Чин интронизации Патриарха Московского и всея Руси: история и ...

  001  002   003   004   005
В начало текстаВ конец текста
Интересно также, что в «Апостольских постановлениях» интронизацию вместе с обрядом лобзания мира предписано совершать не сразу после хиротонии (согласно другим аналогичным памятникам лобзание мира преподается новому епископу непосредственно после рукоположения) , но на следующий день — это свидетельствует о понимании интронизации как самостоятельного чина и, следовательно, о росте значения этой церемонии (Const. Ap. VIII. 5. 10 SC. 336. P. 148) .

Употребление в памятнике IV в. глагола enthronizein применительно к описанию поставления епископа характеризует общее изменение отношения к епископской власти в то столетие: место восседания архиерея начинает обозначаться уже не только как кафедра, но и как престол (греч. thronos) . Последним словом обычно обозначалось уже не просто кресло учителя или судьи, но трон императора. Также и в Новом Завете thronos — не то же, что kathedra: в частности, в Евангелии говорится о престоле славы (thronos doxês) , на котором воссядет Сын Человеческий, а также о двенадцати престолах (dôdeka thronous) , сидя на которых, апостолы будут «судить сынов Израиля» (Мф 19. 28) .

Появление термина enthronizein в IV веке засвидетельствовано не только в «Апостольских постановлениях». Святитель Григорий Богослов в поэме «О жизни своей» называет епископов, признавших его право занять кафедру Константинополя, «энтронистами» (enthronistai — Greg. Theol.)

De vita sua. 1814, 1933 (. Речь здесь идет об участниках Второго Вселенского Собора; вступление же свт. Григория на Константинопольскую кафедру произошло до Собора. Святитель не упоминает какой-либо церемонии собственно интронизации, описывая свой торжественный вход в главный храм города вместе с императором в день вступления на кафедру, поэтому, к сожалению, нельзя сказать, какой она была) если она вообще имела место (.)

В последующие века термины enthroni[a]zein и enthroni[a]smos имеют в византийских в византийских памятниках широкое распространение. Поиск по Online TLG — крупнейшей базе данных греческих текстов () — дает 180 вхождений различных словоформ этих терминов в текстах византийской эпохи, даже несмотря на то, что последние представлены в TLG далеко не исчерпывающим образом. В нескольких случаях термин enthronizein имеет сугубо богословское значение — аскетическое (основанное на апокрифической 4-й книге Маккавеев, где говорится, что Бог «поставил) enethronisen (ум священноначальником) ton hieron hêgemona noun (» над чувствами — 2. 22) , христологическое (в связи с Воплощением или Вознесением — см. контексты, указанные в Lampe G. W. H.)

A Patristic Greek Lexicon. P. 475 [можно также указать на не упомянутый здесь пример употребления слова enthronizein в 16-й гомилии свт. Григория Паламы «О домостроительстве... », где святитель говорит, что человеческая природа была «интронизована» Христом «одесную Величия на небесах» — разд. 17] (и проч. Однако такие случаи очень редки — в подавляющем большинстве текстов слова enthroni[a]zein и enthroni[a]smos являются termini technici для обозначения архиерейских поставлений и назначений на кафедры, а также для обозначения посвящений храмов. При этом в последнем смысле — как синонима для чина освящения храма) точнее, или всего чина целиком, или же только той его части, во время которой в храме полагаются св. мощи (— эти слова начали употребляться позже, чем для обозначения поставлений епископов. Небезынтересно, что на славянской почве два смысла термина enthroni[a]smos разошлись: для обозначения «интронизации» в смысле архиерейского поставления возник славянский эквивалент: настолование; «интронизация» же в смысле освящения храма подобного эквивалента не получила и чаще всего передается описательно) либо, изредка, транслитерацией: «θрониазмо» — так, напр., в сербск. Требнике РНБ. Солов. 1015 1124, 1532 г. (. В VI веке Евагрий Схоластик упоминает «так называемые интронизационные послания») kaloumenai enthronistikai sullabai — IV. 4 (, рассылавшиеся Севиром Антиохийским другим епископам; прп. Иоанн Дамаскин также упоминает их, называя одно из них «интронизационной речью» — enthroniastikos logos) PG. 95. Col. 76 (. Наконец, термином enthroniastikôn в 123) 155 (новелле св. имп. Юстиниана от 546 г. обозначена одна из составляющих денежного взноса, который выплачивался новопоставленным епископом при получении хиротонии — этот узаконенный византийской традицией обычай, подозрительно напоминая симонию, оправдывался словами Юстиниана о том, что «сие есть не приобретение, но приношение») Corpus iuris civilis Ed. W. Kroll, R. Schöll. B., 1895. Bd. 3. S. 597 (. Иными словами, в отличие от греха симонии, когда рукоположение получает не достойнеший, а просто тот, у кого больше денег, здесь четкое установление размеров взноса для всех без исключения не дает преимущества никому из ставленников. Можно отметить, что размеры взноса были весьма велики и варьировались в зависимости от дохода епархии, на которую рукополагался епископ) см. таблицу в кн. : Болотов. 1907. С. 335 (. Описанный обычай существовал в Византии вплоть до ее заката — об «интронизационном» взносе) употреблен тот же термин, что и в новелле Юстиниана (подробно говорится в знаменитом своде византийского права ΙΧ в. — «Василиках») III. 1.
  001  002   003   004   005
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

церковь луки архиепископа крымского при центральной городской больнице ивантеевки | часовня иконы божией матери почаевская при центральной районной больнице | церковь пантелеимона целителя при пушкинской центральной районной больнице | церковь луки архиепископа крымского при химкинской центральной районной больнице | церковь николая чудотворца при центральной районной больнице |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Чин интронизации Патриарха Московского и всея Руси: история и современность. Часть 1. Интронизация епископов и Патриархов в древней Церкви и в Византии : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера