> Дело дня: Помогите ребёнку <

Великий пост в вопросах и ответах | Православие и мир

  001  002   003   004   005
В начало текстаВ конец текста
Например, почти любой грех можно “задавить” гордостью или тщеславием, при этом искренне считая, что мы побеждаем.

Весьма полезным образом нашей души может быть сад, который нам дан для возделывания. В нем богатая, плодородная почва, в нем источник воды, а сверху светит солнце. Если в этом саду ничего не сажать, он сам зарастет сорняками, мощными и, в лучшем случае, бесплодными или ядовитыми плодами. Если сорняки просто пропалывать, можно иметь временный успех, но победить невозможно: корни их остаются в плодородной почве, а семена рассеяны везде.

Целью же существования этого “сада” является вовсе не то, чтобы занять садовника прополкой, а в том, чтобы дать богатый урожай плодов, как в известной притче Спасителя про виноградник. Иными словами, надо на место вырванного сорняка сажать плодородное растение, на место греха – добродетель, чтобы силы нашей души не питали сорняк, а давали плод.

Так вот, раздражение, тоска и усталость во время поста могут быть также признаками того, что мы только делаем вид, что меняемся, мы “косим” наши грехи и недостатки, но ничего не сажаем взамен, ходим по кругу, вытесняя одни страсти другими. Лекарством тут может быть труд, реальная работа, реальная помощь и служение кому-то, переход к культивации добродетели, укреплению своей воли в делании добра, согласовании своей воли с волей Бога. В этой связи, кому-то полезно будет пост ослабить, а кому-то – усилить, все люди разные.

Священник Алексий Чумаков Почему пост превращается в формальность? – Сейчас очень много говорят о том, что “пост перестал чем-то быть” для людей, превратился в формальность. Правда ли это? Ведь любой человек, соблюдающий Пост, надеется этим привлечь внимание Бога. Надеется на Милость. Как бы мало не значило это снаружи, даже если в церковь даже в пост ходишь редко, самое-то главное, что человек просит Бога вмешаться в его жизнь и помочь. В какой-то степени просто пассивно ждешь. Что в посте главное — то, что от Бога, или то, что от усилий человека? – Мы, к сожалению, действительно часто видим, что пост превращается в формальность, но связано это не с тем, что человек делает слишком мало, а в том, что пост сводится только к ряду каких-то внешних правил, но не затрагивает души человека.

Так, например, многие очень разборчиво вчитываются в этикетки продуктов, чтобы не вкусить чего-то непостного, но обижают в пост своих ближних, раздражаются и т. д. А ведь главная цель поста – покаяние, очищение души. Отвечает ли этой цели возросшая агрессивность человека? Нет. Но формально – в пище – человек пост соблюдает, и зачастую превозносится над тем, кто постится менее строго.

Конечно, Господь ценит любое усилие, приложенное человеком, любой его труд. Но цель приложения усилия теряться не должна – иначе и усилие тщетно. Бесы-то и в Бога веруют, и пищи вообще не вкушают – но своей гордостью они очень далеко отпали от Бога.

А пассивности в жизни православного христианина быть не должно, вся жизнь человека должна быть активной (но активной к выполнению воли Божией) , ведь «Царствие Божие усилием берется, и трудящиеся восхищают его».

В Типиконе предписан пост для монахов, причем для монахов здоровых, а внизу есть ссылка о том, что можно мирянам. Постный календарь писался несколько веков назад, и нужно еще посмотреть, где и как жили эти люди, на качественный и количественный состав их пищи. Старец Силуан Афонский, когда пришел из армии, мог закусить целым ведром яиц.

Преподобный Серафим Саровский, судя по размеру его обуви, тоже был человеком далеко не маленьким. А он почти три года питался одной лесной травой. И вообще, мог бы кто-нибудь из наших современных дядей со сломанным в двух местах позвоночником пойти в лес и жить там в келлии-избушке, рубить дрова, носить воду, возделывать огород и пчельник? Или Паисий Великий, по описанию тех времен маленький и слабенький на вид, Великим постом за один раз съедал более килограмма хлеба. В Великий пост там монахи собирались на трапезу один раз в неделю, а потом расходились по келлиям, собрав крохи со стола.

Если мы представим, что это были за люди, мы поймем, как они могли выдержать пост с трапезой один раз в неделю. Вот такие люди и писали Устав поста. Поэтому, если мы говорим о соблюдении поста мирянами, в первую очередь, мы должны думать о посте духовном, иначе встречается противоположная вещь: непомерное возрастание гордыни, когда сидят на хлебе и воде и знаться ни с кем не хотят.
  001  002   003   004   005
В начало текстаВ конец текста

Вам может быть интересно:

девочка без руки сказала мне что теперь чувствует себя одинокой зачем американка шьет особенных кукол для детей инвалидностью | алексий митр московский поставляет архим дионисия епископы роспись вознесенского собора печерского мон-ря новгороде 2003 | декабря свято-троицком кафедральном соборе состоится архиерейское богослужение после которого епископ орехово-зуевский пантелеимон встретится представителями социальных отделов епархии | первый день святой четыредесятницы правящий архипастырь молился уставным постовым богослужением главном храме епархии | богослужение вселенской родительской мясопустную субботы |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Великий пост в вопросах и ответах | Православие и мир
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера