Источник текста

О явлении во плоти Бога Слова, и против ариан - читать, скачать - святитель Афанасий Великий


О явлении во плоти Бога Слова, и против ариан 1 (Вознамерившиеся злохудожно разуметь божественные Писания, в подкрепление хулы своей, выставляют относящиеся к человечеству речения об обнищании Сына Божия. Но в этих-то уничижительных речениях и действиях усматривается вся определенная точность христианства. Поэтому, если бы могли они слушать блаженного Павла, который пишет к Коринфянам: «весте бо благодать Господа нашего Иисуса Христа, яко нас ради обнища богат сый, да мы нищетою Его обогати мся»)

Приводят в возражение: «как может Сын быть подобен Отцу, или быть от Отчей сущности, когда написано: «якоже Отец имать живот в Себе, тако даде и Сынови живот имети в Себе» ( Иоан. 5, 26 ) . Говорят: у дающего есть превосходство пред приемлющим; написано также: «что Мя глаголеши блага? никтоже благ, токмо един Бог» ( Мк. 10, 18 ) ; и еще: «Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил» ( Мф. 27, 46 ) ? и также: «о дни же... последнем...

никтоже весть, ни Сын, токмо Отец» ( Мк. 13, 32 ) ; и еще: «Егоже Отец святи и посла в мир» ( Иоан. 10, 36 ) ; и еще: Бог Отец воскресил «Его из мертвых» ( Галат. 1, 1 ) . Как же, говорят: «Воскрешенный из мертвых может быть подобен Воскресившему Его, или единосущен с Ним? » 2 (Из многих возражений предложили мы эти немногие, чтобы, по разрешении их, без труда было можно разуметь и прочие. Посему обязаны мы, по возможности, объяснить силу их.)

Если блаженный Павел говорит, что Отец воскресил Сына Своего из мертвых; то Иоанн повествует: «рече... Иисус: разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю. Глаголаше же, – присовокупляет, – о церкви тела Своего» ( Иоан. 2, 19, 21 ) . Из сего для внимательных явствует, что, поелику воскрешено тело, то у Павла говорится, что воскрешен из мертвых Сын, потому что относящееся к телу Его говорится о лице Его. Посему таким же образом, когда говорится, что Отец дал жизнь Сыну, разуметь должно жизнь, даруемую плоти. Ибо если Сын есть жизнь, то для чего жизни принимать жизнь? И если сам Он дает обетование, говоря: «овцы Моя гласа Моего слушают, и Аз знаю их, и по Мне грядут, и Аз живот вечный дам им, и не погибнут во веки» ( Иоан. 10, 27, 28 ) ; если Он – Божия Премудрость; если Им сотворен всякий возраст; то почему говорится: «Иисус же преспеваше премудростию и возрастом» ( Лук. 2, 52 ) ? Если Отец сотворил все чрез собственное Слово Свое и чрез Сына, то явно, что чрез Него же совершил и воскресение плоти Его; а посему, чрез Него же и воскресил Его, чрез Него дает Ему и жизнь. Воскрешается Он по плоти, как человек, и приемлет жизнь, как человек, «образом обретеся, якоже человек» ( Фил. 2, 7 ) : но, как Бог, Сам воскрешает храм Свой и дает жизнь плоти Своей.

Если говорит также: «Егоже Отец святи и посла в мир» ( Иоан. 10, 36 ) ; то в другом месте говорит: «за них Аз свящу Себе, да и тии будут священи воистинну» ( Иоан. 17, 19 ) . И если говорит: «Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил» ( Мф. 27, 46 ) ? то говорит это от нашего лица; потому что «зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек: смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя», и проч. ( Фил. 2, 7, 8 ) ; и как говорит Исаия: «Сей грехи наша носит, и о нас болезнует» ( Иса. 53, 4 ) . Поэтому, не о Себе болезнует, но о нас; не сам Он оставлен Богом, но оставлены мы, и ради нас оставленных пришел Он в мир. И когда Апостол говорит: «темже и Бог Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене» ( Филип. 2, 9 ) ; говорит это о храме, т. е. о теле Его.

3 (Ибо не Вышний возносится, возносится же плоть Вышнего, и плоти Вышнего «дарова имя, еже паче всякаго имене». Не Божие Слово по благодати прияло то, чтобы именоваться Богом; но плоть Его вместе с Ним наименована Богом. Не сказано: Слово стало Богом, но: «Бог бе Слово») Иоан. 1, 1 (, то есть, всегда был Бог-Слово, и сей Самый Бог сделался плотью, чтобы плоть Его сделалась Богом-Словом; как и Фома, осязав плоть Его, воскликнул: «Господь мой, и Бог мой») Иоан. 20, 28 (, то и другое вместе именуя Богом; подобно и Иоанн написал: «еже бе исперва, еже слыщахом, еже видехом очима нашима, еже узрехом, и руки наша осязаша, о Словеси животнем») 1Иоан. 1, 1 (. Из сего видно, что во плоти осязаем был Сын и Отчее Слово, и что то и другое в божественном Писании наименовано осязаемым Словом жизни.)

И когда говорит: «не у бо бе Дух Святый, яко Иисус не у бе прославлен» ( Иоан. 7, 39 ) , о плоти Его сказует, «яко не у бе прославлена». Ибо прославляется не Господь славы, но плоть Господа славы; она приемлет славу, с Ним вместе восходя на небо. Посему-то и Дух сыноположения не был еще в человеках, потому что воспринятый от нас начаток не восшел еще на небо.

4 (Посему, как скоро Писание говорит, что Сын приял, что Сын прославлен, говорит сие о Нем по человечеству, а не по Божеству. И когда Сын говорит: пославший Меня «Отец Мой болий Мене есть») Иоан. 14, 28 (, Отца называет большим Себя, потому что сделался человеком; а как Отчее Слово, равен Он Отцу. Ибо говорит: « Аз и Отец едино есма») Иоан. 10, 30 ( ; и: «видевый Мене, виде Отца» ) Иоан. 14, 9 (. И не хищением приобретает, чтобы Ему быть равным с Отцом, но равен по естеству и единосущен Отцу, потому что рожден от Отчей сущности.)

6 (Так и когда говорит: «Господь созда Мя начало путей Своих») Притч. 8, 22 (, говорит это о Церкви, в Нем созидаемой; потому что Творец всяческих не есть тварь и произведение, но в Творце обновляется тварь, по сказанному Павлом: «Того есмы творение, создани во Христе Иисусе») Ефес. 2, 10 (; и как еще говорит: «да скажется ныне началом и властем на небесных Церковию многоразличная премудрость Божия, по предложению век, еже сотвори о Христе Иисусе Господе нашем, о Немже имамы дерзновение и приведение в надеянии верою Его») Ефес. 3, 10 – 12 (; и еще: «якоже избра нас в Нем прежде сложения мира, быти нам святым и непорочным пред Ним в любви, прежде нарек нас во усыновление Иисус Христом в Него») Еф. 1, 4, 5 (; и также говорит о двух народах: «да оба созиждет Собою во единаго новаго человека, творя мир: и примирит обоих во едином теле Богови крестом, убив вражду на нем») Ефес. 2, 15, 16 (. 7) И если говорит: «что Мя глаголеши блага? никтоже благ, токмо един Бог» ( Мк. 10, 18 ) ; то говорит это Бог, по плоти Своей и Себя сопричисляя к человекам, и сообразуясь с понятием пришедшего к Нему; потому что юноша почитал Его простым человеком, а не Богом. И ответ имеет следующий смысл: «если почитаешь Меня человеком, а не Богом; то не называй Меня благим: ибо «никтоже благ», потому что благость свойственна не человеческому естеству, но Богу». Потом присовокупляет: «заповеди веси»? Когда же на вопрос юноши: какие? Господь сказал: «не прелюбы сотвориши, не убий» и проч., и юноша ответствовал, говоря: «сия вся сохраних от юности моея: что есмь еще не докончал? » тогда говорит ему: «аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, елика имаши, и даждь нищим, и имети имаши сокровшце на небеси: и взем крест твой, гряди в след Мене» (Матф. 19, 16–21, Мк. 10, 17–21, Лук. 18, 18–22) . А этим Господь показал, что и Ему свойственна благость. Ибо кто идет вслед не благого, тот может ли наследовать вечную жизнь?

И когда говорит о последнем дне: «никтоже весть,.. ни Сын, токмо Отец» ( Мк. 13, 32 ) , – говорит по человечеству. Ибо, если знает Отца, то как не знать Ему последнего дня? «Никтоже знает... Отца», говорит Он, «токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти» ( Матф. 11, 27 ) . И если Дух Святой знает все Божие, то как Сыну не знать дня, который Им сотворен? И если Им сотворены веки и времена, то очевидно, что и последний день включается в сих веках и временах, и Ему невозможно не знать сего дня.

10 (И чрез Иеремию Сын говорит: «два зла сотвориша людие Мои: Мене оставиша, источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушеныя, иже не возмогут воды содержати») Иер. 2, 13 (. И когда Серафимы славословят Бога, трекратно взывая: «свят, свят, свят Господь Саваоф») Иса. 6, 3 (; тогда славословят они Отца и Сына и Святого Духа. Посему и крещаемся, как во имя Отца и Сына, так и во имя Святого Духа; и соделываемся сынами Бога, а не Богов, потому что Отец, Сын и Святой Дух Господь Саваоф; – едино Божество и един Бог в трех ипостасях. А посему, что у Исаии сказал Отец, то, по словам Иоанна, сказал Сын, а по словам Павла в Деяниях, сказал Дух Святый. Ибо Исаия говорит так: «видех Господа Саваофа седяща на престоле высоце и превознесенне, и исполнь дом славы Его. И Серафимы стояху окрест Его, шесть крил единому и шесть крил другому: и двема убо покрываху лица своя, двема же покрываху ноги своя, и двема летаху. И взываху друг ко другу и глаголаху: свят, свят Господь Саваоф: исполнь небо и вся земля славы Его») Ис. 6, 1–3 (; и вскоре потом он же говорит: «слышах глас Господа глаголюща: кого послю, и кто пойдет к людем сим? И рекох: се аз есмь, посли мя. И рече мне: иди к людем сим, и рцы им: слухом услышите, и не уразумеете: и видяще узрите, и не увидите: одебеле бо сердце людей сих, и ушима своима тяжко слышаша, и очи свои смежиша, да не когда узрят очима, и ушима услышат, и сердцем уразумеют, и обратятся, и исцелю я») Иса. 6, 8–10 (. Евангелист же Иоанн говорит: «сего ради не можаху веровати...)

иудеи во Иисуса, яко рече Исаия: ослепи очи их, и окаменил есть сердца их, да не... когда узрят очима, и уразумеют сердцем, и обратятся, и исцелю их. Сия же рече Исаия, егда виде славу Его» ( Иоан. 12, 39–41 ) , то есть славу Сына; а посему и Сын есть Господь Саваоф. Ибо Господь Саваоф толкуется: Господь сил, а «Господь сил, Той есть царь славы, » как сказал Давид ( Псал. 23, 10 ) ; Господь же славы, по словам Павла, есть распятый Христос ( 1Кор. 2, 8 ) . И поелику сказал Давид: «Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит» ( Псал. 22, 1 ) ; и в другом месте: «Пасый Израиля вонми, наставляяй яко овча Иосифа: седяй на Херувимех явися» ( Пс. 79, 2 ) ; в Евангелиях же говорит Сын: «Аз есмь пастырь добрый» ( Иоан. 10, 14 ) ; то следует, что Он есть «седяй на Херувимех,.. пасый Израиля» ( Пс. 79, 2 ) . А Павел в Деяниях говорит, что «Дух Святый глагола Исаием» ( Деян. 28, 25 ) то самое, о чем сказал Исаия: «яко Господь Саваоф глагола мне» ( Ис. 22, 25 ) . Так Отец и Сын и Дух Святой есть Господь Саваоф.

И если Господь говорит у Исаии: «сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене» ( Ис. 1, 2 ) ; то в Евангелии говорит Он: «рожденное от плоти плоть есть, и рожденное от Духа дух есть» ( Иоан. 3, 6 ) ; и еще: «дух, идеже хощет, дышет, и глас его слышиши, но не веси, откуда приходит, и камо идет: тако есть всяк человек рожденный от Духа» ( Иоан. 3, 8 ) ; а в начале Евангелия Иоанн говорит: «елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его: иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася» ( Ин. 1, 12, 13 ) . Поэтому все, рожденные от Духа Святого, рождены от Бога; и все, крестившиеся во Христа, крестились во Отца и Святого Духа.

И еще, когда Петр говорит Анании: «почто исполни сатана сердце твое, солгати Духу Святому, и утаити от цены села?.. Не человеком солгал еси, но Богу» ( Деян. 5, 3, 4 ) ; явствует из сего, что солгавший Духу Святому, солгал Богу, живущему в человеках чрез Духа Своего. Ибо где Дух Божий, там Бог. Сказано: «о сем разумеем,..

1. ; а Павел подобно сему пишет и о Сыне: «сшедый, Той есть и восшедый превыше всех небес, да исполнит всяческая» ( Еф. 4, 10 ) . Давид то же говорит и о Святом Духе: «камо пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего камо бежу» ( Псал. 138, 7 ) ? Сказав же: «камо пойду от Духа Твоего», показал он нам, что Святой Дух наполняет все. «И от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси: аще сниду во ад, тамо еси» ( Псал. 138, 7, 8 ) . Но кто сходил во ад, кроме Сына, восставшего из мертвых?

И если Стефан говорит в Деяниях: «Бог славы явися отцу нашему Аврааму» ( Деян. 7, 2 ) ; то Павел то же говорит и о Сыне: «аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли» ( 1Кор. 2, 8 ) ; а подобно сему говорит и Давид: «Господь сил Той есть Царь славы» ( Псал. 23, 10 ) . Ибо единая есть слава Отца и Сына и Святого Духа: «славы Моея, – сказано в Писании, – иному не дам» ( Иса. 48, 11 ) . И Сын – не второй Бог, но Слово единого и единственного Бога, богоглаголемое во Отце, как и Отец богоглаголется в Сыне. Так говорит Исаия, со Отцом именуя Богом и Сына: «и поклонятся Тебе, и в Тебе помоляшся: яко в Тебе Бог есть, и... несть Бога разве Тебе. Ты бо еси Бог, и не ведехом, Бог Израилев Спас. Постыдятся и посрамятся вси противящиися Ему» ( Иса. 45, 14–16 ) . Противятся же Ему неисповедующие, что Он и Дух Его одной и той же сущности со Отцом, и что нет Бога кроме Его, а также стыдящиеся Его страданий и обнищания. Ибо никто не может знать Бога, если Распятого и Воскресшего из мертвых с Апостолом Фомою не исповедует Господом и Богом ( Иоан. 20, 28 ) . Он говорит Апостолам Своим: «аще Мя бысте знали, и Отца Моего знали бысте убо: и отселе познаше Его и видесте Его. Глагола Ему Филипп: Господи, покажи нам Отца, и довлеет нам. Глагола ему Иисус: толико время с вами есмь, и не познал еси Мене? Филиппе, видевый Мене, виде Отца Моего; и како ты глаголеши: покажи нам Отца? Не веруеши ли, яко Аз во Отце, и Отец во Мне есть? Глаголы, яже Аз глаголю, о Себе не глаголю: Отец же Мой во Мне пребываяй, Той творит дела. Веруйте Мне, яко Аз во Отце, и Отець во Мне есть: аще ли же ни, за та дела веру имите Ми» ( Иоан. 14, 7–11 ) . Дело же Бога Отца изгонять бесов; а Господь говорит, что Духом Святым изгоняет бесов: «Аще ли же Аз, – сказано, – о Дусе Божии изгоню бесы» ( Матф. 12, 28 ) ; и по сказанному у Луки: «аще ли же... Аз о персте Божии изгоню бесы» ( Лук. 11, 20 ) . Ибо Писание, когда Христа именует мышцею Отчею, тогда Духа Святого называет перстом Божиим; и когда Сына именует Словом Божиим, тогда Святого Духа называет дуновением Божиим.

20 (И еще Апостол говорит: «егда предаст царство Богу и Отцу, егда испразднит всяко начальство и всяку власть и силу: Подобает бо Ему царствовати, дондеже положит вся враги под ногама Своима. Последний же враг испразднится смерть. Вся бо покори под нозе Его; внегда же рещи, яко вся покорена суть Ему, яве, яко разве Покоршаго Ему вся. Егда же покорит Ему всяческая, тогда и Сам Сын покорится Покоршему Ему всяческая, да будет Бог всяческая во всех») 1Кор. 15, 24–28 (. Это говорит Апостол о покорности мира, покоренного во плоти Его. Ибо о Божеском царствии Его Даниил выразился, что царствию Его не будет конца) Дан. 3, 100; Дан. 7, 14 (; как, по сказанию Луки, Ангел Гавриил сказал Деве о Господе: «и воцарится... во веки, и царствию Его не будет конца») Лук. 1, 33 (. Апостол же говорит, что царствие Его имеет конец, сказано: «подобает бо Ему царствовати, дондеже положит вся враги под ногама Своима») 1Кор. 15, 25 (; подобно сему и Давид говорит: «рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих») Псал. 109, 1 (; и словом «седи» означает начало; а словами: «дондеже» положены будут «враги Твоя» – указывает на конец. «Егда же покорит Ему всяческая, тогда и Сам Сын покорится Покоршему Ему всяческая, да будет Бог всяческая во всех») 1Кор. 15, 28 (. Это значит: когда все мы покоримся Сыну, окажемся членами Его, и сделаемся в Нем сынами Божиими, – «вы бо, – сказано, – едино есте о Христе Иисусе») Гал. 3, 28 (; тогда и сам Он покорится за нас Отцу, как Глава за членов Своих. А пока не все еще члены Ему покорены, дотоле и Глава их, ожидая членов Своих, не покорена еще Отцу. А если бы и Он был единым из покоряемых, то покорился бы Отцу в начале, а не под конец совершил бы это. Ибо мы в Нем покоряемся Отцу, мы в Нем царствуем, пока не положены будут враги наши под ногами нашими. По причине врагов наших Владыка небес явился в нашем подобии, и приял человеческий престол Давида, отца Своего по плоти, чтобы воссоздать и управить оный; а когда будет управлен и все мы воцаримся в Нем, – управленное человеческое царство предаст Он Отцу, «да будет Бог всяческая во всех») 1Кор. 15, 28 (, и будет царствовать чрез Него, как чрез Божие Слово, царствовав чрез Него прежде, как чрез человека Спасителя.)

21 (И когда Петр говорит: «твердо убо да разумеет весь дом Израилев, яко и Господа и Христа Его сотворил есть Бог, сего Иисуса, Егоже вы распясте») Деян. 2, 36 (; не о Божестве Его говорит: «яко и Господа Его и Христа сотворил есть, » но о человечестве Его, которое есть вся Церковь, в Нем господствующая и царствующая по Его распятии, и помазуемая на царство небесное, чтобы соцарствовать с Ним, истощившим Себя за нее и восприявшим ее чрез принятие рабия зрака. Ибо Сын Божий, Божие Слово, всегда был Господь и Бог; и не по распятии сотворен Господом и Христом, но, как сказано прежде, Божество Его сотворило, что человечество Его стало Господом и Христом.)

, Иса. 7, 14 (. Итак, Родившийся от Девы и Сделавшийся человеком от Богородицы Марии есть Бог. И еще в другом месте говорит Исаия: «и видехом Его, и не имяше вида, ни доброты») Иса. 53, 2 (. Ибо Его же видел он прежде в божеском и преславном образе, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и славословимого Серафимами, которые взывали: «свят, свят, свят Господь Саваоф») Иса. 6, 3 (; а после сего видит Его приявшего зрак раба и в подобии человеческом. Потому говорит: «видехом Его, и не имяше вида, ни доброты: но вид Его безчестен, умален паче есех сынов человеческих: человек в язве сый, и ведый терпети болезнь, яко отвратися лице Его, безчестно бысть, и не вменися. Сей болезни наша носит, и о нас болезнует, и мы вменихом Его быти в труде, и в язве, и во озлоблении. Той же язвен бысть за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша») Иса. 53, 2–5 (; и в другом месте говорит о Нем: «се Бог наш суд воздает, и воздаст, Той приидет и спасет нас. Тогда отверзутся очи слепых, и уши глухих услышат. Тогда скочит хромый яко елень, и ясен будет язык гугнивых») Иса. 35, 4 – 6 (; и еще в другом месте: «не Ходатай, ниже Ангел, но Сам Господь спасе» нас) Иса. 63, 9 (. А Давид говорит: «Мати Сион речет: человек и человек родися в нем: и Той основа – Вышний»)
Предыдущая страница

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Послание к подвизающимся в иноческой жизни - читать, скачать - святитель Афанасий Великий | Символ, или Исповедание - читать, скачать - святитель Афанасий Великий | Послание к Епископу и исповеднику Аделфию, против ариан - читать, скачать - святитель Афанасий ... | Письмо к Драконтию - читать, скачать - святитель Афанасий Великий | О девстве, или о подвижничестве - читать, скачать - святитель Афанасий Великий | Свиток к антиохийцам - читать, скачать - святитель Афанасий Великий | Слово о терпении - читать, скачать - святитель Афанасий Великий | Окружное послание - читать, скачать - святитель Афанасий Великий | О явлении во плоти Бога Слова, и против ариан - читать, скачать - святитель Афанасий Великий | Послание к Эпиктету, Епископу коринфскому, против еретиков - читать, скачать - святитель Афанасий ... | Святой Афанасий Великий, архиепископ Александрийский - читать, скачать | Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Правила святых отцов – Послания Афанасия ... | К епископам Египта и Ливии окружное послание против ариан - читать, скачать - святитель Афанасий ... | Сотериология свт. Афанасия Великого - читать, скачать - профессор Константин Ефимович Скурат | Против Аполлинария. Книга первая - читать, скачать - святитель Афанасий Великий | Послание на ариан. Слово четвертое - читать, скачать - святитель Афанасий Великий | Защитительное слово Афанасия, архиепископа александрийского, перед царем Констанцием - читать, ... | Жизнь и наставления преподобной Синклитикии Александрийской - читать, скачать - святитель Афанасий ... | Послание на ариан. Слово первое - читать, скачать - святитель Афанасий Великий | История ариан - читать, скачать - святитель Афанасий Великий | Послание на ариан. Слово второе - читать, скачать - святитель Афанасий Великий | Праздничные (Пасхальные) послания - читать, скачать - святитель Афанасий Великий | Жизнь святого Афанасия Великого, архиепископа Александрийского - читать, скачать - протоиерей ... | Послание к пресвитерам Иоанну и Антиоху - читать, скачать - святитель Афанасий Великий | Послание к Авве Орсисию - читать, скачать - святитель Афанасий Великий | Послание к Аммуну монаху - читать, скачать - святитель Афанасий Великий | Св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский, и его избранные творения - читать, скачать - ... | Послание к Епископам африканским - читать, скачать - святитель Афанасий Великий | Защитительное слово, в котором Свт. Афанасий оправдывает бегство свое во время гонения, ... | О Дионисии, епископе Александрийском, а именно, что он, как и Никейский Собор, думает противно ... | Послание о Соборах, бывших в Аримине италийском и в Селевкии исаврийской - читать, скачать - ... |
Святые Отцы (I-V века), Часть 2 - читать, ... ... Святого Духа. Четвёртое послание даёт ответ на новые возражения еретиков относительно Святого Духа, которые иронически говорили: «Если Дух Святой не тварь, то не следует ли, что Он – Сын и два есть брата – Слово и Дух»; или: «Если Дух от Сына приемлем и Сыном подаётся, то не следует ли, что Отец есть дед, а Дух – внук Его» ( Посл. IV, п. 1 ) . Святой Афанасий высказывает желание, чтобы в учении о непостижимой для человеческого ума тайне Святой Троицы сохранялось непоколебимо то, чему учит Священное Писание и данная Церкви вера, без примешивания человеческих догадок и выводов. В. «О явлении во плоти Бога Слова и против ариан» (ч. III) . Написание этого произведения относят тоже ко времени третьей ссылки св. Афанасия. Оно принадлежит к группе сочинений сомнительной подлинности. В нём ведётся речь о многих догматических истинах: о рождении Бога Сына по плоти без отца от Девы Марии, Богородицы, о спасительных для человека следствиях Его воплощения, жизни и страданий, о Евхаристии как истинном Теле Господа и пр. Г. Три сочинения с кратким изложением веры: «Послание к императору Иовиану» о вере (ч. III) . В нём святой Афанасий убеждает Иовиана держаться, как правила ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: О явлении во плоти Бога Слова, и против ариан - читать, скачать - святитель Афанасий Великий
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"