В истинном паломничестве нет ни капли развлечения | Православие и мир

  001   002  003   004
В начало текстаВ конец текста


Есть на нашей Земле сакральные места, на которых, как на угодниках Божьих, печать Богоизбранности, где время не искажает святые черты. Где сохранно все и ничто не портится ни сыростью, ни подлостью. Где память не утрачивается, где можно самому увидеть все то, на что надеешься. И сколько бы ни шли здесь многочисленные войны, ни пылали костры пожарищ, и ни сгущался туман заброшенности и разрухи, вновь и вновь продолжается на них святая молитва, звучит колокол, совершаются Таинства: Неуловимо веет Чистота, Благоухает тайна Обновленья.

Но есть места, которые не связаны ни с какими церковными событиями или святыми людьми, а просто выражают сущность православного духа. Такие места действуют на сердце с неотразимой силой – они благостны, успокоительны, и в них есть нечто священное. Такие места не освящены никакими событиями из «священной истории», но святы потому, что человек относится к ним, как к святыне. Такие места наполняют нас душевной легкостью и благоговением перед красотой своей земли. Про такие духовные оазисы писатель Константин Паустовский сказал: «Есть места, которые по своей прелести и сиянию простых полевых цветов вызывают в душе состояние глубочайшего мира, и вместе с тем странное желание умереть только здесь».

Задыхаясь в хаосе мегаполиса, современному горожанину хочется испытать восторг и истинное удовлетворение от молитвенного общения один на один с Творцом, неважно где – в намоленной веками монастырской обители или убогой сельской церквушке, заснеженной сибирской тайге или на предвершинном горном перевале. Это не безоглядное бегство от всех и вся, не отшельничество, а опытное испытание Веры и Любви к Богу и человеку, ибо сказано: “Если находишься здесь телом, а не находишься духом, то сие бесполезно. ” (свт. Кирилл Иерусалимский) .

И очень нелегко после этого возвращаться в мирскую суету и всеобщее оскудение духа, особенно усугубившееся в последнее время в связи с умалением среди людей веры, надежды и любви. Чтобы успешно противостоять воинствующей безнравственности и изысканному цинизму обывательского «потребизма», следует, прежде всего, истово возлюбить родные корни, данную нам веру, нашу плодоносную землю, молитвенно помнить и почитать предков, чувствовать связь поколений.

И к чужим культурам надо пытаться подходить с интересом, с любовью – это основа свидетельства Православия, меч духовный, как учат нас прославленные пастыри-миссионеры: знаменитый востоковед архимандрит Иакинф Бичурин, святители Николай Японский, Герман и Иннокентий Аляскинские, Макарий Алтайский, Стефан Пермский и другие.

Фото: Владимир Чуприков photosight. ru Не успеешь опомниться – и уже проходит земная жизнь Сегодня эгоцентризм, как медленно действующий яд, разлагает нас и в крупном, и в малом. Романтика умирает, не находя опоры в окружающей жизни. Однако, оставаясь наедине с природой, человек любуется заснеженными вершинами и излучинами рек, дремучим лесом и лесным зверьем, росой на утреннем лугу и звездной бездонностью, – но только не собой.

Самолюбование несовместимо со страннической жизнью. Если он начнет самолюбование, он не сможет поставить палатку, развести огонек для озябшего и накормить его супом. В окружающей нас предметной действительности правильно путешествующие люди могут служить здоровым разоблачением нездоровому и ложному примитивизму в представлении о том, что наружной шелухой предметов определяется все богатство бытия. Взирая на красоту окружающего мира духовным оком и одновременно проходя по нему усталыми ногами, ни на минуту не забываешь о внешней оболочке, и в то же время прозревается вечное, невидимое еще бытие – утверждение реальности невидимого мира в добавлении к реальности видимого. «Все ищут покоя, но покой приходит к нам изнутри. И те бедняги, что паломничают от одной святыни к другой, хотят найти Христа, в то время как Христос находится возле них. Имея возможность найти Его без труда, они утомляются и в конечном итоге не находят его. Человек по-настоящему духовный не получает покоя от шатаний и любований разными достопримечательностями. Они для тех, кто страдает, потому что помогают им немного забыть свое расстройство. Человек духовный, имеющий божественное утешение, не нуждается в подобных вещах.. » (прп. Паисий Святогорец) .

Чрезмерная стремительность нашего времени у многих порождает горечь о том, что не удалось и, по-видимому, не удастся увидеть весь мир в его ошеломляющем и таинственном разнообразии. Не успеешь опомниться – и уже проходит земная жизнь, а ты не увидел еще и сотой доли того очарования, которое Господь щедро разбросал вокруг. Но это не так уж страшно, если вспоминать увиденные места не по их количеству, а по их свойствам, по их качеству.

Можно даже, сидя всю жизнь на дачном клочке земли, увидеть необыкновенно много. Все зависит от пытливости ума и от глубины зрения души.
  001   002  003   004
В начало текстаВ конец текста

Предыдущий текст

Источник текста

Вам может быть интересно:

часовня при вологодском техникуме железнодорожного транспорта | православном богослужении | православном богослужении церковных таинствах | прославление пресвятой богородицы православном богослужении | церковнославянском языке русском православном богослужении |
Постоянная ссылка: В истинном паломничестве нет ни капли развлечения | Православие и мир
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера