Многозначность термина «природа» как одна из проблем трактовки ...

  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017  018   019   020   021   022   023   024   025   026   027   028
В начало текстаВ конец текста
Если Христос одновременно знал сроки второго пришествия (как Бог) и не знал их (как человек) , то говорить о том, что Он соединял в своем лице (в современном понимании этого слова) божественную и человеческую природы, уже нельзя.

Вывод: язык христологических споров времен Халкидонского собора в наше время уже не кажется адекватным языком для размышлений о тайне богочеловечества Христа. Мы верим в сверхкультурный характер христианской вести. Однако попытки выразить эту весть на языке современной культуры можно пересчитать по пальцам: Швейцер, Барт, Франк, Бультман, Тиллих. Даже если этот список неполон и его можно расширить, этого все равно ничтожно мало. Не в этом ли одна из причин стремительной секуляризации христианского мира? Ответить

Единственное, с чем могу согласиться, это то, что в данной моей статье действительно мало конкретных ссылок на Платона и Аристотеля. Но, во-первых, статья посвящена вовсе не исследованию наследия этих авторов. Предметом исследования является, так сказать, контактная зона между халкидонской и нехалкидонской христологиями. И в этой зоне все описанные мною значения термина " природа " (кроме первой) присутствуют (полагаю, любой, кто хорошо знаком с полемикой между указанными сторонами, с этим согласится) , а терминов, соответствующих многим из этих значений, просто нет. Я, собственно, и предлагаю навести здесь порядок (вот это главное) , упорядочить все использовавшиенся в христологии значения и ввести недостающие термины. Если кто-то может сделать это лучше, я буду только рад.

Во-вторых, вновь вынужден выразить своё сожаление по поводу того, что до сих пор не вышла моя статья " Концепции общей и частной природ... " . В ней я постарался более или менее подробно проследить генезис указанных концепций, и привёл немало ссылок на античных авторов, в частности, на Аристотеля; и по этой причине не счёл целесообразным всё это повторять ещё раз. Но, думаю, все мы понимаем, что возможны различные прочтения античных мыслителей, поэтому, чтобы не увязнуть в бесконечных спорах по поводу того, какое прочтение является правильным, мы можем (или даже должны) довольствоваться тем прочтением, которое было у халкидонских и нехалкидонских авторов. Поэтому, когда речь идёт о том или ином значении термина " природа " , в нашем контексте обычно целесообразнее ставить не вопрос " где об этом говорит Платон (или Аристотель) ? " , а вопрос " где об этом говорит преп. Максим Исповедник (или преп. Иоанн Дамаскин, или Иоанн Филопон) ? " . Если бы автор критики (я так понял, что он является философом, но не богословом) был лучше знаком хотя бы с работами последних трёх, то многие его вопросы, в частности, связанные с " логосом природы " , отпали бы сами собой. Он напрасно так уверен, что преп. Максим отождествляет " логосы " с Платоновскими " идеями " . К примеру, д. ф. н. В. Петров, не так давно защитивший докторскую диссертацию по преп. Максиму, во время обсуждения данного вопроса в Институте философии высказывал прямо противоположное мнение. Хотя здесь, на мой взгляд, всё достаточно просто: " логосы " относятся к области божественных энергий, а " идеи " понимаются Платоном и неоплатониками как сущности. Отказываются ли Прокл и Аммоний от того, что " идеи " являются сущностями? Нет. (Впервые от этого отказываются неоплатоники-христиане Филопон и Давид. Нисколько не умалаю значимость фигур Прокла и Аммония, но, как ни крути, у предшественников Давида имеет место крайний реализм, а никак не умеренный) . Считает ли преп. Максим (или любой другой из восточных св. Отцов) " логосы " сущностями? Тоже нет. Как же уважаемый критик так безапеляционно отдождествляет " идею " и " логос " ?..

Таким образом, соглашаясь со справедливостью некоторых чисто технических замечаний, полягаю, вышеизложенное достаточно убедительно показывает, что с точки зрения существа дела критика имеет серьёзные изъяны, и её автор, к сожалению, сам должным образом не разобрался в ряде вопросов православного богословия. Ответить

Рубен Мкртчян, Россия, Москва 5. 06. 2013 в 15: 49 Дорогие друзья! Хотел прежде всего поблагодарить всех за внимание к моей статье. В то же время считаю не лишним более подробно, чем это сделано во введении к ней, остановиться на том контексте, в котором она написана.

Как, вероятно, многим из вас известно, в конце ХХ века стоял вопрос о признании со стороны Правосланой Церкви Древних Восточных Церквей православными и о восстановлении евхаристического общения с ними. Очевидным препятствием к этому является то обстоятельство, что последние не принимают вероопределение Халкидонского и последующих Соборов.
  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017  018   019   020   021   022   023   024   025   026   027   028
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

купание проруби полезно только соединении молитвой богослужением епископ якутский роман | толковый словарь живого великорусского языка даля буква признавать | скажите пожалуйста как правильно относиться тому что храмах богослужение идет нескольких языках | архиепископ иларион человек cможет адекватно воспринимать богослужение русском славянском языке если проникнется тем духом тем образом мыслей которыми были порождены богослужебные тексты | григор апират армянский католикос |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Многозначность термина «природа» как одна из проблем трактовки Халкидонского ороса : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера