Необходимость обновления православного церковно-приходского строя - ...

  003   004   005   006   007   008   009   010   011   012  013   014   015   016   017   018   019   020   021   022   023
В начало текстаВ конец текста


28 В этом отношении может только поразить непонятное равнодушие православного общества к необеспеченному состоянию денежных сумм в церковных кассах, куда стекаются миллионами народные деньги, поданные с молитвою и крестным знамением, тогда как тоже общество приходит в смущение и негодование, когда обнаруживаются беспорядки в светских банках, и требует немедленного и строгого расследования всех этих беспорядков.

29 Существование вышеуказанных злоупотреблений в церковном хозяйстве породило одно прискорбное явление, а именно: полное недоверие к направлению денег, опускаемых в церковные кружки, и вызвало обычай, даже у людей состоятельных, опускать при церковном сборе в кружки и на тарелки монеты низшего достоинства. Нечего и говорить, что с возвращением доверия при правильном и гласном движении церковных сборов они не только удвоятся или утроятся, но возрастут в громадных размерах на пользу всех наших церковно-общественных дел и церковно-общественного хозяйства.

Точно также строго критически отнеслось Особое Присутствие и к положению церковных старост. Вот что по этому предмету сообщало, между прочим. Присутствие: «Обязанности звания церковного старосты, первоначально учрежденного по Высочайшему указу 28 февраля 1721 года, определены подробно в Высочайше утвержденной инструкции 17 апреля 1808 года, которая, кроме самих церковных старост, предоставляет принимать некоторое участие в церковном хозяйстве вообще и почетнейшим лицам из прихожан. Но учреждения сии, подчиненные многим формальностям и всем инстанциям духовного управления, а по отчетности и ответственности их состоящие под влиянием чиновников консистории, несмотря на продолжительное существование, не довольно привлекают к себе сочувствие со стороны общества прихожан. Иногда с трудом составляется сколько-нибудь полное собрание прихожан для самого выбора церковного старосты; к ежемесячному счету церковных денег обыкновенно не является никто из прихожан, кроме чрезвычайных случаев и особенного призыва; лица действительно усердные к церкви не всегда решаются принять на себя звание церковного старосты, а привлекаемые в оное особыми видами и надеждою поощрений не могут приносить всей ожидаемой от них пользы. Такое равнодушие прихожан к делам своей церкви, очевидно, истекает из полнейшего их безучастия в хозяйственном её управлении. Несмотря на то, что все расходы по богослужению покрываются средствами прихода, сей последний не только не имеет никакого участия в распоряжении суммами, но даже и не знает об их употреблении. Право присутствовать при ежемесячном счете церковных денег не только не может быть признано преимуществом, но даже равняется тяжкой обязанности, ибо известно, что по общему закону за целость сумм ответствуют все участвовавшие в свидетельствовании оных. После этого понятно то уклонение от счета церковных денег, которое замечается повсюду».

К этому правдивому описанию всех несовершенств, замечаемых в учреждении церковных старост, решительно нечего прибавить и разве следует ограничиться одним только замечанием, а именно о том, что Присутствие ошибочно относит первоначальное учреждение церковных старост к царствованию Петра Великого, так как сия общественная должность возникла и процветала в стародавнее время, о чем между прочим свидетельствуют постановления Псковской судной грамоты XIV–XV веков. 30 Издание в 1890 году новой инструкции церковным старостам дела не поправило.

31 Выборы церковных старость, сосредоточены по-прежнему в руках причта, который в большинстве случаев не составляет требуемого инструкций (§ 10) списка прихожан и посылает пригласительные повестки на выборы кому вздумает. Такое отношение причтов к выборам нельзя ставить им в особенную вину при том поразительном равнодушии которое проявляет православное общество к своим главнейшим церковно-общественным обязанностям, не выказывая ни малейшего интереса к выборам в своем приходе старосты, получающего возможность ворочать десятками и сотнями тысяч народных денег в более состоятельных приходах.

В виду указанного выше способа ведения церковного хозяйства, в виду формализма существующих между церковными старостами и духовным начальством отношений, а также вследствие ненормальных (часто даже неприязненных) отношений старосты к причту, – в церковные старосты идут далеко не лучшие люди прихода, и это обстоятельство сильно вредит благоустройству церковного дела.

Ежемесячное свидетельство прихода и расхода церковных сумм, по указанным выше Особым Присутствием причинами, производится в большинстве церквей без участия представителей прихожан, которые, не имея характера правильного контрольного органа прихода, весьма основательно не желают играть совершенно пассивную роль, и в этом стремлении (правда – в редких случаях) представителей прихожан к активной деятельности поддерживает их св. Синод, как то видно из указа его, данного 1892 году по Тамбовской епархии.

32 Впрочем, разве можно серьезно говорить о деятельной роли «представителей прихода», когда почти нет самого прихода, а потому и §§ 42 и 46 новой инструкции, устанавливающие должности представителей прихода и их обязанности, носят характер пожеланий, а не законоположений. Наконец, упомянем, что главное нововведение инструкции 1890 года, а именно – установление присяги для церковных старост, указывает всего нагляднее на печальную действительность, потребовавшую принятия этой крайней меры в области дел церковных, наиболее свободных от всякого формализма.
  003   004   005   006   007   008   009   010   011   012  013   014   015   016   017   018   019   020   021   022   023
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

необходимость обновления православного церковно-приходского строя |

Источник текста


Постоянная ссылка: Необходимость обновления православного церковно-приходского строя - читать, скачать - Александр Александрович Папков
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера