою обиженному небольшой пени.

Летом, очевидно, такие собрания прихожан происходили чаще всего под открытым небом, около церкви, на погосте, но зимой (особенно на севере России) прихожане собирались в особых пристройках к церкви, носивших название «трапез». Сюда же собирались по воскресениям на сход приходские люди для обсуждения и решения своих земских, мирских дел, и здесь решались на церковной сходке с церковным старостой во главе и совместно с причтом все церковные общинные дела; именно: принимались отчеты от церковного старосты с очисткой его пред образами, совершались выборы новых церковных старост, с передачей им хранившейся всегда при церкви «всемирской коробки», заключавшей в себе церковную казну и документы, а также и избрание новых членов причта и заключение с ними особых договоров.

Христианская благотворительность осуществлялась в древности также и по приходам. По уставу св. Владимира, все нищие в приходе: калеки, слепые, вдовы и сироты были людьми церковными «и церковь должна была содержать их и заведовать ими». И действительно, мы видим в старину около церквей, вместе со священническими и причетническими дворами, на погостах, келлии для нищих, которые в них селились для удобства собирания милостыни по церквам. Памятуя, что церковное богатство есть «нищих богатство», наши предки считали церковную казну предназначенной также и для помощи неимущим. Как усматривается из актов, относящихся до северных приходов, мир обязывал церковного старосту давать помощь из церковной казны, хлебом и деньгами, неимущим безмездно и под ссуду, так что в некотором отношении церковная казна являлась как бы крестьянским банком, помогавшим крестьянам в их сельско-хозяйственных оборотах и игравшим, таким образом, видную роль в экономическом благосостоянии древнего прихода.

Надо также заметить, что, по изысканиям новейших историков, до-петровская сельская Русь была грамотнее, нежели в последующее время, и эта грамота получалась сельчанами от «учительных людей (мастера) , – в числе которых на первом месте надо поставить дьячков, – проживавших по приходам.
  001   002   003   004   005   006   007  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

необходимость обновления православного церковно-приходского строя |

Источник текста


Постоянная ссылка: Необходимость обновления православного церковно-приходского строя - читать, скачать - Александр Александрович Папков
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера