"Меня не убедили исследования Третьяковской галереи" | Православие и ...

  001  002   003
В начало текстаВ конец текста


Манера письма, способ нанесения рисунка, наложение красочных слоев и так далее меняются не только с десятилетиями, но даже с годами: как я сужу по нашим иконописцам, могут отличаться в разных работах, недалеко отстоящих друг от друга по времени. Мастер может менять свои художественные приемы, в зависимости от той задачи, которую он перед собой ставит.

Очевидно, что иконы “Звенигородского чина” и “Троица” написаны в разное время и то, что они не из одного иконостаса. Дальше для меня очевидности заканчиваются.

Но, в принципе, если вдруг все-таки через какое-то время окажется (говорю чисто теоретически) , что иконы «Звенигородского чина» написал не Андрей Рублев – это отразится на биографии преподобного, а точнее, на наших знаниях о ней. Для русской культуры ничего не изменится – иконы «Звенигородского чина» – одно из величайших достижений искусства.

Алексей Лидов, историк искусства, византолог, академик Российской академии художеств: – В связи с результатами исследований, сделанный учеными Третьяковской галереи, возникает вопрос – а можно ли установить имя автора (авторов) икон «Звенигородского чина? » Теоретически, это возможно.

Например, мы очень хорошо знаем, что существовал выдающийся художник по имени Прохор с Городца, который, по свидетельству летописи, вместе с Феофаном Греком и Андреем Рублёвым расписывал Благовещенский собор Московского Кремля. Причем в летописной записи устанавливается очень ясная иерархия по последовательности имен. Первым идет Феофан Грек, как уже выдающийся прославленный византийский художник, работавший на Руси. Чернец Андрей Рублев стоит третьим. Видимо, он был в этой команде младшим, но раз он стоит под своим именем, значит, обладал определенным авторитетом. И, наконец, Прохор с Городца, имя которого написано вторым, но мы о нем не знаем ровным счетом ничего. Но, совершенно очевидно, что в начале XV века он был крупным мастером, иначе ему бы не поручили такой важный заказ, как роспись княжеского собора. И не поставили бы его имя между именами Феофана Грека и Андрея Рублева. Но пока ни одной иконы этого художника, ни одной фрески, которая коль сколько-нибудь ему приписывалась, обнаружить не удалось.

Похожая история с Даниилом Черным – художником, который вместе с Андреем Рублевым расписывал Успенский собор во Владимире. Об этом тоже сообщают летописи. Росписи сохранились лишь фрагментарно, большая их часть погибла в пожаре, который случился практически сразу после завершения работы. Причем, имя Даниила Черного стоит на первом месте. Скорее всего, он был старшим товарищем Андрея Рублева, уже более авторитетным иконописцем того времени. Много лет искусствоведы и реставраторы пытаются отличить руки Андрея Рублева и Даниила Черного в сохранившихся фресках Успенского собора во Владимире.

Кстати, интересно, почему этот Даниил назван Черным? Кто-то говорит о том, что, скорее всего, Даниил был не русским, а либо греком, либо болгарином. Но, опять-таки, сведений у нас настолько мало, что утверждать что-либо хоть с малейшей доли конкретики мы не можем.

Выдающиеся художники той же эпохи написали лучшие в древнерусском искусстве миниатюры в Евангелии Хитрово. Некоторые исследователи считают, что одним из авторов миниатюр мог быть и одним из авторов Звенигородского чина. Но, это – предмет дальнейших очень внимательных научных исследований.

Еще один мастер – тот, кто работал над деисусом Благовещенского собора Московского Кремля в конце XIV века. Этого мастера долго пытались отождествить с Феофаном Греком, но абсолютно убедительных доказательств для этого приведено не было.

В целом эпоха конца XIV- начала XV века в византийском мире была удивительна. С одной стороны, это эпоха глубокого политического и экономического кризиса. Византийская империя распадается. Константинополь дышит на ладан. Он просуществовал еще примерно полвека, но это были полвека умирания византийской столицы. Именно в эту эпоху возникает целое созвездие великих мастеров, которые работают в самых разных странах мира. Группа византийских мастеров, в их числе, конечно, Феофан Грек, пришла на Русь. Рядом с ними появляются их очень талантливые, можно даже сказать, гениальные русские ученики и вот они все вместе создают великое искусство рубежа XIV-XV веков.

Остатки этого искусств мы можем видеть и сегодня: основная часть созданного тогда погибла. Мы собираем эту поразительную и выдающуюся историю русского искусства конца XIV, начала XV века буквально по крупицам.

Но из этого не следует, что мы все, хоть сколько-нибудь значительное в этом искусстве должны приписать одному или двум художникам. Конечно, проще, когда мы находим выдающуюся работу, которая скорее всего относится к этой эпохе, объявить ее кисти Андрея Рублева, ведь мы знаем, что это был прославленный художник своего времени.
  001  002   003
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

тайная вечеря работа прп даниила икона праздничного чина иконостаса троицкого собора троице-сергиевой лавры 1425 | юный апостол работа прп даниила фрагмент иконы тайная вечеря праздничного чина иконостаса троицкого собора троице-сергиевой лавры 1425 | заупокойное богослужение объяснение обрядов предшествующих погребению чина погребения обрядов последующих погребением | притча страшном суде клеймо иконы страсти господни евангельских притчах 1547 иконописцы останя яков михайло якушенко семен высокий глаголь благовещенский собор московского кремля | патриарх герасим ослепленный лучами киккской иконы божией матери роспись галереи киккского мон-ря художники братья морошан 1989 |

Источник текста


Постоянная ссылка: Меня не убедили исследования Третьяковской галереи | Православие и мир
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера