О вероизложениях вообще, или об общем характере православной ...

  001   002   003   004   005  006   007   008   009
В начало текстаВ конец текста
Чем же хвалясь погрешили они, как не новым каким бы то ни было и неведомым учением? Послушай кого-нибудь из них, что они говорят: «Идите, – говорят, – жалкие несмысли, обыкновенно называющиеся православными, и научитесь истинной вере, которой кроме нас никто не понимает, которая прежде много веков скрывалась, а недавно открыта и стала явна; но учитесь украдкой и тайком – это вам доставит удовольствие». И еще: «когда научитесь, то учите скрытно, чтобы ни мiр не слыхал, ни Церковь не знала, потому что понять такую непостижимую тайну дано немногим». Не голос ли это блудницы, зовущей к себе, в Притчах Соломоновых, прохожих, идущих своей дорогой! Вот ее слова: «кто глуп, обратись сюда! » И глупцов уговаривает она: «воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен». Что далее? «Он, – говорит Премудрый, – не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней зазванные ею» ( Притч. 9: 16–18 ) . Кто эти мертвецы, поясняет Апостол. Это те, говорит он, которые уклонились от веры.

Но стоит труда рассмотреть все это место из Апостола с удвоенным вниманием. «О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь скверных суесловий», – говорит он. «О»! Восклицание это означает и предведение, и любовь: Апостол предвидел имевшие быть заблуждения и наперед их оплакал. Кто теперь «Тимофей», если не вся вообще Церковь, или не все в частности сословие ее предстоятелей, которые как сами обязаны блюсти, так и другим должны сообщать неповрежденное знание божественной веры? Что значит: «храни преданное»? Значит: сторожи, потому что есть воры, есть враги, – чтобы между добрыми семенем пшеницы, которое посеял на поле Своем Сын Человеческий, не посеяли они, когда спят люди, плевел ( Мф. 13: 37–39 ) . «Храни, – говорит, – преданное». Что такое «предание»? То, что тебе вверено, а не то, что тобой изобретено, то, что ты принял, а не то, что ты выдумал, – дело не ума, но учения, не частного обладания, но всенародной передачи, дело, до тебя дошедшее, а не тобой открытое, в отношении к которому ты должен быть не изобретателем, но стражем, не учредителем, но последователем, не вождем, но ведомым. «Храни, – говорит, – преданное», то есть талант веры вселенской сбереги в целости и неповрежденности. Что тебе вверено, то пусть и остается у тебя, то ты и передавай. Ты получил золото, золотом и отдавай. Не хочу, чтобы ты мне подкидывал вместо одного другое, не хочу, чтобы вместо золота подставлял ты нагло свинец, или обманно – медь; не хочу золота по виду, давай его натурой. «О, Тимофей», – о, пастырь, о, писатель, о, учитель! Если дарование Божие сделало тебя способным по уму, по образованию, по учености, то будь Веселиилом ( Исх. 31: 2–5 ) духовной скинии, полируй драгоценные камни божественного догмата, прилаживай их верно, распределяй их мудро, придавай им блеск, грацию, прелесть. Старайся, чтобы вследствие твоего более ясного изложения, яснее разумели то, во что прежде верили не так ясно. Достигай, чтобы потомство с сознанием славословило то, что прежде древность чтила несознательно. Но учи тому, чему тебя научили, и говоря ново, не скажи нового!

Прогресс догматики Следовательно, скажет может быть кто-нибудь, в Церкви Христовой не должно быть никакого преспеяния в усвоении религии? Конечно должно быть, и притом – величайшее. Кто так завидлив к людям, и ненавистлив к Богу, что решится отвергать это! Только преуспеяние это должно быть действительно преспеянием, а не переменой веры.

Преуспеяние состоит в том, когда тот или другой предмет усовершается сам по себе, а перемена – в том, когда что-нибудь перестает быть тем, что оно есть, и превращается в другое. И так пусть возрастает и в высшей степени преуспевает с течением лет и веков понимание, разумение, мудрость, как каждого отдельного христианина, так и всех вместе, как одного человека, так и всей Церкви, но только в том же роде, то есть в одном и том же догмате, в одном и том же смысле, в одном и том же предмете понимания.

Религия, дело души, пусть уподобляется в этом отношении телам. С приращением лет, тела раскрывают и развивают члены свои, однако остаются теми же, чем были. Цветущая пора детства и зрелый возраст старческий очень различны между собой, однако стариками делаются те же самые, которые прежде были детьми, так что, хотя рост и наружность одного и того же человека изменяются, тем не менее природа его неизменна, личность его остается одна и та же. Члены у младенцев небольшие, у юношей – большие, однако те же самые. Сколько членов у малюток, столько же у взрослых; и если что прибавляется с течением лет, то все это существовало уже прежде в зародыше, так что потом в старцах не обнаруживается ничего нового, чего не таилось бы уже прежде в детях.
  001   002   003   004   005  006   007   008   009
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

религиозном общении иноверцами еретиками | преткновение преуспеяние споспешествовать | омске мать бросившую четверых детей приговорили обязательным работам | мальчик ладони девочка как пакетик сока баварии сша врачи выходили детей массой 280 245 граммов | папа франциск возглавил богослужение перед которым исповедался сам затем принял исповедь верующих |

Источник текста


Постоянная ссылка: О вероизложениях вообще, или об общем характере православной догматики - читать, скачать - преподобный Викентий Лиринский
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера