Источник текста

Проклятье, которого не было.Церковь и Толстой: история отношений | Православие и мир


В истории русской литературы нет, пожалуй, темы более тяжелой и печальной, чем отлучение Льва Николаевича Толстого от Церкви. И в то же время нет темы, которая породила бы столько слухов, противоречивых суждений и откровенного вранья.

История с отлучением Толстого по-своему уникальна. Ни один из русских писателей, сравнимых с ним по силе художественного дарования, не враждовал с Православием. Ни юношеское фрондерство Пушкина, ни мрачный байронизм и нелепая смерть на дуэли Лермонтова не вынудили Церковь перестать считать их своими детьми. Достоевский, прошедший в своем духовном становлении путь от участия в подпольной организации до пророческого осмысления грядущих судеб России; Гоголь, с его “Избранными местами из переписки с друзьями” и ” Объяснением Божественной литургии”; Островский, которого по праву называют русским Шекспиром, Алексей Константинович Толстой, Аксаков, Лесков, Тургенев, Гончаров… В сущности, вся русская классическая литература XIX века создана православными христианами.

На этом фоне конфликт Льва Толстого с Русской Православной Церковью выглядит особенно угнетающе. Наверное, поэтому любой интеллигентный русский человек вот уже более ста лет пытается найти для себя объяснение противоречию: как же так, величайший из отечественных писателей, непревзойденный мастер слова, обладавший потрясающей художественной интуицией, автор, при жизни ставший классиком… И в то же время – единственный из наших литераторов, отлученный от Церкви.

Вообще русскому человеку свойственно становиться на защиту гонимых и осужденных. Причем неважно, за что именно их осудили, почему и откуда гонят. Пожалуй, главная черта нашего национального характера – сострадание. А пострадавшей стороной в истории с отлучением в глазах большинства людей, безусловно, выглядит Толстой. Его отношения с Церковью часто воспринимаются как неравный бой героя-одиночки с государственным учреждением, бездушной чиновничьей машиной.

Но все жуткие проклятия – не более чем плод буйного воображения расцерковленного российского интеллигента начала двадцатого столетия. Ни в одном из храмов Российской империи анафема Толстому не провозглашалась. Все было гораздо менее торжественно и более прозаично: газеты опубликовали Послание Священного Синода. Вот его полный текст: Божией милостью Святейший Всероссийский Синод верным чадам православныя кафолическия греко-российския Церкви о Господе радоватися.

Молим вы, братие, блюдитеся от творящих распри и раздоры, кроме учения, ему же вы научитеся, и уклонитеся от них ( Римл. 16: 17 ) .

Изначала Церковь Христова терпела хулы и нападения от многочисленных еретиков и лжеучителей, которые стремились ниспровергнуть ее и поколебать в существенных ее основаниях, утверждающихся на вере во Христа, Сына Бога Живого. Но все силы ада, по обетованию Господню, не могли одолеть Церкви Святой, которая пребудет неодоленною вовеки. И в наши дни, Божиим попущением, явился новый лжеучитель, граф Лев Толстой.

Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно перед всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его матери, Церкви Православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной, которая утвердила вселенную, которою жили и спасались наши предки и которою доселе держалась и крепка была Русь Святая.

В своих сочинениях и письмах, в множестве рассеиваемых им и его учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого Отечества нашего, он проповедует с ревностью фанатика ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской; отвергает личного Живого Бога, во Святой Троице славимого, создателя и промыслителя Вселенной, отрицает Господа Иисуса Христа – Богочеловека, Искупителя и Спасителя мира, пострадавшего нас ради человек и нашего ради спасения и воскресшего из мертвых, отрицает божественное зачатие по человечеству Христа Господа и девство до рождества и по рождестве Пречистой Богородицы, Приснодевы Марии, не признает загробной жизни и мздовоздаяния, отвергает все таинства Церкви и благодатное в них действие Святого Духа и, ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из таинств, святую Евхаристию. Все сие проповедует граф Толстой непрерывно, словом и писанием, к соблазну и ужасу всего православного мира, и тем неприкровенно, но явно пред всеми, сознательно и намеренно отверг себя сам от всякого общения с Церковью Православной.

Бывшие же к его вразумлению попытки не увенчались успехом. Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею. Ныне о сем свидетельствуем перед всею Церковью к утверждению правостоящих и к вразумлению заблуждающихся, особливо же к новому вразумлению самого графа Толстого. Многие из ближних его, хранящих веру, со скорбию помышляют о том, что он, в конце дней своих, остается без веры в Бога и Господа Спасителя нашего, отвергшись от благословений и молитв Церкви и от всякого общения с нею.

Посему, свидетельствуя об отпадении его от Церкви, вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние в разум истины ( 2 Тим. 2: 25 ) . Молимтися, милосердный Господи, не хотяй смерти грешных, услыши и помилуй и обрати его ко святой Твоей Церкви. Аминь.

Смиренный МАРКЕЛ, епископ. 2 февраля 1901 Совершенно очевидно, что даже намека на какое-либо проклятие этот документ не содержит.

Русская Православная Церковь просто с горечью констатировала факт: великий русский писатель, граф Лев Николаевич Толстой перестал быть членом Православной Церкви. Причем отнюдь не в силу определения вынесенного Синодом. Все произошло гораздо раньше. В ответ на возмущенное письмо супруги Льва Николаевича Софьи Андреевны Толстой, написанное ею по поводу публикации определения Синода в газетах, Санкт-Петербургский митрополит Антоний писал: “Милостивая государыня графиня София Андреевна! Не то жестоко, что сделал Синод, объявив об отпадении от Церкви Вашего мужа, а жестоко то, что сам он с собой сделал, отрекшись от веры в Иисуса Христа, Сына Бога Живого, Искупителя и Спасителя нашего. На это-то отречение и следовало давно излиться Вашему горестному негодованию. И не от клочка, конечно, печатной бумаги гибнет муж Ваш, а от того, что отвратился от Источника жизни вечной”.

Сострадание гонимым и сочувствие обиженным – это, конечно, благороднейшие порывы души. Льва Николаевича, безусловно, жалко. Но прежде, чем сочувствовать Толстому, необходимо ответить на один очень важный вопрос: насколько сам Толстой страдал по поводу своего отлучения от Церкви? Ведь сострадать можно только тому, кто страдает. Но воспринял ли Толстой отлучение как некую ощутимую для себя потерю? Тут самое время обратиться к его знаменитому ответу на определение Священного Синода, который был также опубликован во всех русских газетах. Вот некоторые выдержки из этого послания: “…То, что я отрекся от Церкви называющей себя Православной, это совершенно справедливо. …И я убедился, что учение Церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же – собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающего совершенно весь смысл христианского учения. …Я действительно отрекся от Церкви, перестал исполнять ее обряды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей и мертвое мое тело убрали бы поскорее, без всяких над ним заклинаний и молитв, как убирают всякую противную и ненужную вещь, чтобы она не мешала живым. …То, что я отвергаю непонятную Троицу и басню о падении первого человека, историю о Боге, родившемся от Девы, искупляющем род человеческий, то это совершенно справедливо …Еще сказано: “Не признает загробной жизни и мздовоздаяния”. Если разумеют жизнь загробную в смысле второго пришествия, ада с вечными мучениями дьяволами и рая – постоянного блаженства, – совершенно справедливо, что я не признаю такой загробной жизни… …Сказано также, что я отвергаю все таинства… Это совершенно справедливо, так как все таинства я считаю низменным, грубым, несоответствующим понятию о Боге и христианскому учению колдовством и, кроме того, нарушением самых прямых указаний Евангелия…” Достаточно для того, чтобы стало ясно: по существу дела у Льва Николаевича к определению Синода претензий не было. Были претензии к формальной стороне. Толстой сомневался в каноничности этого определения с точки зрения церковного права. Проще говоря, Лев Николаевич был уязвлен именно тем, что о его отлучении не было громогласно объявлено со всех кафедр Русской Православной Церкви. Его отношение к Определению показывает случай, рассказанный секретарем Толстого, В. Ф. Булгаковым: “Лев Николаевич, зашедший в “ремингтонную”, стал просматривать лежавшую на столе брошюру, его “Ответ Синоду”. Когда я вернулся, он спросил: – А что, мне анафему провозглашали? – Кажется, нет. – Почему же нет? Надо было провозглашать… Ведь как будто это нужно? – Возможно, что и провозглашали. Не знаю. А Вы чувствовали это, Лев Николаевич? – Нет, – ответил он и засмеялся”.

Не вдаваясь в подробности и оценку религиозных воззрений Льва Толстого, можно, тем не менее, ясно увидеть, что эти воззрения не совпадали с Православным вероучением. Со стороны Церкви он получил всего лишь подтверждение этого различия. Напрашивается такое сравнение: мужчина много лет как оставил свою семью. Живет с другой женщиной. И вот, когда первая жена подала на развод и получила его, этот мужчина начинает возмущаться юридическими огрехами в процедуре развода. По-человечески все понятно – чего в жизни не бывает… Но сочувствовать такому человеку, по меньшей мере, странно.

Толстой страдал не от формального отлучения. До самой смерти он не был окончательно уверен в правильности избранного им пути конфронтации с Церковью. Отсюда и его поездки в Оптину пустынь, и желание поселиться в монастыре, и просьба прислать к нему, умиравшему на станции Астапово, оптинского старца Иосифа (тот болел, и в Астапово послан был другой старец, Варсонофий) . И в этой своей раздвоенности Лев Николаевич действительно глубоко несчастен и заслуживает самого искреннего сочувствия. Но бывают в жизни человека ситуации, когда никто на свете не в состоянии ему помочь, кроме него самого. Толстой так и не смог выбраться из той петли, которую всю жизнь сам на себе старательно затягивал.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir. ru, Neinvalid. ru, Matrony. ru, Pravmir. com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Марина Журинская - работы и публикации читать на сайте Православие и Мир | Школа для родителей: воспитание детей от 0 до 4 | Православие и мир | В Калининградской области бездомный кот всю ночь согревал пропавшего мальчика | Православие и мир | Протодиакон Андрей Кураев - работы и публикации читать на сайте Православие и Мир | Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с гибелью Георгия Великанова | Православие и мир | В Москве прошло отпевание погибшего при спасении бездомного Георгия Великанова | Православие и мир | Протоиерей Алексий Уминский - работы и публикации читать на сайте Православие и Мир | От смерти к жизни. Как преодолеть страх смерти. О преодолении депрессии страха смерти | Все статьи | Православие и мир | Путь патриарха. Памяти Алексия II | Православие и мир | О портале | Православие и мир | Дети в семье. Психология взаимоотношений | Православие и мир | Святитель Лука. Факты, документы, воспоминания. | Православие и мир | Старец Илий: "Молитва - это пища нашей души" | Православие и мир | Как выбрать имя ребенку? Как назвать ребенка? | Благовещение. Божественная премудрость | Православие и мир | Я буду называть свою Чучундру – мама | Православие и мир | Покровительство Покрова | Православие и мир | Новый год: отметить так, чтобы назавтра не мучила совесть | Православие и мир | Песни Победы | «Она – самая идеальная» – фото жены всегда рядом с 93-летним вдовцом | Православие и мир | Как крестить ребенка: когда лучше крестить малыша, в какие дни, что для этого нужно | Нелюбимый Петров пост | Православие и мир | Пророческое служение Иоанна Крестителя | Православие и мир | Святая вода в православии | Рождественский пост в 2018-2019 году | Православие и Мир | На полях магнитофонной ленты | Православие и мир | 10 ошибок родителей, которые мешают детям полюбить чтение | Православие и мир | Архимандрит Андрей (Конанос): Христос поведал нам о будущем не чтобы напугать | Православие и мир | Апостолы Петр и Павел: два непохожих апостола | Конец света в 2012 году: 21 декабря 2012 года? | Православие и мир | Есть сцена в Библии, от которой я просто балдею | Православие и мир | Неизвестное Сретение | Православие и мир | Откуда взялся бессердечный благочинный | Православие и мир | Два Андрея | Православие и мир | Проклятье, которого не было.Церковь и Толстой: история отношений | Православие и мир | Люта, как преисподня, ревность | Православие и мир | Святая Матрона Московская | Житие, храм, икона | Соборование: Таинство больных и здоровых | Собор Архистратига Михаила Архангела | Правмир | Ангел Сербской Церкви - о Патриархе Павле | Православие и мир | Заговор. Заговор на любовь, заговор на удачу. Что православие говорит о заговорах | Вокруг него были сотни, но в каждом он видел свет Бога | Православие и мир | Смысл жизни: в чем смысл жизни? | Канонизация царской семьи, икона царской семьи Романовых | Инструктор с синдромом Дауна: в 7 лет она скачивала танцы из интернета | Православие и мир | Владимирская икона Богоматери | Православие и мир | Сергий Радонежский - житие (биография) преподобного Сергия Радонежского кратко в пересказе | Панихида, поминальная молитва | Православие и мир | Татьянин день 25 января: православный праздник | Смерть, отпевание... Вопросы священнику о смерти | Православие и мир | Именины, день ангела: как определить день именин? | Где искать корни обиды? | Православие и мир | Дело абсурдное и явно показательное | Православие и мир | Крестные родители: кто может стать крестным? | Таинство Венчания: от А до Я | Православие и мир | Рождество Богородицы – 21 сентября 2018 года | Коммерческо-религиозный проект священника Владимира Головина | Православие и мир | Рай. Как попасть в рай? Описание рая | Демоны и диавол | Православие и мир | Казанская икона Божьей Матери | Православие и мир | Святитель Спиридон Тримифунтский: житие, икона | Святой Праведный Иоанн Кронштадтский | Житие | Иконография образа святителя Николая Чудотворца - иконы: изображения, картинки, фото и описания | Александр Архангельский: Я доверяю молодому поколению | Православие и мир | Душа после смерти: 3, 9, 40 дней после смерти | Испытания для Петра и Февронии | Испытания любви | "Бикини-на-ватине" и две наволочки сухарей | Православие и мир | Успенский пост в 2018 году 14-27 августа | Православие и Мир | Воздвижение Креста - что поется на службе | Православие и мир | Крещение Руси в 988 году - история, причины | Иисус Христос: жизнь Господа Иисуса Христа | Дело Галилея | Православие и мир | Первые короли Иерусалима (+видео) | Православие и мир |
Надежда Кеворкова: Церковь не нуждается в ...
... что Церковь не умеет правильным образом отражать критику? – Мне кажется, что Церковь умеет все. У Церкви в запасе вечность, поэтому информационные кампании – слишком мелко для нее. Я была бы огорчена, если Церковь привлекла специально обученных людей, которые принялись бы проводить линию. Жизнь Церкви не в этой плоскости. Я не припоминаю ни одного случая, когда Церковь проиграла какую-либо из кампаний, которая против нее была проведена. Если мы разговариваем на языке этого мира с употреблением терминов «агитация», «пиар», «кампания», то наилучшей кампанией (как бы цинично это ни звучало) , которую проводила Церковь, были похороны Патриарха Алексия Второго. В абсолютном информационном молчании выстроилась громадная очередь под окнами Кремля – из мирян, в основном. В эту очередь пришли стоять под дождем очень небогатые люди, которые буквально на перекладных добирались – только бы успеть. Эту очередь не показывали на телевидении. А люди ехали со всей страны прощаться со своим Патриархом. Я была в храме, потом стояла возле следования кортежа. И со мной стояли московские старушки, грузинские, украинские, киргизы с узбеками. Церковь не проводит кампаний, ее сила не в них. – Какие бы ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: Проклятье, которого не было.Церковь и Толстой: история отношений | Православие и мир
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"