Необходимость обновления православного церковно-приходского строя - ...

  001   002   003  004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста
Апостол», а именно из правил 38 и 41 и можно было бы вывести заключение о таком бесконтрольном, полном и безотчетном праве епископов на управление и распоряжение церковными имениями и вещами, но тут же (правило 38) указывалось, что это право управления и распоряжения имуществом церкви должно осуществляться епископом лишь исключительно на нужды церкви, и что это имущество не подлежит продаже под предлогом удовлетворения неимущих; а в правиле 40-ом было проведено начало строгого отделения личной собственности епископов от церковной собственности, не подлежащей никакому ущербу. 12 Эти существенные указания о порядке управления и распоряжения епископами церковно-имущественным достоянием, без учреждения надлежащего контрольного органа, носили характер лишь «пожеланий», и такое положение дел, как известно из церковной истории первых веков христианства, порождало прискорбные столкновения между христианскими общинами, клиром и епископами, изобличенными в дурном управлении церковным имуществом. 13 Эти злоупотребления и столкновения побудили Отцов Церкви, для упорядочения церковно-имущественных дел в епархиях, создать при епископе должность «эконома», избираемого из состава клира для лучшего распоряжения церковным имуществом, «дабы домостроительство церковное не без свидетелей было» (см. 25 и 26 правила IV вселен. Халкид. собора, 451 года) . На VII вселенском соборе постановлено было правило ( 11-ое ) , по которому Константинопольскому епископу и другим митрополитам предоставлено было право определять экономов к тем церквам, к которым епископы не восхотят поставить экономов. 14 Еще ранее, а именно в 340 году, на поместном соборе Антиохийском выработаны были правила, по которым пресвитеры и дьяконы были призваны к участию в церковно-имущественном управлении епископа, причем, как на епископа, так и на пресвитеров и дьяконов, была возложена самостоятельная отчетность и ответственность за это управление пред поместным собором, получившим таким образом высший судебный надзор за имущественным управлением церкви (см. правило 25; а также сравни правило 15 поместного Анкирского собора) . 15 Наконец, при выяснении объема церковно-имущественных прав епископов в Византийской империи, необходимо иметь в виду, что, в IV и V веках, в ущерб идее об архиерействе, как архипастырстве, выразилось стремление к оставлению епископов только в городах, с упразднением их в селах, причем 17 правилом IV вселенского Халкидонского собора было установлено, что при устроении новых городов в империи, по царскому указу, распределение церковных приходов должно последовать гражданскому и земскому порядку. 16 § IV Реформа эконома Константинопольской церкви Маркиана – Имущественная автономия сельских приходов в Византии – Свободные монастыри и ктиторские церкви – Влиятельное положение мирян в церкви.

Рассмотрим теперь порядок управления церковно-имущественным достоянием, который существовал в отдельных местных церквах по разным приходам, сельским и таким городским, которые не входили в состав кафедральной юрисдикции. Так, в отношении последних заметим, что эконом Константинопольского патриарха Геннадия Маркиан уничтожил убыточный для приходских церквей порядок, в силу которого приношения, поступавшие в эти церкви, обращались в кассу епископской кафедры. Относительно же положения имущественных дел в сельских приходах мы сошлемся на исследования по этому вопросу, сделанные П. Соколовым в его сочинении: «Церковно-имущественное право в Греко-римской империи». Этот автор говорит, что Византийское правительство, «заботясь об охране крестьянского землевладения, воспретило лицам богатым и сильным приобретать крестьянские земли, и что почин запретительных законов в этом направлении принадлежит самой Церкви (VII вселен. соб. прав. 12) . К числу таких сильных лиц отнесены, между прочим, епископы, а также и монастыри. Воспрещение приобретать крестьянские земли уже заключало в себе воспрещение приобретать построенные на этих землях церкви. Но правительству пришлось сделать, кроме того, особые разъяснения по этому поводу. Так, император Василий Порфирородный в новелле от 996 года между прочим предписал: 1 (впредь устроение монастырей на крестьянских землях воспретить; и 2) относительно церквей, устроенных на крестьянских землях, епископские права ограничивать одною «анафорою» (т. е. возношением имени епископа при богослужении) . Таким образом, не только сельские церкви составляли собственность крестьянских обществ, но и их имущественное управление освобождено было от контроля епископа. 17 Рядом с этою самостоятельностью в имущественных правах сельских и некоторых городских приходов надо поставить еще и существование в Византии свободных монастырей и ктиторских церквей. Свободные монастыри обыкновенно получали кормы от императоров, и епископ имел над свободным монастырем только епископский надзор, самое же управление производилось посредством выборного органа и свободный монастырь считался собственностью монастырской общины. Что же касается до «ктитора» и его прав, то по византийским понятиям (IV– VI веков и позднейших) , это было (физическое или юридическое) лицо, устроившее на свои средства храм, монастырь или другое церковно-благотворительное учреждение и снабдившее эти церковный учреждения необходимым имуществом, и между прочим на содержание клира. Такой ктитор («строитель») имел право па «мнимосину» (т. е.
  001   002   003  004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

архиерейский собор русской православной церкви 3-8 октября 2004 | христос исцеляет бесноватого стране гадаринской миниатюра четвероевангелия царя ивна александра болгарского 1356 brit lib add 39627 fol 162r | святители константин киевский лука новгородский клеймо иконы собор русских святителей 60-е xix князь-владимирский собор с.-петербург | иаков брат господень прав иаков боровичский фрагмент минеи окт нач xvii старообрядческий покровский собор рогожском кладбище москва | ноября кафедральном соборном храме христа спасителя москве святейший патриарх кирилл вместе предстоятелями представителями поместных православных церквей архиереями духовенством русской православной церкви совершил божественную литургию этот день его |

Источник текста


Постоянная ссылка: Необходимость обновления православного церковно-приходского строя - читать, скачать - Александр Александрович Папков
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера