> Помогите ребёнку на реабилитацию <

Циклы в православии и естествознании : Портал Богослов.Ru

  001  002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013
В начало текстаВ конец текста
Соответствующие службы имеются в каждом из трех кругов. Можно сказать, что имеется три времени: дневное, седмичное и годичное, которые циклически повторяются – каждое со своим периодом. И события Священной истории представлены во всех этих временах.

Другой пример можно привести из Новозаветной истории. Ее центральное событие также представлено во всех трех кругах богослужения: Распятие Спасителя Великая Пятница Страстной седмицы Пятница каждой седмицы 6-й час полдень Если принять, что каждый круг представляет свое время, то можно рассмотреть их времена как независимые друг от друга. Тогда многие события Священной истории происходят в каждом из них и определяют тем самым связь кругов друг с другом. Конечно, времена кругов богослужения связаны еще и с астрономическим временем. Имеется чисто естественнонаучное соответствие между ними, которое можно изобразить следующим рисунком: Рис. 1 Прямая внизу показывает, как времена кругов богослужения изображаются в линейном направленном времени.

Литургически время определяется своим содержанием – теми событиями, которые отмечаются, празднуются, поминаются в какой-то его момент. Если нечего поминать, то и времени просто нет. Итак, имеется соответствие кругов богослужения, которое определяется прежде всего праздниками и днями памяти, но при этом есть и астрономический аспект.

В православии можно увидеть и другие циклы (не только те, которые как будто имеют «естественнонаучное» происхождение) . Это циклы Евангельских чтений и чтений других богослужебных книг. Рядовые чтения Евангелий на воскресных Литургиях, в которых тексты одного Евангелиста сменяются другими, состоят из трех циклов: а ( от Пасхи до недели Пятидесятницы; б ) от недели Всех Святых до недели о Закхее; в (от недели о мытаре и фарисее до Вербной недели.)

Последовательное чтение рядовых Евангелий на Литургиях образует единую структуру со своим временем. В прилагаемом к богослужебному Евангелию указателе чтений прямо пишется, что « год в церковном исчислении времени, относительно (курсив авт.) чтения Евангелий и Апостола, начинается днем Светлого Христова Воскресения и разделяется на три круга».

Очевидно, что представление о времени каждого цикла или круга довольно явно выражено в богослужебной литературе. Кроме того, многие циклы не имеют никакого астрономического основания, и связи между ними устанавливаются только событиями Священной истории. Отсюда можно сделать вывод, что структура циклических времен, согласованных друг с другом, имеет не случайное или подсобное, но принципиальное значение в православном взгляде на мир. Можно сказать, что она имеет онтологическое значение и определяет строение православного мира. II. Описанной нами циклической структурой времени далеко не исчерпываются представления о времени, имеющиеся в православии. Как было упомянуто выше, служба Божественной литургии не принадлежит ни одному из богослужебных кругов. Она находится вне них, как бы над ними и принадлежит в ечности. Термин «вечность» используется в богослужебных текстах прежде всего применительно к векам или эонам. Они относятся к тварной вечности: тем самым признается, что сотворенный мир находится не только в историческом времени, но и в вечности.

Многие отцы Церкви писали, что «прежде» творения мира во времени было " некоторое состояние, приличное премирным силам, превысшее времени, вечное, присно продолжающееся " [2]. Ην τις πρεσοντέρα της του κόσμου γενέσεως κατάστασις ταις υπερκοσμίοις δυνάμεσι πρέπουσα, η υπέρχρονος, η αιωνία, η αίδιοσ. Hom. In Hex. , 1, 5, 13A (SC 26bis) Здесь речь идет именно о тварной, а не о божественной вечности. В ней и были созданы премирные силы, т. е. ангельский мир. Об этом же пишет и блаж. Иероним: Sex milia necdum nostri orbis implentur anni et quantas prius aeternitates, quanta tempora, quantas saeculorum origines fuisse arbitrandum est in quibus angeli, throni, dominationes, ceteraeque uirtutes seruierint Deo, et absque temporum uicibus atque mensuris, Deo iubente, substiterint!

Hieronimus. Epist. ad Titum I77C (CCSL) «Нашему миру не исполнилось и шести тысяч лет, сколько, должно полагать, до него протекло вечностей, сколько времен, сколько неиз рéч енных веков, в продолжение которых ангелы, престолы, власти и прочие силы служили Господу и существовали по воле Его, без всякого измерения и перемены времен» (перевод митр. Макария Булгакова) .

В имеющейся литературе имеется явное невнимание к этому кругу вопросов [3]. И это несмотря на то, что упоминание Вечности происходит в богослужении практически не только в каждой службе, но и в каждой молитве! В завершении молитвы «Слава Отцу, и Сыну, и Духу Святому, и ныне, и присно, и во веки веков» имеющееся выражение « во веки веков » прямо относится к тварной, эонической вечности. Более того, здесь подчеркивается ее нетривиальная, иерархическая структура. Наиболее открыто об этом писал преп. Максим Исповедник в своих Главах, имеющихся в Добротолюбии (но, кажется, выпущенных в русском переводе свт.
  001  002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013
В начало текстаВ конец текста

Вам может быть интересно:

богослужение недели мытаре фарисее великой субботы | годового подвижного богослужебного круга | богослужение неделю мытаре фарисее | калуге состоялось открытие богородично-рождественских образовательных чтений | иудейское богослужение |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Циклы в православии и естествознании : Портал Богослов.Ru
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера