> Дело дня: Помогите ребёнку <

Дневник. Том XVI. 1871-1872 гг., Декабрь - читать, скачать - ...

  001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014  015   016   017   018   019   020
В начало текстаВ конец текста
После потребления Святых Даров совершенно успокоился. В час пополудни соборовал Лилова Тимофея, ждавши пред соборованием долго дьячка, ушедшего на панихиду в губ. флигель у Летнего саду. Я неоднократно молился из глубины души Господу о помиловании меня и даровании мне мира и свободы, коих лишился вследствие раздражения на нищих, – получил просимое. Благодарил за полученное. Панихиду сходил отслужил; пришли соборовать; соборовал по благодати Божией с полною свободою, искренностию, глубиною: самому было очень весело. Пришедши домой, искусился от нетерпения и каприза своего, и искусился крайне бедственно: когда жена поливала цветы, я просил её не много наливать воды; она не послушала неоднократной просьбы, говорила и делала свое дело (надо было ей дать свободу) , и я так на нее разозлился, что едва-едва не ударил её: весь взволновался, смутился, но вскоре обратился к молитве покаяния, повергая себя со множеством грехов своих в бездну милосердия Божия; молился довольно долго, и опять сподобился милости от Господа. Я сел обедать, по приглашению слуги Анюты и потом жены, которая сама долго не садилась за стол, все хлопотала с [подельем]; села, не говорили, я заговорил – она тоже: и буря прошла, любовь возвратилась. Благодарение толикократно милующему нас Господу. Да погибнут, да исчезнут страсти возмутительные, многобедственные. Да отрицаюсь своей воли, своих прихотей и капризов. 24 декабря Поутру, рано встав от сна и умывшись, я возмутился духом от представления, что сестра жены, а моя свояченица Анна приедет опять ко мне рождать ребенка, с намерением. А если бы и так! Не гнать же её из дому. Надо покориться и взять терпение. Все под Богом ходим и все в руках Божиих. Будущее Богу известно. Надо идти против желания или нежелания своего сердца, то есть плотского нежелания.

Если побеспокоиться придется, да будет воля Божия, если и руки у всех отнимет родильница и малютка – даруй, Боже, терпение. У свояченицы квартира неудобна – у меня удобная, большая; ближнему надо служить, как Самому Христу Богу: мы члены Его и друг для друга. При этом надо отвергаться себя и не настоять на исполнении своих желаний, проистекающих от усиленного и крайне возбужденного самолюбия; нужно самоотвержение; ближнего надо беречь, как себя, и нас Бог побережет и сохранит от бед. Какою мерою мерим, такою отмеряется и нам [ Мф. 7, 2 ]. Весь живот наш Христу Богу предадим.

Нужно принуждать себя любить тех, к кому сердце охладело, кого чуждается, бегает: всех возлюбите: Если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? [ Мф. 5, 46 ]. А я не люблю, окаянный, тех, кто парализует мое самолюбие. Но да служу всем, да отвергнусь себя и возненавижу душу свою, тлеющую в обольстительных похотях, но что она считает потерею, да считаю за приобретение.

Мы непрестанно расположены работать тлению, а не нетлению, самолюбию, а не братолюбию. Так велики наше растление и наша наклонность к тлению! Ибо все страсти наши имеют свое начало, свой корень в пристрастии к тленным вещам сего мира, к плоти своей и ко всему, что для плоти, как её потребность или как её удовольствие.

Декабря 24-го. Обедня в Думской церкви Василия Великого заупокойная. Хотя в немощи плоти и духа, но непреткновенно Господь даровал благодать совершить её и причаститься неосужденно животворящих Таин. После обедни дома спал, затем пообедал супу овсяного с кореньями и крошенным в суп черным хлебом (две тарелки) , да киселя сладкого картофельного на клюквенном соке. Этот обед был для меня ужасно тяжел по последствиям: по тяжести, тесноте, бессилию душевному и расстройству нервов, породившему уныние, боязнь, упадок духа. Проклял я свою жадность, которая понудила меня съесть две тарелки супу, вредного для меня, золотушного. Лучше бы сырой семги поесть, хотя это и был сочельник рождественский. Всенощную служил с крайним трудом при душевном бессилии, малодушии, боязни, тесноте, оставлении Богом. О, как избыток пищи подавляет дух, как отчуждает от Бога и благодати Его! А я, окаянный, не постился надлежащим образом: ел всегда вдоволь, пил сладко и много, за то и стало все это мне рожном, противу которого столь жестоко прати.

Пристрастие к светской учености охлаждает светского ученого к Богу, мудрости, сокрытой в Священном Писании и в церковном богослужении, в писаниях отцов и учителей Церкви. В односторонность жалкую впадает человек. Церковь – от смысла чиста 113, слова её – сребро разжжено [ Пс. 11, 7 ]. Пристрастие к нарядам, или к тряпкам, охлаждает к Богу и к храму.
  001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014  015   016   017   018   019   020
В начало текстаВ конец текста

Предыдущий текст

Источник текста

Вам может быть интересно:

камінь-каширське благочиння прощання новоспочилим воїном сергієм | светлая седмица | благодатный огонь | святые мученики павел его сестра иулиания | варлаама мужской монастырь имя всех святых |
Постоянная ссылка: Дневник. Том XVI. 1871-1872 гг., Декабрь - читать, скачать - праведный Иоанн Кронштадтский
> Дело дня: Помогите ребёнку <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера