Необходимость обновления православного церковно-приходского строя - ...

  001   002   003   004   005   006  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста
Но тут же, касаясь первоначальной истории христианской Церкви на Руси, мы отметим существование благодетельной меры, практиковавшейся в древности, а именно ежегодный приезд приходского духовенства каждой епархии (вероятно, по очереди) к своим епископам на так называемые сборы («неделя православия – сборное воскресение») , для рассуждения о всяких церковных делах и о разных недоуменных вопросах по церковной практике и по приходским нуждам.

Вследствие великокняжеского почина в деле введения христианства на Руси и необходимости на первое время снабдить церкви священниками, наши первые приходы были учреждены правительством и были также велики по пространству. Засим, по мере усвоения христианства населением, явилась потребность в образовании, по добровольному почину паствы, новых более дробных приходов, которые открывались без всяких формальностей, с разрешения епископов, рукополагавших к ним священников. Приходы устроялись и церкви строились обществами и отдельными людьми: а именно обществами: в городах – концами, слободами, улицами, полуулицами и вообще большими или меньшими соседствами и околотками; в деревнях – разных размеров округами, волостями и волостками; частными людьми: I (собственниками – землевладельцами в их имениях) включая в то число и князей, как частных собственников (, 2) собственниками, по тем или иным побуждениям, хотевшими строить церкви для общин (сельских и городских) , которые не имели их и которые изъявили желание их иметь.

Приходские церкви, построенные общинами и составлявшие «мирское строение», конечно с самого первого времени были тою же общинною собственностью, что и в настоящее время, ибо быть чем-нибудь иным не могли. Общины, конечно, с древнего времени заведовали ими, также как и теперь, т. е. чрез выборных людей, или церковных старост.

В позднейшее время старост приставляли не по одному, а по нескольку, и по крайней мере по два. Весьма вероятно, что так было с самого древнего времени и что целью сего было установить некоторый контроль над расходованием церковных денег.

В период до-монгольский, как и после до новейшего времени, не было чего-нибудь похожего на штаты приходских священников; напротив, приходы пользовались совершенно неограниченной свободой иметь священников столько, сколько сами хотели, и обязаны были содержать своих священников. Прихожане сами обязаны были найти умершему, или выбывшему священнику, преемника и привести его к епископу; последний же только посвящал его, или если уже он был посвященный, только благословлял его. Это древнее избирательное право прихода было, как известно, укреплено за ним постановлением Стоглавого собора 1553 года и правилами Духовного Регламента.

Иногда прихожане заключали со священником контракты, в которых, с одной стороны, давалось обязательство доставлять приличное содержание, а с другой – добросовестно и неукоснительно исполнять обязанности. Доступ в духовный класс в древней Руси был свободный; в священники поступали и миряне, и иеромонахи, а более всего, конечно, дети священно- и церковно-служительские, в виду легкости для них изучить при пособии отцов грамоту и церковный устав и получить служебный навык. Кроме священников, причти церковные состояли у нас, также как и в настоящее время, из дьяконов (впрочем в небольшом числе приходов) , дьячков и пономарей. Так как в древности никакая община или никакой приход не мог совсем обходиться без человека грамотного и умеющего писать, то звание дьяка (как церковного чтеца и певца, и светского писаря) в древности было довольно высокое и влиятельное. К церковным причетникам надо причислить и просвирницу, появившуюся у нас в причетническом штате в весьма давнее время, которая, кроме своей обязанности приготовлять просфоры, выполняла еще обязанности смотрительницы женских отделений в церкви, ибо в древности строго наблюдался обычай отделения мужчин и женщин при богослужениях.

В заключение набросанной нами картины древне-приходских порядков мы несколько подробнее остановимся на порядках построения и содержания церквей частными лицами по разным приходам. Из деяний и постановлений Апостольских мы знаем о существовании в первых веках христианства домашних церквей, устроенных и содержимых на иждивение более состоятельных христиан. В этом факте мы думаем усмотреть основание ктиторских прав, получивших столь сильное развитие в Византии и привившихся к нашей церковной жизни. Мы выше пояснили в чем заключались эти права в Византии, и в этом же приблизительно объеме они были усвоены и у нас.

Ктиторы ( были-ли то духовные или светские лица ) , построив церковь и обеспечив её имуществом, а также взяв на себя содержание причта, получали право (и их потомки) как бы вечной аренды, т. е. право на доходы, без права на имущество, и право управления сим имуществом. Осуществляя свои права, ктиторы представляли епископу кандидатов на должности священно и церковно-служительские, и, по рукоположении их, вступали с ними в соглашение на счет их содержания. За это благотворение церквам установлена за ктиторов особая молитва, читаемая на ектеньи: «Еще молимся о блаженных и приснопамятных создателях святого храма сего».
  001   002   003   004   005   006  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

архиерейский собор русской православной церкви 3-8 октября 2004 | христос исцеляет бесноватого стране гадаринской миниатюра четвероевангелия царя ивна александра болгарского 1356 brit lib add 39627 fol 162r | святители константин киевский лука новгородский клеймо иконы собор русских святителей 60-е xix князь-владимирский собор с.-петербург | иаков брат господень прав иаков боровичский фрагмент минеи окт нач xvii старообрядческий покровский собор рогожском кладбище москва | ноября кафедральном соборном храме христа спасителя москве святейший патриарх кирилл вместе предстоятелями представителями поместных православных церквей архиереями духовенством русской православной церкви совершил божественную литургию этот день его |

Источник текста


Постоянная ссылка: Необходимость обновления православного церковно-приходского строя - читать, скачать - Александр Александрович Папков
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера