Славяно-греко-латинская академия в истории высшего образования России ...

  001  002   003   004   005
В начало текстаВ конец текста
Ее ценность заключается также в более широком привлечении архивных данных и в гораздо большей точности, чем «История» С. К. Смирнова. Оценка материального положения Академии и ее связь с финансовыми институтами государства и Церкви была бы невозможна без классического труда П. В. Верховского [5]. Исследование Н. Розанова по истории Московского епархиального управления [6] позволило определить связи Академии с административными церковными структурами. На изменении ее статуса сказывались и реформы высшего церковного управления, инициированные Петром I. Эта проблема была основательно изучена в другой монографии П. В. Верховского, посвященной Святейшему Синоду [7]. Академия, как передовое учреждение образовательной системы в России в XVIII веке, пользовалась вниманием как дореволюционных, так и современных исследователей, хотя ни один из них не ставил проблему доказательства статуса. Конкретные ссылки на эти работы приводятся в тексте диссертации.

Источниковая база исследования состоит из архивных данных и опубликованных источников. Все материалы, касающиеся Славяно-греко-латинской академии, распределены между несколькими архивами. Это Российский Государственный Архив Древних Актов (РГАДА) , Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ) , Центральный исторический архив Москвы (ЦИАМ) , Российский Государственный Исторический Архив (РГИА) . Фонды РГИА не были доступны в связи с переездом этого архива и были открыты, когда работа над диссертацией была фактически завершена, поэтому, к сожалению, соответствующие материалы не вошли в источниковую базу. Однако это практически не повлияло на конечный итог работы, поскольку, во-первых, РГИА, как свидетельствуют путеводители [8], практически не включает уникальных материалов по истории Академии, поскольку они сформированы из документов Святейшего Синода, которые, как правило, копировались и сохранились до наших дней в архивах других ведомств. Так, дело о планировавшемся переводе Академии в Донской монастырь после пожара 1737 года [9], подробно описанное еще С. К. Смирновым, сохранилось в фондах РГАДА Заиконоспасского монастыря, Духовного ведомства и Московской синодальной конторы. Во-вторых, огромное количество документов из архива Синода было опубликовано в конце XIX - начале XX века в двух сериях: Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Синода и Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания [10]. Эти материалы в работе были использованы. В-третьих, целью настоящего труда не является максимально полное изложение истории Академии. Это невозможно осуществить в рамках кандидатской диссертации даже в предложенных временных рамках. Более того, материалы, собранные в ходе настоящего исследования (куда документы РГИА не входят) , уже могли бы послужить основой для нескольких диссертаций. Цель работы была достигнута на меньшем материале, доступные данные позволили аргументировано определить статус Академии, и дальнейшее привлечение документов может лишь дополнить, но не опровергнуть полученные выводы.

Фонды ЦИАМ содержат очень мало данных, пригодных для исследования в указанных хронологических рамках. Фактически, полезными оказались лишь позднейшие списки студентов Академии, что позволило более полно проследить динамику сословного состава студенчества [11]. Фонды ОР РГБ, также как и РГИА, являются недоступными в настоящее время в силу переезда архива. Однако, фонд № 277 ОР РГБ, единственный сохранивший данные об Академии в интересующий нас временной период (самые ранние документы датируются 1745 годом) , уже был использован С. К. Смирновым и не представляет научной новизны.

Наиболее редкие и малоизвестные документы, касающиеся темы исследования, сохранились в фондах РГАДА. Основное время работы было посвящено именно им, хотя они и разбросаны по десятку различных фондов, причем путеводители не позволяют идентифицировать нужную единицу хранения. К сожалению, в РГАДА отсутствует фонд, где собраны все документы, касающиеся Славяно-греко-латинской академии. Сведения о ней можно найти и в фонде Заиконоспасского монастыря, и Сената, и Коллегии синодального экономического правления, и даже Оружейной палаты. Самый важный документ [12], послуживший основой для главных выводов исследования и неизвестный до настоящего времени исторической науке, был обнаружен в фонде 158 «Приказные дела новых лет», причем точную ссылку на единицу хранения содержит лишь одна книга, ставшая библиографической редкостью и сохранившаяся в реальном доступе только в Российской государственной библиотеке [13]. Если бы не скрупулезный труд подвижника науки В. Н. Шумилова, обнаружить единицу хранения среди десятков тысяч других в описи, сохранившейся только в виде микрофильма, было бы практически невозможно. К особенностям данной работы следует отнести обстоятельство, что вся архивная источниковая база представляет собой исключительно рукописные документы. Их анализ был бы невозможен без данных славяно-русской палеографии. XVIII век является временем не только унификации начертания строчных букв, вытеснения выносных букв и постепенного формирования определенного «писарского» почерка для делопроизводства, но и постепенного вытеснения в официальных бумагах церковнославянского языка только формирующимся русским [14]. Документы, особенно начала XVIII века, сохранили многие особенности написаний и сокращений предыдущих столетий, и любопытно было наблюдать процесс унификации.
  001  002   003   004   005
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

часть вторая санкт-петербургская синодальная епархия царствование анны иоанновны основания духовного правления с.-петербурге учреждения единоличной епископской кафедры 1730–1742 год | опыт исторического исследования числе монастырей русских закрытых xviii xix веках | свт георгий архиеп милитинский отроковица муза римляныня хромолитография нач синодальная типография глм фрагмент минеи май | временного высшего церковного управления юго-востока россии | праздники нотного пения синодальная типография 1900 фрагмент |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Славяно-греко-латинская академия в истории высшего образования России (1700-1775) : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера