История прихода | Храм Святого великомученика Димитрия Солунского в ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010
В начало текстаВ конец текста
О религиозных представлениях древних среднеапоченцев, чьи останки найдены в курганах, можно лишь строить догадки. Ясно же одно, что историю православного прихода в Средних Апочках нужно начинать не с начала строительства каменного храма, а гораздо раньше. Ведь до постройки кирпичной церкви жители Средних Апочек молились в деревянном храме, который так же был освящен в честь почитаемого на Руси греческого святого Димитрия из Солуни.

По словам старожилов, старый храм находился восточнее современного, где-то в районе нынешнего клуба. К началу XIX века он, как говорится в исторических документах, пришел в ветхость «от долговременного существования» [2]. И вот местные помещики и однодворцы, в числе которых был корнет Матвей Николаевич Лукин, «одушевляясь истинным и усердным желанием» воздвигнуть церковь из камня, «для сего Богу угодного дела избрали попечителем однодворца Силу Вавилова сына Гладкова». Ему «вверены были приходы и расходы денежных сумм и всех материалов, для строения потребных, доброхотными подателями взносимые» [3]. Или, переводя на привычный нам язык, «благотворителями пожертвованные».

Стройка растянулась на три десятка лет. В 1845 году старооскольский помещик ротмистр и кавалер Василий Матвеевич Лукин, сын одного из инициаторов строительства, заподозрил Гладкова, ставшего к тому времени государственным крестьянином, в нечестности. Лукин заплатил 60 копеек серебром за лист гербовой бумаги и использовал его для жалобы на имя самого «ВсепресветлейшегоДержавнейшего Великого Государя Императора Николая Павловича, Самодержца Всероссийского». В Средние Апочки помещик императора, естественно, не дерзнул пригласить. Он лишь осмелился «всеподданнейше просить» благоволить «кому следует» «стребовать» с попечителя Гладкова отчет обо всех собранных и потраченных средствах, а так же поторопить его с покупкой большого колокола.

Разобраться в ситуации было поручено депутату Старооскольскольского земского суда Ивану Сотникову и благочинному священнику Иоанну Георгиевскому. Они прибыли в Средние Апочки и не без удивления увидели, что до полного завершения строительства храма осталось лишь оштукатурить колокольню.

А что касается большого колокола, то и о нем Гладков позаботился. Раньше самый большой колокол среднеапоченской церкви весил 6 пудов. Однако он разбился в 1844 году. Сила Вавилович сообщил проверяющим, что уже приторговал в губернском городе Воронеже у купца Самофалова новый колокол весом в 29 пудов. За него уплачен был задаток и еще 600 рублей ассигнациями накоплено в счет уплаты.

Все в порядке оказалось у Гладкова и с отчетностью о приходах и расходах. Попечитель никогда не путал свой карман с общественным и являлся одним из самых щедрых «доброхотных подателей», нехватка которых и была истинной причиной долгостроя. Лукин выразил полное удовлетворение результатами проверки. Судебное разбирательство в отношении Силы Вавиловича было закрыто и ему, вместо порицания, вынесли благодарность от имени Курской Духовной Консистории.

Сохранили архивные документы и имя «кирпичного мастера» Илариона Григорьевича Расохина, принимавшего участие в строительстве.

В некоторых источниках указывается, что пристройка колокольни к собственно храму началась в 1831 году. Как бы то ни было, с уверенностью можно заключить, что к середине XIX века архитектурный ансамбль среднеапоченской церкви приобрел законченный вид.

Однако в период воинствующего безбожия храм в Средних Апочках был изуродован до неузнаваемости. Колокольню снесли, а основное здание использовали в хозяйственных нуждах (здесь хранили зерно и удобрения, пилили доски) , отчего оно теряло былое благолепие, стремительно ветшало и разрушалось. Но самое печальное не это. Невидимым образом разрушалось что-то в душах людских. Менялся жизненный уклад, деформировались нравы, выросло несколько поколений людей, которые, глядя на храм, видят лишь груду искусно сложенных кирпичей. Они не против того, чтобы в селе был храм. Но они искренне не понимают, зачем храм нужен именно им. И даже не задают себе этого вопроса. Сейчас в Средних Апочках множество хозяйственных построек, в которых никто уже не мычит и не телится; двухэтажная школа, в которой скоро некому будет учиться, и разрушающийся храм, в котором сейчас некому молиться.

Двести лет назад ситуация была иной. Тогда среднеапоченским богомольцам было тесно в деревянной церквушке и они, как дети, радовались строительству нового просторного кирпичного Дома Божьего. Они понимали, что здесь, под сводами церкви, а не в убогой хатке, крытой соломой и обмазанной глиной, пройдет самая важная часть их жизни.

Не хотелось, чтобы история нашего храма превратилась в очерк по архитектуре или в дефектную ведомость. Хотелось, чтобы она была историей живой веры, объединяющей судьбы пастырей и прихожан среднеапоченского храма, как живых, так и усопших.

По словам архиепископа Курского Германа, «восстановление порушенных храмов и зданий – не самоцель. Главное – восстановить храм души русского человека, из которого многие десятилетия старались вытравить все святое.

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010
В начало текстаВ конец текста
  • Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


           Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

    Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

    Вам может быть интересно:

    филипп меланхтон гравюра лукаса кранаха младшего 1546 | церковь илии пророка поселке всо | супруга его мария сыновья иоанн | семья ягеллонов портрет 1554 мастерская лукаса кранаха национальный музей краков | сцены жития сщмч киприана иустины миниатюра гомилий свт григория назианзина между 879 882 paris 510 fol 332v |

    Предыдущий текст

    Источник текста


    Постоянная ссылка: История прихода | Храм Святого великомученика Димитрия Солунского в селе Средние Апочки
    Поддержи нас
    ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера